Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Игрушки детей этапа детства



В деревнях среди детей были распространены также игры с игрушками. Однако игрушек у них было минимальное количе­ство. Крестьяне считали, что большое их количество приводит к порче человека. «...У кого много всего, — говорили они, тот ба­луется, ничего не хочет: хоть в ученье, хоть в игре, да хоть где». (№9,с. 14) Для совсем маленьких детей игрушки делали родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Как только дети подрастали, то им уже предлагалось делать игрушки самим. Крестьянки объ­ясняли свое нежелание тем, что они «не поташницы»:

«Сам может, дак я чо ему буду потакать: пущай сам делает... ну по­дучить, не боле што, каку куклу там, коня ли запрячь» (№ 9,с. 14-15).

На ярмарках или в городе покупались только те игрушки, которые трудно было сделать в домашних условиях.

В игрушки играли больше зимой, чем летом, когда нельзя было бегать по улице.

Среди самодельных игрушек самыми распространенными были куклы, маленькие кукольные каталки, тележки, которые можно было возить на веревочке, лошадки.

В куклы играли обычно девочки, начиная с трехлетнего воз­раста. Они изготавливались очень просто. В исследованиях описывается несколько способов изготовления кукол.

Первый способ изготовления – из чуть влажной соломы: складывали вдвое пучок соломы с ровными краями, затем несколькими соломинками перевязывали его не треть высоты от сгиба - получалась голова, свободные концы соломенного пучка сами обрисовывали усеченный конус - юбка.

Во втором варианте кукол шили из холста. Для этого использовали тряпки и опилки. Сначала шили продолговатый мешочек для туловища, потом его набивали опилками и сшивали. Таким же образом делали и остальные части тела. Традиционный способ изготовления кукол был из лоскутков. В исследованиях также описывается несколько вариантов изготовления кукол. Первый – для туловища брали тряпочку побольше и «крутили» ее в рулон, из маленьких лоскутков закручивали меньшие рулончики «для рук и ног». Голову также делали из тряпки. Потом все пришивали на места, разрисовывали лицо, а волосы делали из льна. В качестве головного убора могла быть повязка, кокошник, платок и т.п. Другой вариант: из одного лоскута - тряпочка или поношен­ный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше ста­рались придать куклам человеческий облик: шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. В играх девочек куклы вели обычный челове­ческий образ жизни: ели, работали, спали в колыбели, катались в саночках, слушали песенки и сказки.

Литературные материалы указывают на то, что изготовление кукол отличалось большим разнообразием. Здесь были и куклы – и девочки, и невесты, и женщины, и женихи, и парни. Иногда родители покупали для девочек деревянных кукол, которые могли быть крашенными или не крашенными, а также деревянных коров, овечек. Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на коле­сиках, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку.

Мальчики и девочки с большим интересом играли в игрушки, которые могли жужжать, свистеть, трещать. При этом взрослые не сердились на малышей за постоянно звучавший в ушах свист, не отнимали у них жужжалки, свистульки, трещотки, не застав­ляли их, в конце концов, умолкнуть, не выбрасывали полюбив­шуюся ребенку, надоедливую для взрослого игрушку. Деревен­ская традиция требовала от взрослых с уважением и полной серьезностью относиться к игре малыша.

Самой простой шумящей игрушкой была так называемая жужжалка, которую делали ребенку отец или старший брат. Это был деревянный кружок сантиметров восемь в диаметре с ды­рочкой посредине, в которую укрепляется тоненькая короткая па­лочка. Кружок вращался и издавал жужжащий звук, когда па­лочка повертывалась двумя пальцами.

Различного рода свистульки родители привозили своим детям с ярмарок. Это была самая любимая игрушка, в которую можно было свистеть и в будни и в праздники, зимой и летом, создавая самому себя радостное настроение. Свистульки делались ремес­ленниками и были различны по форме и материалу.

