Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скандинавская модель общества 5 страница



Социальное дело, под которым понимается интерес государ­ства в поддержании определенного уровня благосостояния его подданных, привлекло внимание самого государства достаточно давно. Стоит вспомнить, что в эпоху античности полис уже брал на себя заботу по оказанию помощи нищим. Один из ярких при­меров — фрументации народа в Риме. На Древнем Востоке, на­пример в Египте, мы также встречаем некоторые формы государ­ственной заботы о бедных. Одним словом, эта сфера обществен­ных отношений регулируется государством издавна.

В Европе особенно активно государство стало прибегать к регулированию такого рода отношений в эпоху полицейского го­сударства (XVIII в.). Север Европы не стоял в стороне от обще­европейской практики. В том веке здесь впервые появилось за­конодательство о бедных, о запрещении нищенствовать, в конце его — под воздействием философии Просвещения — появляются законы о школьном образовании. Меры, которыми обеспечива­лось это регулирование, были исключительно полицейскими, что позволило С.Киркегору отрефлектировать их в одном их своих известных афоризмов, поводом к которому послужил известный случай богатого улова лосося гамбургскими рыбаками. Власти го­рода в связи с этим издали постановление, в котором отмеча­лось, что, хотя лосось является деликатесом, но в больших коли­чествах он вреден для здоровья, поэтому каждая домохозяйка могла угощать лососем своих гостей только один раз в неделю. “Существует желание издать точно такое же предписание, ка­сающееся сентиментальности”, — иронично заключил по этому поводу философ48.

Противоречивость между рациональным стремлением властей улучшить жизнь рациональным же средством привела в Европе к кровавой бойне, известной под названием Французской револю­ции, и временному отказу от рационального вмешательства в жизнь подвластных. Правда, от этого невмешательство не пере­стало быть рациональным. Осуществление лозунга “невидимой руки” (invisible hand = usynlig hand) привело к середине XIX сто­летия к общему обострению классовых противоречий, как раз и позволившему Карлу Генриху Марксу сформулировать свою зна­менитую теорию классовой борьбы и необходимости революци­онного преобразования общества. Радикальность требований о преобразовании общества позволила ученым-обществоведам того времени дать более четкое определение понятия социального де­ла, при этом лучшим из них является, на наш взгляд, определе­ние Л. Штейна, который, основываясь на учении о душе государ­ства, понимая под этим народ (а не только нацию, как это дела­ли либералы), поставил задачу для государства заботиться о своей душе. Социальный вопрос тогда получил окончательное свое определение: “Как бескапитальный труд может достигнуть хо­зяйственной самостоятельности посредством приобретения капитала...”49

Эпоха реформ Бисмарка в объединенной Германии показала Европе, что вопрос этот решаем, правда, не до конца. Острота социальных противоречий не снята на Западе и по сей день. Как показывает современная практика, стоит лишь государству в ус­ловиях кризиса сократить расходы на социальные нужды, сразу же классовый мир или сотрудничество становятся мифом, а при­зрак коммунизма снова начинает свой путь.

* * *

Формула Штейна является действительной до сих пор; естест­венно, время, прошедшее с момента ее появления, отразилось на степени ее актуализации, категории социального дела подверг­лись большему уточнению. И здесь мы можем сослаться на капи­тальный труд Эрика Аллардта, посвященный как раз этим кате­гориям: Allardt Е. “Att ha, att alska, att vara. Om Valfard i Norden”. Lund, 1975.

Социальное дело как общий термин раскрывает свое содер­жание (под этим мы понимаем и решение его) в предикатах, иначе — категориях. Такая формализованная логическая цепь суждений позволяет более четко понять, какую задачу ставит пе­ред собой государство Севера Европы и как эту задачу решает. Обобщенной категорией по отношению к социальному делу яв­ляется категория благосостояния, или благоденствия (Welfare, velferd, valfard, velferd, hyvinvointivaltio), изменяющая структуру го­сударства; оно [государство] при этом имеет тип “государства благоденствия” (Welfare State, Sozialer Rechtsstaat, Velferdsstat, hyvinvointivaltio). Будучи государством благоденствия, оно стремит­ся превратить свою основу — общество — в “хорошее общество” (del goda samhallet), определить качественное (то есть определить, насколько оно хорошее) состояние которого помогают ответы на два вопроса: (1) сколь много государство тратит на социальные нужды, (2) каков качественный уровень жизни людей в таком го­сударстве. Ответы на эти вопросы позволяют четко определить фактический уровень и качество жизни людей. Качество, таким образом, становится следующей категорией “хорошего” или “доброго” общества как элемента (категории) благосостояния.

