Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие образования и педагогической мысли западной Европы и США в Новое время



Это период 17-начало 20 века. В целом, педагогика этого времени базируется на идеалах свободы, самоценности человека во всем многообразии его индивидуальных проявлений. Она обращена к человеку и ставит двойственную задачу: создать условия для наиболее полной самореализации его как в педагогическом процессе, так и в жизни; воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, научить его регулировать свое поведение таким образом, чтобы эить свободно и в то же время в согласии с другими людьми.

Среди педагогов Нового времени особое место принадлежит чешскому педагогу Я.А. Коменскому.

Ян Амос Коменский (1592-1670). Родился в зажиточной семье мельника в Чехии, до 12 лет учился в братской школе, затем осиротел и учился урывками, в ун-те Германии. В 1614 г стал учителем в школе. 1627 – начал писать Великую дидактику, 1633- Материнскую школу и ряд учебников (латинский, физика, астрономия). Создавал пансофию – своеобразную энциклопедию всех основных сведений о реальном мире в сочетании с изложением основных положений христианства. В 1650 году уже известного ученого пригласили в Венгрию, где он попытался реализовать идею создания новой школы (были открыты три класса со своими комнатами, учителями, учебниками, 1200 учебных часов в год, выходные и каникулы). Здесь же написал Мир чувственнных.. – впервые иллюстрации стали дидакт средством.

Последние годы жил в Амстердаме – самом веротерпимом городе, как признанный ученый. Заканчивает труд (начатый еще в 1644) – «Всеобщий совет об исправлении дел чел-ких»в 7 книгах. Две первые будут изданы, а остальные обнаружены лишь в 30-е гг. XX века в Германии. Полностью эта гигантская работа объемом в 1500 стр. самого крупного формата была издана в 1966 г. в Чехословакии. На русском языке в 2003 году издана четвертая книга под названием "Панпедия: Искусство обучения мудрости" (раньше ее называли "Пампедия" - "Всеобщее воспитание"). Остальные – не педагогические (создание всеобщего языка, международных организаций и как заставить людей переустроить общество).

Сами названия работ свидетельствуют о том, что их писал проповедник, пророк, посвященный, знающий, какая тайная сила стоит за его спиной, и одержимый желанием служить этой силе.

Заголовок - «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, ИЛИ верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского гос-ва такие школы, в к-ых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенстоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств: ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике».

Начав в 1627, написал в 1632 г. на чешском языке. Написать ее на латыни, как было принято, значило навлечь на себя смертельную опасность. Однако и на чешском языке она издается только в 1649 г., тем временем автор уже выполнил латинский перевод (1638), однако, издает его в безопасном Амстердаме только в 1657 г. Автор и его "могущественные покровители" выжидали время, когда европейское общество будет готово принять идеи Коменского.

Коменский Я.А. счиал дидактикой искусство обучения. Великая – т.е. универсальное искусство всех учить всему, с верным успехом, быстро (чтобы без скуки, с удовольстивем), основательно. И все это мы выясняем априори, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей. Пиродосообразность = богосообразность = универсальный закон мироздания.

«Если нужно употребить средства против испорченности человеческого рода, то это должно производиться путем осторожного и предусмотрительного воспитания юношества»

Структура труда «Великая дидактика»

Введение и 33 главы.

Гл 1-4 о том, что жизнь – это подготовка к загробной жизни.

Гл. 5-6 Каждый человек – образ божий, после грехопадения надо стремится к нему.

Гл.7– формировать Ча с раннего возраста.

Гл.8- «Юношество следует формировать совместно, и для этого нужны школы». Необх-ть школ объясняется а) надлежащим порядком (за мясом – к мяснику, коров пасут пастухи), б) необх-тью (у род-лей нет сп-ти и времени обучать), в) пользой (все вместе – работа одних как пример и побуждение для других), г) примером природы (леса - сосновый бор, дубовая роща) и искусства (для деревьев – сады, для детей – школы).

Гл.9- Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола, потому что. все образ божий (знания нужны женщине для домашней жизни, попечении о благополучии семьи, да и пусть все будут учеными – «они научатся везде видеть Бога, везде хвалить его, везде его постигать и т.о. проводить приятнее эту бедственную жизнь и с большим желанием и надеждой ожидать вечной жизни»).

Гл 10- образование в школах должен быть универсальным.: учить всему, но не в смысле знания всех наук – а «научить распознавать основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для опред цели разумно, без вредной ошибки». Нужно стремится к тому, чтобы в школах и во всей жизни «1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования. 2) совершенствовались языки, 3) развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями, 4) Бог искренне почитался». Результат воспитания: человек разумный, господствующий над своими творениями, являющийся радостию своего Творца (мудрые по уму, благонравные в своих действиях и благочестивые сердцем).