В деревнях хорошо были известны глиняные свистульки, имев­шие форму птички, лошадки, баранчика. Самой простой свис­тулькой была полая птичка без ног. В хвосте имелись два от­верстия: одно, щелевидное, в середине хвоста, другое, круглое, ниже первого. Ребенок дул в отверстие, благодаря чему полу­чался длинный однообразный звук. Звук становился более раз­нообразным, если мастер делал на спине птички еще два не­больших отверстия. Ребенок закрывал и открывал их указатель­ным пальцем, изменяя основной тон.

Наряду с глиняными на ярмарках продавались и свистульки из жести. Они были прямоугольной формы, полые внутри, запаянные с трех сторон. На верхней стороне прямоугольника не­далеко от запаянного конца прорезалась небольшая щель, над которой прикреплялось на невысоких ножках вертящееся на оси колесо. Ребенок дул в открытый конец прямоугольника, воздух проходил сквозь щель, вызывая свистящий звук и вращение, ко­лесика.

Интересной и любимой маленькими детьми была свистулька, называвшаяся «соловей», «канарейка». Она представляла собой небольшой, заполненный на три четверти водой глиняный гор­шочек с маленьким верхним отверстием и коротким рыльцем сбоку, на котором имеются узкие щелевидные отверстия. Ребенок дул в рыльце, воздух, проходя через щели, вызывал бульканье воды и производил звуки, радовавшие малышей.

Среди маленьких детей была очень популярна гармошка — деревянная маленькая коробочка, имевшая на верхней стороне трубочку, а в нижней — четыре круглые дырочки. Внутри ко­робочки около дырочек прикреплялась железная пластинка с че­тырьмя медными язычками по два с каждой стороны. Ребенок вдувал в трубочку воздух, затем втягивал его в себя, язычки колебались, издавая своеобразные звуки, удивлявшие малыша.

Зимой, когда дети большую часть времени проводили в избах, любимым их развлечением была игра с кубарем или волчком. Кубарь — это маленький деревянный шар или цилиндр на ко­роткой ножке. Он ставился ножкой на ровный пол и, запущенный детской рукой, быстро двигался и вертелся. Дети часто играли в несколько кубарей, стараясь как можно дольше удержать свой кубарь вертящимся или соревнуясь, кто дальше угонит его па­лочкой.

Волчок вытачивали из твердых пород дерева в форме шара, вазы или погремушки. По своему устройству он полностью со­ответствовал современному волчку.

Заключение.

Взгляды крестьянского общества на рождение, воспитание детей, роль детских игр были довольно своеобразными и в какой-то степени отличались от современных представлений. Они воз­никли на базе практических знаний, православного вероучения и древних, еще языческих представлений об устройстве мира, жизни и смерти. Суждения русских крестьян о детях, детстве были тесно связаны с восприятием ими такого сложного понятия, как возраст человека, его жизненный путь.

Детство — это период движения к вершине жизни, время роста, подготовки к выполнению своих жизненных задач, а старость — спуск с вершин, время передачи социальных ролей более молодым людям и период подготовки к уходу в иной мир.

Переход из одной стадии жизни в другую обычно отмечался специальными ритуальными действиями, получившими у этно­графов название «переходных обрядов». Рождение ребенка об­ставлялось родинными обрядами, переход в биосоциовозрастную группу взрослых людей — инициациями, то есть обрядами, под­тверждавшими готовность человека к взрослой жизни, смерть — погребальными обрядами. Следует также отметить, что предста­вители каждой возрастной группы имели свое обозначение. Всту­пившие в начальную фазу жизни назывались «детьми»; достигшие вершины пути — «девицы», «молодцы», «бабы», «мужики»; за­канчивавшие свой жизненный путь — «старики», «старухи». Переход из одной возрастной группы в другую сопровождался изменением имени. Дети обычно назывались полуименем: Машка, Ванька и пр., взрослые — полным именем: Мария, Иван или именем с отчеством, старики — только по отчеству: Иванович, а женщины даже по имени мужа: Петровна. Вступление в новую фазу жизни влекло за собой изменение одежды, внешнего облика, манеры поведения человека, также менялось к нему отношение со стороны общества.