Уже на этом уровне благосостояние поддается концептуаль­ному и четкому определению, поскольку позволяет выделить из него наносные или иррациональные моменты, например такие, как моральное восприятие общества благосостояния. Классиче­ский пример моральной оценки благоденствия — De Civitati Dei Бл. Августина или, если копнуть еще глубже, “Государство” Пла­тона. С моральной или религиозной точек зрения общество будет хорошим и благоденствовать, если в нем обеспечивается хорошая связь человека с Богом или Идеей (миром идей). Несмотря на внутреннюю тавтологичность такого определения, современное общество согласно ему рассматривается как хорошее, поскольку обеспечивает хорошую связь человека с экономико-политической системой за счет широкого доступа к институтам этой системы. Категории, в которых реализуются такая связь или такой доступ, требуют своего определения.

Посылка, как представляется, ценная, ибо “благосостояние и уровень удовлетворения потребностей воздействуют на качество морали людей”, — тезис, как очевидно, не требующий особого разъяснения. Конечно, если только речь не идет об алкоголиках, наркоманах и врожденных преступниках. Но и для них “хорошее” общество может создать условия, при которых их от­рицательное воздействие на окружающих сведено к минимуму.

Категориями благосостояния оказываются желания (onskar) и потребности (behov) людей. В таком случае наиболее легкий способ определения благосостояния — это простое арифметическое сложение потребностей и желаний людей, которые должны удов­летворяться: “Благосостояние является состоянием, при котором учитываются желания и потребности людей”, — говорит Ал-лардт50; однако он сам прекрасно понимает, что подобная фор­мула не свободна от противоречий, поскольку при данных усло­виях существует объективное противоречие между желаниями людей и их идеальным представлением о самих желаниях и о способах их удовлетворения. Кроме того, утилитаристское пони­мание благосостояния не может быть самотождественно или тав-тологично. Это становится очевидным тогда, когда люди дейст­вуют вопреки своим интересам, пусть даже и осознанным ими. В этом случае не помогает даже категорический императив Канта.

Выход из дихотомии социального дела видится в привлечении к анализу категорий истории, главная из которых — категория исторического условия, блестящим мастером определения и ма­нипулирования которой был, как известно, К.Г.Маркс. Цен­тральное место в исторической перспективе решения социаль­ного дела должна занять категория потребности (behov).

Вообще, Э.Аллардт весьма подробно останавливается на ее анализе, важность которого для понимания скандинавского взгляда на социальное дело безусловна. Потребность — это со­ставляющая благосостояния, частная его форма, актуализирую­щая его сущность. Именно поэтому благоденствие определяют как историческую степень удовлетворения потребностей. При этом отличие потребностей от желаний (onskar) носит фундамен­тальный характер.

Выше мы уже касались одного из главных их отличий — ир­рационального характера желаний, тогда как потребность всегда рациональна как с внешней, так и с внутренней своей стороны. Внешняя ее рациональность выражается в форме потребности — это институционализированное желание, более четко оформлен­ное социальным действием. Аллардт в этом случае говорит о большей основательности (grundlaggande) потребности, в отличие от желания. Внутренняя ее рациональность заключается в том, что “потребность имеет отличие от желания в своем конечном характере (finalistisk karaktar)”5!. Конечный характер в качестве категории служит обозначением конечного результата в виде реа­лизованной потребности.