Гл.11- До сих пор не было школ, вполне соответствующих своему назначению

Гл.12- Школы можно преобразовать к лучшему, обучить всех (по ступенькам, возбудив готовность), разные сп-ти как отступление от ест гармонии (6 типов учеников) - учить вместе одним методом.

Гл.13- «Основою преобразования школ является точный порядок во всем». Вся вселенная есть порядок (и природа, и техника, и часы). – «искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы точно установим это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее, чем печатать в типографии, переносить тяжести архимедовой машиной, переплывать на корабле.

Гл.14- «Точный порядок для школы, и притом такой, который не в состоянии были бы нарушить никакие препятствия, следует заимствовать у природы». В подражание природе мы плаваем, летаем (Дедал), делаем муз инструменты, порох, водопровод, часы.

Гл.15- Пользуемся жизнью расточительно. Сутки: 8 часов на сон, 8 – на посторонние дела (питание, отдых, беседы с друзьями), 8 – на серьезные работы – в неделю 48 часов (1 выходной) – в год 2496 часов. И если каждый час –хотя бы одно научное положение – то сколько за все это время?

Гл.16- «Общие требования об-я и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат». Раскрываются основоположения природы (по схеме: как в природе – в челоовеческой деятельности садовника, строителя, художника по подражанию природе – отклонение в традиц школе – исправление метода).

2) подготовка - учебных пособий, ума ранее языка, реальные учебные предметы перед формальными, примеры перед правилами.

4) порядок действий - одновременно изучают только один предмет (как сапожник шил бы сразу 6 сапогов).

6) от общего к частному, от простого к сложному (любой язык, любые науки или искусства д/б сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их, затем для более полного изучения их даются правила и примеры, потом сообщаются полные системы с присоединением неправильностей, наконец, если нужно, даются комментарии).

7) постепенность (время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час, приходлась своя особая работа; распределение времени работ надо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено).

8) никому, ни под каким предлогом, не позволять пропускать уроки.

9) никаких других книг, кроме тех, что приняты в соотв классе.

Гл.17- «Основы легкости обучения и учения».

- надо всеми возможными способами воспламенять горячее стремление к знанию и учению (родители – с похвалой об учении и ученых, учителе, обещают подарки за прилежание, иногда посылают к уч-лю с поручением или подарочком. Учителя – приветливы и ласковы с детьми, рек-ть науки со стороны превосходства, привлекательности и легкости, прилежных хвалить (малышам – орехи, яблоки), показать картинки о будущих уч предметах, глобусы, телескопы и т.п., связываться с родителями через учащихся. Школа должна быть привлекательным зрелищем снутри (светло, чисто, портреты, карты) и снаружи (площадка для прогулок и сад. Прилежным ученикам- похвальные отзывы и подарки.

Учить необохдимо:

- от общего к частному.

- от легкого к трудному (с родного языка)

- не обременять учащихся чрезмерным количеством учебного материала (не надо разные предметы).

-меньше обременять память, давая только самое главное,

-заучивать только то, что хорошо понятно,

-не прибегать к телесным наказаниям

- единнобразие - а) один и тот же метод для преподавания всех наук, искусств, языков, б) в одной школе один порядок и метод во всех упражнениях, в) одни и те же издания книг по одному предмету.

Гл.18- «Основы прочности обучения и учения» – Пишет о том, что при традиионной организации обучения обычно в результате ученики имеют лишь поверхностное образование, т.к. все забывают. Как сделать так, чтобы каждый знал не только то, что выучил, но даже больше – т.е. не только свободно излагать усвоенное, но и основательно судить о самих вещах.

Для преодоления этього недостатка необходимо:

-все последующее должно опираться на предыдущее,

-все, что связано между собой, должно быть связываемо постоянно,

-все должно быть распределяемо пропорционально между разумом, памятью и языком,

-все должно закрепляться постоянными упражнениями

Гл.19- Основы кратчайшего пути об-я. За образец взято солнце.

1) один учитель во главе школы или хотя бы одного класса - на сотни учащихся как хлебопек одно тесто – много булок, как типограф – один набор – сотни экземпляров, один ствол – развесистое дерево. По примеру дерева надо учеников разделить на разряды – десятки, во главе каждого десятка поставить наблюдающих, над ними – других и так до самого старшего. Никого не учить отдельно, но всех вместе (солнце, белила из одного горшка). Нужно лишь искусство сделать внимательными к себе всех и каждого – говорить только для слушающих, при наличии внимания – для этого заинтересовывать, прервав речь, просить кого-то повторить, письменные работы по частям несколько учащихся отчетливо читают, а остальные исправляют ошибки (учитель заглянет в несколько тетрадей), проверку возложить на декурионов.