Детство начиналось с момента рождения человека, или, как говорили крестьяне, с момента «прихода в этот мир». Верхний же его предел был довольно подвижен: от 13—14 до 18—19 лет — и сильно варьировался в отдельных областях. Критерии перехода из детства в группу взрослых людей были довольно условны: учитывалось физиологическое состояние человека, готовность к выполнению главных жизненных функций — деторождению и труду, принимались во внимание также некоторые субъективные признаки, например такие, как тип поведения. Если замечали, что девочка «заневестилась», а мальчик стал «женихаться», то это считалось признаком их взрослости.

Детство рассматривалось как время роста, чистоты, безмя­тежности, время подготовки к жизни и время игры. Представ­ления о том, что детям «велено» играть самой природой, нашло свое выражение во множестве русских пословиц и поговорок:

«Старый спать, а молодой — играть»,

«Молод с игрушками, а стар с подушками»,

«Детям не порча игрушки».

При этом русские люди рассматривали «игрушки да смешки, шутки да потешки» не только как важное, но и как главное занятие детей, в отличие от взрослых, для которых «потехе час, а делу — время».

Более того, в русском языке XVIII—XIX веков слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дру­жить». В какой-то степени это сохраняется и в языке современных людей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» — вместо того, чтобы сказать: «Я хочу с тобой дружить». Игры русских детей были очень разнообразны, классифици­ровать их довольно сложно. Ученые, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязатель­ные, хороводные и орнаментальные. В пальчиковых играх дви­жения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. В основе драматических игр лежало действие, развиваю­щееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причем все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пе­нием песенок, пантомимой. Отличительной особенностью состя­зательных игр является установка на победу, утверждение пре­восходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьевок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побежденного или проигравшего.

Игры орнаментальные и хороводные представляют собой кол­лективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а также элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кру­чения.

Кроме этих основных типов игр, составленных по определенной схеме, зачастую с определенным текстом, продиктованным много­вековой традицией, в быту русских детей были широко распро­странены игры-импровизации. В них дети подражали жизни взрослых: играли в дочки-матери, в свадьбу, в посиделки, в гу­лянье.

Игровая деятельность, в которой проходило детство русских крестьян, представляла собой очень интересное явление. Она как бы моделировала жизнь взрослых людей. В играх воспроизво­дились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского обще­ства. Дети «занимались» пахотой, севом, "жатвой, пастьбой скота, приготовлением обеда, отправлялись на охоту, в лес за дровами, выходили замуж, нянчили детей, присутствовали на мирском сходе, платили налоги и т. п. Игра моделировала ситуации, тре­бовавшие от человека напряжения всех его душевных и физических сил. Дети приучались преодолевать трудности, боль, со­хранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в обществе, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В играх развивалось чувство товарищества, взаимопомощи, уважение к сопернику. Игра, кроме того, позво­ляла тренировать свою физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в че­ловеке: умение петь, плясать, рассказывать сказки, былички, ими­тировать поведение животных, птиц.

Можно сказать, что игра была способом подготовки детей к взрослой жизни, в которую им предстояло в скором времени всту­пить. Она выступала как одно из действенных средств, с помощью которого общество заставляло каждую отдельную личность при­нять его законы. В то же время игра, проходившая в атмосфере свободы, когда действие можно было повернуть так, как это хо­чется игрокам, доставляла детям радость, удовольствие.

Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни было одним из главных положений русской народной педагогики. Этот взгляд многим современным педагогам и родителям кажется устаревшим. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом жизни, не позволяет тра­тить время на игры «в дочки-матери» или «казаки-разбойники». Стремясь сделать своих детей умными, образованными людьми, они зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где он должен занять до­стойное место, а в игре — развлечение между делами, которыми занят ребенок.

Заметный отход в современном русском обществе от тради­ционных установок в воспитании детей объясняется, естественно, не только желанием педагогов и родителей как можно лучше и быстрее подготовить детей к жизни в урбанизированном обще­стве, но и характерным для последних десятилетий XX века от­рывом русских людей, особенно городских, от национальной почвы.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...