Иными словами, конечный характер потребности выража­ется формулой конъюнкции (в логике Георга фон Вригта):

желание (а) субъекта (В) достичь (R) результата (М) осуществлено полностью, поскольку это истинно с логической точки зрения: B(a)&(B-”M)&R(a,M), что сводимо к тавтологии:

(А&В)->(А&В)52. Реализованная потребность есть не только путь к своему результату, очевидному благу, к которому стремится че­ловек, но и сама по себе уже представляет благо, то есть соци­альную ценность. Итак, мы приходим к еще большей актуализа­ции категорий социального дела — к понятию блага или ценно­сти (varde).

Со времен Аристотеля определено, что благо — это то, к чему стремятся люди. В ненаучном контексте благо — это счастье. Однако счастье — это скорее содержательный момент блага, вос­принимаемого как форма счастья. Субъективность последнего очевидна, поэтому форма может быть единственным предметом нашего анализа. Короче говоря, в каких исторических условиях возможно счастье? Этот вопрос неизбежно сводится к вопросу о возможности (понимаемой как реальность) создания все боль­шего количества формальных оснований для счастья индивидов. Следовательно, задача общества есть создание ресурсов, которые позволяют реализовывать все большее количество формализо­ванных оснований счастья — потребностей, объединенных, в свою очередь, на платформе еще большего формального основа­ния — социальной ценности.

Ценность, будучи подвергнута актуализации, предполагает три основных категории, понимаемые как категории потребности и одновременно категории благосостояния53:

Att НА HAVING ИМЕТЬ Alt ALSKA LOVING ЛЮБИТЬ Att VARA BEING СУЩЕСТВОВАТЬ

Три основные для Севера Европы категории благосостояния в некоторых своих чертах, конечно, совпадают с аналогичными ка­тегориями социального дела для других стран Запада. Но некото­рые отличия все же имеются. В частности, первая категория — “иметь” — предполагает в государственной практике по ее пре­творению многовариантность в способах оказания помощи со стороны государства. Если для Запада, как показывает сопостав­ление стандартов жизни, принятых ООН, со стандартами северных стран, во многом стоит еще вопрос о дифференциации со­циальных благ, то в Скандинавии речь идет об углублении уже дифференцированных. Несмотря на то, что этот вывод сделан без малого 25 лет назад, никто не станет спорить, что уровень и качество.жизни в Скандинавии выше, чем в остальной Европе54.

Безусловно лидерство северных стран и при реализации такой категории, как “любить”. Составляющими этой категории, что стоит иметь в виду, являются не секс, а общественная солидар­ность и консенсус. При реализации последних элементов катего­рии “любить” общество приобретает симметрические черты, то есть большую устойчивость внутри себя. Во многом это означает решение проблемы социального равенства (относительного, ко­нечно, здесь стоит вспомнить 15 фамилий в Швеции или 1000 академических семей в Норвегии). Равенство, в свою очередь, означает единство общества, возможность для его членов реали­зовывать свои основные потребности.

Инструменты (институты) обеспечения единства общества в Скандинавии впечатляют: от весьма жесткого налогового законо­дательства, гарантии одинаковых стандартов образования, прове­дения досуга, медицинского обслуживания и пр. до законода­тельства о языке. Язык как средство общения издавна служит предметом законодательного регулирования, вплоть до определе­ния квоты вещания или тиража газет на диалектах или языках национальных меньшинств. И это все несмотря на то, что в се­верных странах возможность достижения симметрии в обществе заложена самой природой — все они географически малы и эт­нически однородны.

Понятно, что при таком качественном и высоком уровне реа­лизация категорий благосостояния, последняя из них — катего­рия “существовать”, также будет означать большую способность для скандинава в реализации собственных возможностей. В более общем смысле — это критерий доброй для него судьбы, впечат­ляющей биографии. Надо сразу же заметить, что среда, в кото­рой скандинавы предпочитают реализовывать свою судьбу, не отличается от западной среды — места работы (arbetsliv).

* * *

Подводя итог, можем сказать, что социальное законодательст­во представлено в северных странах наиболее мощным слоем нормативных актов, предметом регулирования которых является, с одной стороны, структура органов государства, занятых в этой области, а с другой стороны — установление стандартов жизни для своих граждан.