2) учебники должны быть написаны в форме диалога

3) одна и та же работа дложна задаваться сразу всему классу (начинать занятия только один раз в году, весь материал расположить так, чтобы на каждый час заранее было свое задание),

4) все науки и языки должны препод-ся одним и тем же методом,

5) все нужно препод-ть основательно, кратко и убедительно, так, чтобы смысл открывался точно одним ключом, с помощью котрого вещи раскрывались бы сами собой,

6) все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи,

7) все должно вестись в неразрывной последоват-сти,

8) должно быть устранено бесполезное (т, что не явл-ся необходимым, чуждое и слишком спец-ное).

Гл. 20- «Метод наук в частности». Определяет 4 условия и 9 правил.

Метод искусств (формирования умений и навыков) – 11 правил.

Метод языков.

Метод нравов (школы - мастерские людей)

Метод внушения благочестия – 21 правило.

Гл.25- «Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на истинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников. В христианских школах нужно воспитывать граждан для неба, а не для мира, поэтому им нужно давать таких уч-лей, к-ые бы внушали скорее небесное, чем земное, скорее священное, чем мирское».

Гл.26- О школьной дисциплине. (в смысле наказаний. Только за поведение, а не за учение, физ наказания за богохульство, чрезмерное упрямство, ложь). «Школа без дисциплины есть мельница без воды».

Гл.27- «О четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся» (период роста 24 года поделил на равные 4 части – младенчестство – материнское попечение, отрочемството – школа элементарная или народная, юность – школа родного яыка, латинская или гимназия, зрелость – академия и путешествия). Первые 2 ступени для всех.

Гл.28- Идея материнской школы. Дерево сразу выпускает свои главные ветви – так и все, чему бы мы хотели научить Ча на его пользу в течение всей жизни, должно быть преподано в этой школе. Все подлежащее изучению сведем к 20 главным отделам (метафизика, физика, оптика, астрономия, география, хронология, история, арифметика, геометрия, статика, механический труд, диалектическое искусство, грамматика, риторика, поэзия, музыка, хозяйство, политика, этика, религия.. таковы цели и задачи школы. Объяснить это подробнее или показать с помощью таблиц, что и в каком объеме можно выполнить в отдельные годы, месяцы и дни нельзя, п.ч. 1) среди домашних хлопот род-лям нельзя соблюдать порядок с такой тщательностью, как это бывает в общ школе, 2) умств сп-ти и охота к учению проявляются у детей с крайней неравномерностью. Так что вобще это первое образование нужно предоставить благоразумию род-лей. Но нужно написать в рук-во им книжку. Чтобы они хорошо знали свои обязанности (подробно описать все то, чему нужно научить и при каких случаях нужно приступать к важному делу и какими сп-бами и сочетаниями слов и жестами должо это внедрять детям. Другое пособие – книжка с картинками для детей. Включить сюда все главные предметы из физики.. (гора, рыба, свет и мрак, небо, человек в разном возрасте, цвета, инструменты, посуда, царь, содат, крестьянин. И повсюду надпись. Польза от книги – усиление впечатления от вещей, привлечение к книгам (это занимательно), надпись – обучение буквам).

К этой части труда были изданы «Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни» (1650-54, илл-ции автора)

«Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» (1629-32, на латинском, на чешском – в 58)

Гл.29. Идея школы родного языка. Цель и назначение- чтобы в возрасте 6-12 лет все дети научились тому, пользование чем простиралась бы на всю их жизнь (читать, писать, считать, измерять, петь, знать псалмы и дух гимны, наизусть историю и нек-ые тексты Священного писания, в самых общих чертах историю сотворения, падения и искупления мира, этику (понимать правила, им следовать), полит и экономика – так, чтобы понимать, что вокруг происходит, основы комографии. Со всеми более общими ремесленными приемами. Все ученики делятся на 6 классов, в отдельных помещениях, со своими книгами. Во всех классах все разделы, но первые учебники трактуют это более обще, известнее и легче, а последующие – более частное, мене известное, более трудное. Все дожно быть приспособлено к детскому восприятию(склоности их к приятному, шутливому, игривому). Метод – утром 2 часа, на ум и память – учитель прочитает урок, пояснит его, чтобы каждый понял, затем предлагает поочереди повторять – пока один читает, остальные смотрят по книге, за час – все смогут повторть это без книги. 2 часа после обеда – закрепление – ничего нового, а переписывание, или соревнование (кто скорее запомнит, изящнее перпишет, пропоет, сосчитает). В итоге все классные книги должны быть переписаны в тетради. В 10-11 лет послать туда, где в ежедневном употреблении не родной язык - для быстрого изучения иностр языка.

Гл.30 Латинская школа. Предложен 1 предмет в течение года (грамматику, физику, математику, этику, диалектику, риторику плюс история – во всех классах).

Гл.31- Академия (богословие, фил-я, медицина, юриспруденция)

Гл.32- О всеобщей совершенной организации школ. Разница между старым и новым сп-бом об-я – как между размножением книг при помощи пера и типографского станка. Меньше учителей – больше учеников. Учащиеся более образованными, образование утонченннее и с удовольствием, для всех (с любыми сп-тями), успешно преподавать смогут любые, тк. Сообщать готовый материал готовыми средствами. Бумага – ученики, шрифт – учебные пособия, краска – живой голос учителя, печатный станок (пресс) – школьная дисциплина (постоянное внимание – не давать отвлекаться, порицание, наказание).

Гл. 33- Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода.

Итак, Великая дидактика – грандиозная пед система с ее теоретич обоснованием (Фя обр-я, парадигма). Поэтому выход в свет «Великой дидактики» считается датой образования педагогики.

Становление педагогики совпало по времени с развитием механистического (жестко детерминированного) стиля мышления, экспансией механики Галилея-Ньютона.

Все процессы сведены к механическому взаимодействию, сложные явления предстают как сумма простых, связи между элементами носят однозначный характер по схеме «причина-следствие» и могут быть либо случайными, либо необходимыми.

Педагогика развивалась как исключительно рациональная система объективных знаний, из которых исключены субъективные, личностные элементы. Поэтому и сам пед процесс выступает в ней как объективное, подчиняющееся опред предписаниям действо. Желание исключить случайности, уникальность складывающихся усл-й, интересов учащихся.

За учителем и учеником жестко закрепляются роль ведущего и ведомого. Учитель выполняет функцию оператора дид средств, толкователя учебников (а не мудреца), а учащийся – позицию одного из объектов конструируемого учебного процесса.

Дидактический энциклопедизм – передать основы всех знаний. В основе запоминание, а не мышление. «Задача обр-я состоит в том, чтобы добиваться от учеников знания правильных ответов на совокупность вопросов, к-ые учителя считают важными» (Уильям Глассер). Уч-ль обязан знать все, ответ на каждый вопрос.

Учебники – науки представлены как незыблемый кодекс известных законов, сп-бы деят-ти как следование известным алгоритмам.

Введение классно-урочной системы. Отмирание инд об-я.

Эпоха Нового Времени – 17 век, идеи антропоцентризма: выше всего ценится рассудок человека. Сущность человека в разуме, мышлении.

Мишель де Монтень «Опыты» (фр – эссе). Рассматривает человека как наивысшую ценность. Ученый верит в неисчерпаемые человеческиекие возможности, скептически относясь к божественному провидению (снимает шляпу перед Богом, но не встает на колени). Ребенок, считает Монтен, не уменьшенная копия взрослого, а особое природное индивидуальное существо. Он от рождения обладает первозданной чистотой, к-ую в дальнейшем разъедает об-во. Реб-к превращается в личность не столько благодаря поученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Современная школа – настоящая тюрьма, откуда слышны крики терзаемых детей и гневных учителей. Традиц образование, по мнению ученого, приносит мало пользы: «большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу». Вытупает против энциклопедич обр-я «нельзя обучать многому».

Монтень полагает, что для усоврешенствования образования следует прежде всего изменение отношения к учителю и учению. Зачастую, отмечает он, ребенку внушают готовые истины, когда он еще не способен судить об их достоверности. Но ведь «об истине нельзя судить на основании чужого свидетельтства или полагаясь на авторитет другого человека». Ученый осуждал гипертрофированое словесное образование: «Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного. Мне хотелось бы чтобы учитель исправил эту сторону дела, чтобы он с самого начала сообразно с способностями восп-ка давал ему возможность высказаться, развивая в нем вкус к вещам, заставляя его производит между ними выбор и различать их, чтобы иногда он указывал ученику путь, а иногда предоставлял ему и самому находить его».

Шарль Фурье (1772-1837) Франция – основной труд:«Гармония», Воспитание, полагает Фурье, направлено на подготовку реб-ка «к осуществлению его трудового предназначения». Дает периодизацию: от 0 до 2 лет: сырой возраст, или первичное детство – детей распределяют по 6 залам без различия пола на сосунков (грудных) и карапузов (уже отлученных от груди), на тихих (паиньки), строптивых (злюки) и несносных (чертенята) – при этом младшими воспитателями работают девочки 7-9 лет. Залы обогреваются, чтобы не иметь затруднений с пеленками, колыбели приводятся в движение механическим приспособлением (сразу по 20). Далее фаза раннего детства – делится на шалунов (с 2 до 3) и малышей (с 3 до 4,5 лет). Шалунов воспитатель водит по трое по разным мастерским (например, привели на огород, где малыши убирали овощи – т.к. они не справились с пробным поручением, их не пустили помогать, тогда опечаленным шалунам воспитатель предлагает поупражняться с игрушками (запрягать собачку в тележку, составлять пучки картонных редисок) – через 3 дня их приняли на работу в новички и как награда – разрешение позавтракать с малышами). Малыши уже сами зарабатывают на свое содержание, имеют красивые костюмы, свое место в параде трудящихся, стремятся зарабатывать знаки отличия (ступени) в каждом труд действии (это может быть очистка горошка, сбор редиски и т.д). К 4,5 годам девочка должна показать след умения: вымыть 120 тарелок за полчаса не разбив ни одной, очистить столько-то яблок в такое-то время со срезом не более такого-то веса, безукоризненно отсортировать крупу на время, быстро разжигать и гасить огонь, иметь опред число знаков отличия. Тогда малыша примут в хор херувимов, затем серафимов (4,5-9 лет это среднее детство – ближайшее воспитание). Причем с 5 лет уже никто не руководит реб-ком, он обучается уже сам по своему желанию, сам требует образования, сам учится на трудовых или научных сборах.