И в этом смысле мы в общем и целом можем наблюдать сле­дующую однотипную картину. Главным органом управления со­циальным делом в северных странах является соответствующее министерство (департамент), основная задача которого — опре­делить норму бюджетных расходов на различные социальные программы. Важно иметь в виду, что здесь мы можем встретить своеобразное диверсифицированное управление — не одно, а не­сколько министерств, занятых отдельными аспектами социаль­ного дела. В связи с общей политикой децентрализации государ­ственного управления руководство и осуществление социальных программ фактически происходит на уровне местного само­управления. Этим занимаются повсеместно соответствующие от­делы губернских и коммунальных правлений.

1 Dahlkvist М. Staten i socialdemokratien och socialismen. En inledande analys. Lund, 1977. S. 117—118.

3 Г.Эспин-Андерсен и В.Корпи в этой связи даже пользуются понятием маргинальной модели государства благоденствия: Esping-Andersen G., Korpi W. From poor relief towards institutional Welfare States: the development of Scandinavian social policy. Meddelande av institute! for social forskning. № 5, Stockholm, 1984. P. 1-2.

4 Norlev E. Om statsstyrelsens granse. Stockholm, 1956. S. 13 (перевод на шведский язык).

5 Whynes D.K., Bowels RA The economic theory of the state. N.Y., 1981. P. 19.

6 Esping-Andersen G., Korpi W. Op. cit. P. 5; добавим, что, как весьма верно заметил один англичанин об этих странах, — это “общества институ-ционализированной солидарности”. См.: Milner H. Social democracy in practice. Case of Sweden. Oxford, 1990. P. 17.

7 Werin L. Ekonomi och rattssystem. Lund, 1982. S. 604.

8 Gulbransen E. Juridisk leksikon. Oslo, 1994. S. 184.

9 RossA. Statsretlige studier. K0benhavn, 1977. S. 126.

10 Norlev E. Op. cit. S. 68-69.

п Wigfors Е. Efter valfardstaten. Stockholm, 1956. S. 47. 12 Lindbeck A. The poltical economy of the New Left. P. 95.

13 См. анализ этой школы: Исаев М.А. Методологические парадоксы школы “скандинавского правового реализма” // Право и жизнь. 1995. № 7.

14 J0igensen S. Ret og samfiind. K0benhavn, 1970. S. 100; хотя следы этого ухе можно найти и в учении К-Оливекроны о перфомативных императивах. См.: Olivekrona К. Rattsordningen. Ideer och facta. Lund, 1966. S. 134.

15 Whynes D.K., Bowels R.A. Op. cit. P. 9—10.

16 Segeistedt Т. Gmppen som kommunikations system. Uppsala, 1955. S. 5—6.

17 См., например: Det norske samfiinn / Rogoff-Rams0y N., red. Bd. 1, Oslo, 1977. S. 180; Class and Social Oiganisation in Finland, Sweden and Norway, Uppsala, 1988. P. 117; Stat, kultur og subjektivitet / HoffJ., red. K0be-nhavn, 1985. S. 72-73; Olsen J.P. Oiganised democracy. P. 19 et. fig.

18 См., например, барон Берендтс Э.Н. Государственное хозяйство

Швеции. Ч. 1. СПб., 1890. С. 16—40 или Anners E. Den europeiska retten-shistorie. Oslo, 1988. S. 353.

19 Что, между прочим, говорит о наличии отдельной политической при­чины (будь то идеология laissez-faier. Welfare State и т.д.) возникновения этого сектора. У Лоренца фон Штейна есть замечательные на этот счет сло­ва, которые, на наш взгляд, напрямую связаны с анализируемой нами про­блемой: “Внутреннее управление по своему формальному понятию пред­ставляет собой совокупность тех сторон государственной деятельности, ко­торая доставляет отдельному человеку условия для его индивидуального развития, не достижимые его собственной энергией и усилиями. Идея внутреннего управления основывается на том, что идеал человеческого раз­вития есть совершенный человек” (Учение об управлении и право управле­ния. СПб., 1879. С. 49). Иными словами, идея вмешательства в экономику страны имеет под собой более глубокую основу, нежели просто вмешатель­ство ради вмешательства, как это часто можно видеть в учениях апологетов кейнсианства. Самой главной целью здесь, безусловно, является достиже­ние социального мира и стабильности, следствием чего, в свою очередь, должна быть сбалансированная смешанная экономика.