Джон Локк Англия 1632-1704 сенсуалист

1693 – книга «(Некоторые) мысли о воспитании» (собрание писем Локка к своему другу, опубликована в 1706 уже после смерти, не завершена, но имеет значение в истории Ппедагогики, так как в этой книге ученый представил оригинальную и целостную системувоспитания. Локк пишет: «9/10 людей являются тем, что они есть, благодаря своему воспитанию». Главное - воспитать джентельмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно» (добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел). Педагог выступает за домашнее восп-е: «Школа – учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого состояния», «даже недостатки домашнего восп-я несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».

Гувернер-воспитатель, по мнению локка сам должен быть хорошо воспитан (правила поведения).

Умств воспитание: джентельмен предпочтительнее чем ученый. Каждый предмет должен принести пользу (чтение, письмо, родной язык, франц язык, рисование, арифм, геометрия, география, астрономия, этика, история, законоведение, бухгалтерия, верховая езда, танцы). Руководить обучением следует, опираясь на ествест склонности реб-ка. А дети и сами не любят праздности, стремятся к свободной и разнообразной деят-ти, широко исп-ть их любопытство.

Важным направлением воспитания Локк рассмтаривал физическое: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в мире. Здоровье необх-мо нам для профессиональной деятельности и счастья, …во всякое время быть готов надеть оружие и стать солдатом» Он предлагал педагогам разработанную систему физического воспитания – закаливание (не кутать, много на воздухе, обливание ног), строгий режим, советы по одеванию, кормлению, сон (рано дожиться и рано вставать) и постель (жесткая).

Относительно нравственного воспитения отмечал: «тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим»(руководить страстями, подчинять себя велениям рассудка), «наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действия тех, кто ходит за ним».счтал необходимым воспитывать привычки: «укореняйте всякий раз, когда предоставится случай, и сами создавайте этот случай». Обращал внимание педагогов на то, что не следует потворствовать ребенку: (бороться с капризами – если никогда не исполнять желания только из-за выражаемого нетерпения, будут мало плакать из-за отказа в чем-либо, как и луны с неба), но удовлетворять законные желания (рано понять, что получают вещь не потому, что она им понравилась, а только потому, что она была признана подходящей для них). «Итак, кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, то должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтоб они полностью подчинялись воле своих родителей». Ребенок, считает Локк - это существо, обладающее самост ценностью и требующее уважения. Наблюдать, чтобы «заметить его преобладающие страсти и наколонности…и сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы». «Рабская дисциплина создает и рабский характер».

Назначение трудового воспитания видел в его оздоровительной и социализирующей роли: труд на воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел пригодится в жизни.

Для бедных предложил проект закона, в котором считал, что надозаставить «лентяев работать», используя целую систему наказаний (а не давать пособия); для детей 3-14 лет в приходах рабочие школы, где они получают простую еду и что-то прядут, вяжут – продажа их окупит содержание, водить всех в церковь, мастера со стороны могут брать их в ученики за вносимую в школу плату.

Педагогические идеи Д. Локка получили продолжение в деятельности русских просветитетелей 18 века. Так Ломоносов М.В. называл его в числе «премудрых человечества учителей». В 1759 году трактат Локка «Мысли о воспитании» был переведен в россии, причем в предисловии отмечалось, что хоты Локк и рассуждает о воспитании детей из знатных семей, но и незнатные могут пользоваться теми же правилами. Известный российский ученый П.Ф. Каптерев характеризовал Локка как мыслителя, стоявшего у истоков антропологических основ педагогики, тесно связанной с психологией и физиологией.

Жан-Жак Руссо – (1712-1778) Родился в Женеве в семье часовщика, систематического обр-я не получил, в 16 лет покинул родину, жил во Франции, в Швейц, много профессий переменил, самообразование. С 1735 особое влечение к деятельности на поприще наставника, с 1740 – домашний учитель. С 1741 сотрудничал в Париже с просветителями (Дидро), но потом разошелся.Основные работы: 1749- труд «Справедлво ливозрождение наук и иск-в улучшению нравов?» 1777 – работа «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (природа –гармония, об-во разрушило гармонию и принесло несчастье). «Юлия или Новая Элоиза» в начале 1761 опбликовано в Амстердаме, за период до 1800 свыше 70 изданий – ни одна французкая книга не имела такого успеха, 1е изд на русском языке еще в 1769 г. В период 1756-1762 кроме «Юлии…» написана работа «Об общественном договоре». 1762- «Эмиль, или о воспитании». 1767-1778- «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя».

С большой силой и присущей ему романтичностью высказал аналогичные Локку идеи. Считал, что люди в «естественном состоянии» были равны, счастливы, отличались чистотой нравов. Но частная собственность привела к неравенству и порче нравов (при этом собственность, добытую личным трудом, считал священной и неприкосновенной). Власти Франции, что путем прав поставленного воспитания можно улучшить общественные отношения. Является сенсуалистом:все в мышление проникает посредством чувств, искусственно разобщил развитие ощущений и мышления.

Труд «Юлия, или Новая Элоиза» (написан в эпистолярной форме). Юлия (идеальная мать и жена) как бы сама рассказывает автору о том, как она воспитывает своих детей, почему она считает нужным делать именно так, эта беседа прерывается включением цитат г-на де Вольмара (ее мужа?), получается дискуссия. Автор говорит – надо восп-ть детей с рождения, чтобы потом не пришлось переламывать их характеры» - Юлия «я долго держалась тех же мыслей о раннем воспитании. Мой муж рассеял мои предрассудки и научил меня, как достигать в этом деле наибольших успехов с наименьшим трудом. Он убедил меня, что первоначальная и самая важная, но всеми забытая основа воспитания (сам ДЖ.Локк забыл о ней – он больше говорит что требовать от детей, а не как этого добиться) состоит в том чтобы сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают. Ошибка в том, что род-ли считают разум средством воспитания,тогда нужны средства, чтобы воспитать сам разум. Как результат такого воспитания – пустая болтовня детей, неуважение, и приходится прибегать к наградам и наказаниям. Природа хочет,чтобы дети были детьми прежде, чем стать взрослыми: сначала дожно окрепнуть тело, а потом развиться разум (иначе получим скороспелые плоды, у которых не будет ни зрелости ни вкуса и которые быстро испортятся – это же в «Эмиле…»). Поэтому Юлия не пеленаладетей, предоставляла свободу движений детям, развивала привычку к холоду. Самый трудный и самый важный вопрос в воспитании, как мы видим из книги, чтобы ребенку никогда и на ум не пришла мысль, что ему служат скорее по обязанности, чем и чувства сострадания к нему. Для этого я(Юлия) постраюсь хорошенько убедить его, что он еще ребенок и никак не сможет в этом возрасте прожить без помощи взрослых. И затем показать, что всякая принимаемая помошь ставит нас в зависимоть: слуги могут обйтись без него, а он без них нет. Т.о. их услуги он принмает с некоторым чувством смирения, горячо желая поскорее вырасти и самому себя обслуживать. Важнейшая сторона воспитания состоит в том, чтобы заставить ребенка почувствовать свою незначительность, слабость (чтобы был признателен и не презирал людей). Все, что можно позволить, я разрешаю сразу по первой просьбе. Я очень снисходительна, но не потакаю: если посягает на нашу собственную свободу – отказ (но хорошо все взвесив, как можно реже). Но я приучила подчиняться отказу (чтобы он не был жестоким) – показала ребенку, что приставанием он ничего не добьется. Он к этому так привык, но что убирание кулька конфет смотрит как на улетевшую птицу, не усматривая тут злой воли окружающих. Юлия считает, что дети могут задавать любые вопросы (даже не обрывая дурное слово – надо найти корень, чтобы удалить сорняк), но нельзя перебивать беседующих людей. В отношении взрослых из обязывают соблюдать лишь те правила, кои являются законами самой свободы (не стеснять об-во, не заглушать криком наши разговоры). А кроме этих правил, они не подчинены никаким требованиям; их ничему не заставляют учиться, им не докучают бесполезными выговорами, никогда их не бранят; они получают лишь один вид уроков, а именно: чисто практические назидания, взятые из простых порядков природы (например, старший отнял у младшего барабан, через час няня оняла у него игрушку и стала сама бить в барабан (ты отнял -–теперь я, ведь я сильнее). В период от 6 до 20 лет по мере того, как в сыне будет пробуждаться разум, отец намерен всячески развивать его». Столь новая система, противоречащая общеприняты понятиям, поначалу испугала меня. Но когда мне все объяснили, я стал ее почитателем. «Такая метода не дает возможности взращивать маленьких гениев и не позволяет наставникам блеснуть своими талантами, - зато она помогает воспитывать людей рассудительных, крепких, здоровых телом и умом, людей, которые не вызывая восхищения в юности, внушают к себек уважение в зрелости. Хочу, чтобы с малых лет ум заполняли мысли, а не слова, вот почему никогда не заставляю учить наизусть. От испорченности их ограждает пример чистых нравов всего окружающего мирка. В наших детях нет ничего искусственного, никакого внешнего лоска, характер их полностью сохраняет свои врожденные черты; характер этот с каждым днем развивается у нас на глазах, без всяких помех, и мы можем таким образом изучать природные движения их натуры вплоть до самых тайных основ. Но сколько посторонних обстоятельств могут повредит самым лучшим намереням и разрушить самые обдуманные планы (нужно терпение на каждый день, хоршие задатки у детей от рождения, умные и благожелательные слуги)».