20 Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 535. 136

21 См., например: Волков А.М. Швеция: социально-экономическая мо­дель. М., 1991. С. 23—26; Эбре Л. Экономика Дании. М., 1980. С. 117 и др.

22 См.: Ringstadt V. Innf0ring i samfunris0konomi og ekonomisk poli-tikk. Oslo, 1989. S. 303; Blomh0j, Svaneborg М. Den ofientlige sektor i Dan-mark. Kobenhavn, 1982. S. 11; Brix 0., Paulsen C.-P. Nationatekonomi, teori, mal og midler. Kobenhavn, 1980. S. 247; Furaker B. Stat och offentlig sektor. Stockholm, 1987. S. 44.

23 См., например: Kristen O.P. Vaeksten i den oflentlige sektor. Kebenhavn, 1987. S. 15. Стоит отметить также, что физический размер общественного сектора относительно невелик: приблизительно 10—20% от всей экономики страны. В Швеции он и того меньше — только 5%, но крайне огромны расходы всей страны, направленные на поддержание его существования, — в среднем 55—60% от всего валового национального дохода. При этом сле­дует иметь в виду, что эта цифра показывает не доходность общественного сектора, а его “экспансию”, как назвал этот феномен Ассар Линдбек, см.

его: Blandekonomi i omvaldning. Stockholm, 1973. S. 57—58. В Дании, на­пример, расходы на общественный сектор в 157 раз превышают доходы от него, см.: Finansielle institutioner og markeder. K.0benhavn, 1984. S. 126.

У этой проблемы есть также несколько иное объяснение. Поскольку общественный сектор формировался за счет национализации предприятий или монополизации какого-либо вида хозяйственной деятельности, то на­ционализация в таком случае означает, что группа бюрократов распоряжа­ется национализированной собственностью. Неизбежно эти бюрократы на­чинают впадать в экспансию не из-за того, что это им нравится, а из-за того, что они ничего не знают, кроме техники “голого администрирования” (См.: Furaker В. Ор. cit. S. 83). В то же время в литературе можно встретить утверждение о том, что рост экспансии общественного сектора прекратил­ся, он внутреннее интенсифицировался, что неизбежно в скором времени скажется в тенденции сокращения объема деятельности общественного сектора в Скандинавии. Теперь в основном задача этого сектора состоит не в контроле за экономикой, как это было раньше, а в предложении боль­шего количества услуг общественности, которые не в силах предоставить рынок: Stat, kultur og subjektivitet, K.0benhavn, 1985. S. 66—67. Эту тенден­цию мы как раз сейчас и наблюдаем на Севере Европы, особенно в Шве­ции и Финляндии, вступивших недавно в ЕС.

24 Whynes D.K., Bowels R.A. The economic theory of the state. N.Y., 1981. P. 112—113. Хотя справедливости ради необходимо заметить, что указан­ные авторы не являются пионерами в этой области. Еще раньше Г.Кельзен подверг достаточно справедливой критике концепцию разделения властей, выдвинув взамен тезис о “распределении власти” между субъектами поли­тического властвования. См.: General theory of law and state. Harvard, 1945. P. 272-273.

25 Finansielle institutioner og markeder. K.0benhavn, 1984. S. 228 fig.

26 Bjerve P.J. Op. cit. S. 120; Penningspolitik i Norden. Stenius M., red. Lund,1987. S.77.

27 Еще ее иногда называют “EFO model”. См.: Meyerson P.-M. The Welfare State in Crisis — the case of Sweden. Stockholm, 1983. P. 30. Она под­разумевает, что размер производства зависит от возврата капитала из дру­гих стран, имеющих со страной кооперационные связи. В случае, если воз­врат небольшой, то есть прибыли мало, в стране уменьшаются инвестиции, как следствие этого падает само производство, увеличивается безработица. Профсоюзы требуют увеличения зарплаты, что ведет к увеличению инфля­ции. Поэтому переговоры профсоюзов и предпринимателей всегда увязаны с такими колебаниями на мировом рынке. Кроме того, получается, что уровень зарплаты, как и инфляции, зависит от колебания курса своей ва­люты по отношению к другим сильным валютам. Поэтому, чтобы избежать таких трудностей, правительства северных стран очень часто искусственно то повышают, то понижают уровень инвестиций в экономику, что позволя­ет им выполнять свои предвыборные обещания о снижении безработицы и высоких налогов.