В 1862 ученый издал роман-трактат (социально-педагогический, написанный в форме романа) «Эмиль, или О воспитании» «Эмиль» – своеобразный ключ к сочинениям Руссо, в которых затронута педагогическая проблематика (знатная дама обратилась к нему за советом о воспитании сына – это былповод к написанию). Впервые трактат опубликован в Париже в 1762. В 1779 сделан перевод на русский под заглавием «Эмиль и София, или Хорошо воспитанные любовники». Роман состоит из ряда книг: 1я – восп-е Эмиля от рождения до 2 лет. 2я книга – 2-12 лет. 3я – 12-15 лет. 4я – 15-18 лет 5я – восп-е Софии, будущей супруги Эмиля.

Книга 1я, начинается со слов «Все хорошо, выходя из рук Творца вещей, все вырождается в руках человека: он заставляет дерево приносить плоды другого, уродует собаку, лошадь, раба, он искажает все, он не хочет ничего таким, как оно создано природой, даже человек. Но при существующем положении вещей человек предоставленный самому себе в обществе, будет более изуродованным из всех: общество заглушит в нем природу, ничего не поставив на ее место (как деревце среди дороги). К тебе обращаюсь я, нежная и предумотрительная мать, умевшая сойти с большой дороги и оберечь зарождающееся деревцо от столкновения человеческих мнений (сноска – первонач воспитение самое важное и неоспоримо принадлежит женщинам; обращайтесь же всегда преимуществено к женщина в ваших трактатах о воспитании). Растения формируют культурой, людей воспитанием. Все, чего мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся, став взрослыми, дается нам воспитанием. Это воспитание мы получаем от природы, или от людей, или от вещей. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; употребление которое мы научаемся делать из этого развития, есть воспитание, получаемое от людей, а приобретения нашего собств опыта относительно воздействующих на нас предметов, есть воспитание, получаемое от вещей.

Только то человек, в котором все уроки этих трех учителей попадают в одни и те же точки и стремятся к одним и тем же целям, идет к своему назначению и живет соответственно, только он хорошо воспитан. Воспитание природы от нас не зависит, вещей – лишь частично, людей –здесь мы хозяева, да и то, лишь в предположении (невозм-но всецело управлять речами и поступками всех окр людей).