28 Pennmgspolitik i Norden. S. 35; Finansielle institutioner og markeder. S. 77; Ringstadt V. Op. cit. S. 320-321 fig.

29 См. подробнее о статусе Управления: Elder N..C.M. Government in Sweden. Oxford, 1970. P. 93-94; SOU 1986: 22, Riksbanken och riksgalds­kontoret. S. 221—222, fig.

30 Стоит, однако, отметить, что экспроприация взята нами в качестве примера наиболее яркого выражения государственного регулирования ре­жима собственности. Помимо экспроприации скандинавские страны до­вольно активно используют и не столь жесткие, как экспроприация, мето­ды регулирования. Например, скупка, в том случае, разумеется, когда соб­ственник желает продать свое имущество добровольно, концессия — госу­дарство может потребовать передачи ему в концессию того или иного объ­екта собственности, при этом право собственности (dominius) остается за собственником. Государство тут только извлекает выгоды для себя — в этом случае концессия напоминает договор аренды. Государство может ус­тановить для собственника правила использования им своей собственности — в этом случае очень широко используется институт сервитутов и, нако­нец, государство весьма косвенно, но все же регулирует право собственно­сти через налогообложение. Зачастую судьба собственности решается в этой плоскости “мягкого” регулирования. Более подробно см.: Falkanger Т. Eierradighet og samfunnskontrol. Oslo, 1986. S. 25—29, flg.

31 Larsen H. Klassisk regulering. Dansk monopolregulering: 1978—1988. Odense, 1989. S. 26.

32 Причем цели эти определены точно. Например, в отношении инди­вида можно сказать, что его цели состоят в достижении благосостояния, получении работы и необходимых услуг, а также в создании благоприятной окружающей среды, см.: Svenson G., Thuivesson В. Hur planeras Sverige. Stockholm, 1978. S. 32. Риксдаг в своем постановлении осенью 1976 года особо отметил необходимость удаления всех препятствий для населения в деле достижения вышеупомянутых целей. См. ibidem. S. 34.

33 Ekholm S., Runstrom L. Stasskicket i Sverige. Lund, 1971. S. 141; Econo­mic planning in Norway. Methods and models / Johansen L., Hallreker H., eds. Oslo, 1970. P. 2 etc.

34 von Eyben W. Op. cit. S. 55.

35 Необходимо заметить, что выражение “неразумные цены и ограниче­ние конкуренции” (urimelige priser og konkurrencebegramsninger) является легальным определением слова “монополия” в правовой доктрине сканди­навских стран, как, впрочем, и на всем Западе. См.: Richter S. Monopol-loven. K0benhavn, 1955. S. 11.

Само толкование понятия “ограничение конкуренции” также сопряже­но с определенными трудностями, несмотря на то, что в законе этот тер­мин имеется, но в то же время в подготовительных материалах к нему это­му понятию толкование дается весьма широкое. Во всяком случае доктрина скандинавских стран полагает несколько условий, при которых возможно констатировать, что произошло ограничение конкуренции и, соответствен­но, обязательно возник положительный ущерб. Во-первых, подобное действие должно быть фактическим, т.е. совершено в какой-либо форме, чаще всего в виде заключения формального договора; во-вторых, должно про­изойти существенное вмешательство в правовое положение субъекта хозяй­ственной жизни, предпринимателя или потребителя, экономическими спо­собами; в-третьих, нанесение ущерба должно быть осуществлено неумест­ным (utilb0rlig, otillborlig) образом, что, однако, не подразумевает какого бы то ни было морального аспекта в нем; в-четвертых, большое значение для факта ограничения конкуренции имеет в Скандинавии способ назначения цен. В случае если цены назначены в соответствии с договоренностью, пу­тем директивных указаний и т.д., то в Швеции говорят о cirkapriser (примерных ценах) или о vejiedande pris (рекомендованной цене), как, впрочем, и в Дании и Норвегии.

36 Цит. по: von Eyben W. Op. cit. S. 105.

37 В качестве небольшого примера можно назвать установленные госу­дарством закладные формуляры в Дании, см.: von Eyben W. Op. cit. S. 105, или две королевские резолюции от 17 марта 1978 года в Норвегии, опреде­ляющие перечень обязательных условий в договорах купли-продажи госу­дарством товаров и услуг, см.: Knoph R. Oversikt over Noises rett. Oslo, 1985. S. 315. Во всяком случае именно установление государством подобного ог­раничения свободы договоров призвано как раз регулировать монополи­стическую деятельность, с тем чтобы слабые партнеры не попадали в зави­симость к более сильным.

38 Причем характерно здесь то, что законодатель употребляет в тексте § 12 датского закона слово “palaeg”, которое имеет значение одностороннего императива в противоположность решению, сформулированному путем переговоров. К тому же невыполнение “paleegget” ведет к уголовному нака­занию в соответствии с § 22 датского закона. См. подробнее комментарий на эту тему у Richter S. Monopolloven. S. 75. Необходимо заметить, что норвежский закон также употребляет это слово — “palegg”, а в шведском употребляется иное — “alagg”, поскольку шведское “palagg” утратило всю императивность.

39 Определенным подтверждением нашей мысли является тот факт, что, например, с сентября 1987 года Надзор за монополиями в Дании обязался публиковать ежегодные планы своих предстоящих проверок на год вперед. Правда, ХЛарсен толкует этот факт несколько иначе, чем мы, он видит в этом определенную гарантию против бюрократического засилья, см.:

Larsen H. Op. cit. S. 113, что тем не менее не заставляет думать именно так, поскольку деятельность государственных органов в сильнейшей степени подвержена планомерному регулированию на основе права.

40 EkholmS., Runstrom L. Op. cit. S. 153. 6.

41 Могунова М.А- Скандинавские государства: центральные органы вла­сти. С. 106.

42 Mjeldheim L. Politiske prosessar og institusjonar. S. 120.

43 Svenson G., Thufvesson В. Hur planeras Sverige? Stockholm, 1979. S. 42.

44 Тектап R. Statsmaktema och de statliga aktiebolag. Stockholm, 1959. S. 14.

45 В доктрине скандинавских стран отмечается: “Право управления ра­ботодателей заключается в праве управления, распределения прибыли и контроля за работой, а равно в праве заключать и расторгать трудовые со­глашения”. См.: Knoph R. Op. cit. S. 678.

46 Holden S. Spill mellom fagforeninger og regjering // Norsk 0konomisk tidsskrift, hefte 4, 1990.

47 Virksomhedsdemokrati / Krause К., Morville J., Neergaard H., red. K0benhavn, 1987. S. 11.

48 Kierkegaard S. Enten Eller. S.V. Bd. 2. K0benhavn, 1982. S. 43.

49 Штейн Л. Учение об управлении и право управления. Спб., 1874. С. 572.

50 AUardt E. Op. cit. S. 15. 5! Ibidem. S. 17.

52 Вообще, надо заметить, скандинавская школа логики — одна из сильнейших в мире. Одной из первых она поставила задачу передачи соци­альных фактов жизни посредством символов формальной (или неформаль­ной) логики. См. по этому поводу такие основополагающие работы как:

von Wright G.H. Norms and action. L., 1963; Ross A Directives and norms. L., 1968; или Fenstad J.E. Notes on Normative Logic. Oslo, 1959.

53 AUardt E. Op. cit. S. 27.

54 Именно к этим выводам пришли, например, шведы при недавнем сопоставлении социальной сферы стран ЕС с их собственной. См.: SOU 1993: 111. Borta bra men hemma best? Fakta om aldre i Europa. Или новейшее исследование: SOU, 1997: 24, Valfard i verkligheten.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...