Итак, поскольку воспитание есть искусство, почти невозможно рассчитывать на его успех, п.ч. стечение обстоятельств, необходимое для его успеха,ни от кого не зависит. Все, что можно сделать с помощью забот, это приблизиться более-менее к цели но нужно счастье чтобы ее достигнуть. Что это за цель? Та самая, к которой стремится природа (т.к надо ведь, чтобы все цели совпадали, а природа не управляется человеком). Нельзя одновременно делать и человека (который стремится к тому, что ему приятно), и гражданина (которыый действует в соотствии с усвоенными мнениями). Из этих двух противоположнный целей вытекают 2 противоположные формы воспитания: одна общественная и общая, другая частная и домашняя. Представление об общественном воспитании можно получить, прочитав Республику Платона (это прекраснейший трактат о воспитании) – каждый воспитан для своего места. Это обществ порядок. В естественном порядке, где все люди равны, их общее призвание есть состояние человека; и кто хорошо воспитан для него, не может плохо выполнять связанные с ним назначения. Жить – вот ремесло, которому я хочу его обучить. Выйдя из моих рук, он не будет ни судьей ни солдатом, ни священником; он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет стать по мере надобности не хуже всякого другого; и пусть судьба заставляет его менять места – он всегда окажется на своем. Жить – не значит дышать,это значит действовать. Не тот человек всех больше жил. который насчитывает больше лет, а тот, который всех больше чувствовал жизнь. Вся наша мудрость состоит в рабьих предрассудках, все наши обычаи сводятся к порабощению, стеснению и принуждению (родился – завертывают в пеленки, всю жизнь скован нашими учреждениями). Тот, кто не может выполнить обяз-тей отца (кормить и воспитывать), не должен им делаться. Чтобы сделать человека, надо самому быть отцом или более чем человеком. Первое качство хорошего воспитателя – не быть продажным человеком, невозможно воспитать за деньги. Не будучи в состоянии исполнить наиболее полезную задачу (воспитать человека), я рискну по крайней мере, попытать более легкую: по примеру других я возьмусь не за дело, а за перо. Итак, я решил дать себе воображаемого ученика, предположить за собою возраст, здоровье, познания и все таланты,необходимые, чтобы работать над его воспитанием, и вести последнее с момента его рождения до того, когда, став взрослым Ччеловеком, он перестанет нуждаться в ином руководителе, кроме себя. Чтобы не увеличивать бесполезно книгу я ограничился установлением принципов, истинность которых каждый должен чувствовать. Но что касается правил, которые могли нуждаться в доказательствах, то их я все приложил к моему Эмилю и другим примерам и показал как именно то, что я устанавливаю, может быть применено на практике. Отсюда вышло, что сначала я мало говорю об Эмиле, т.к мои правила понятны разумному человеку, то чем более Эмилю требуется специальный режим, тем более я даю описание его жизни. Воспитатель должен быть молодым, притом настолько молодым, насколько это совместимо с мудростью, чтобы он стал товарищем реб-ка, разделял его забавы. Воспитатель выбран уже до рождения и один на все 25 лет. Позволю себе выбрать ребенка: ординарный, обыкновеный ум (чтобы служить примером для себе подобных), богатый (т.к. в реальности он бывает наименее воспитан), сирота (ему незачем родители, он должен чтить родителей, но слушаться только меня – вот единственное мое условие), нас никогда не будут разлучать. Невозможно получить хорошее воспитание ребенку, который проходит последовательно через множество различных рук (при каждой перемене он делает тайные сравнения, что одрывает всякий авторитет). Ребенок не дожен знать другх старших, кроме отца и матери, или, за их отсутствием, кормилицы и воспитателя; да и из них один уже лишний; но это разделение неизбежно; и все, что можно сделать, чтобы помочь ему, это добиться такого согласия между взрослыми, чтобы они были в его глазах одним лицом. Новорожденному нужна кормилица – сама мать, либо выбор. Город – это бездна, губящяя род человеческийВоспитывать следует в деревне,где воздух, надо часто купать, довести до холодной-ледяной воды круглый год, необходимо просторное пеленание, большая мягкая колыбель, потом ползание по комнате. Первые ощущения детей часто аффективные, периодическое возвращение этих аффективных ощущенний начинает подчинять их власти привычки. Единственная привычка, которую следует допусить у ребенка, это привычка не приобретать никаких привычек; не носить на одной руке чаще,чем на другой; не приучать пользоваться одной рукой чаще, чем другой, есть и спать в одни и те же часы. Подготовляйте заблаговременно царство его свободы и употребление его сил, оставляя за его телом естественную привычку, ставя его в такое положение, чтобы он всегда был господином самому себе о осуществлял свою волю, как только она у него явится (показать ему новые предметы с разбором, чтобы не развился страх перед новизной, приучать глядеть на безобразное издали, постепено привыкая к их виду).

Не следует противоречить детям и повиноваться им, это совсем не одно и то же. Первые слезы – это просьбы: если не остеречься, они всоре становятся приказаниями; они начинают с того что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить. Важно приучать его с самого начала не командовать не людьми п.ч. он им не господин ни вещами, п.ч. они его не понимают. Если ребенку хочется что-то взять, но он не может дотянуться, лучше поднести его к предмету (а не предмет к ребенку), но если он криком приказывает вам что то сделать то не обращайте внимания.

Добро и зло познаваемо только разумом, а у малыша его нет (поэтому Творец и дал ему мало силы). Отсюда 1) надо предоставить детям вом-ть пользоваться всеми силами, 2) помогать им и возмещать то, чего им не хватает по части рассудка или силы относительно физич потр-тей, 3) при оказании помощи органичиться тем, что дейст-но полезно, не потакая необоснованным желаниям, 4) нало тщательно изучить детский язык и знаки, чтоы различать в желаниях то что от природы, и то, что от мнений. Дух этих правил – предоставлять детям больше истинной свободы и меньше власти; давать им больше дейст-ть самим и меньше требовать от другого. Т.о. они рано привыкнут ограничивать свои желания своими силами. Младенец должен слышат не беспрестанную речь, а редкие, легкие, ясные звуки, часто повторяющиеся и соотносимые только с чувственно воспринимаемыми предметами. Реб-к, к-ый хочет говорить, дложен слышать только такие слова, которые он может понять и произносить только которые он может выговорить. Если поспешить - будет неправильное произношение, другое значение,болтовня. Суживайте насколько возможно словарь ребенка.

Книга 2я.

Когда дети начинают говорить, они меньше плачут – ведь он может сказать «мне больно». Если много плачу – это вина окружающих. Если поранился – я останусь спокоен – приучается выносить легкие страдания (значит впоследствии и тяжелые вынесет без страха). Надо лишь убрать опасные и ценные предметы (зеркала, фарфор, роскоши – чтобы свобода реб-ка не стала слишком убыточной), не оставлять у огня, на высоком месте. Наша мания педагогического наставничества вечно заставляет нас учить детей тому, чему они гораздо лучше научились бы сами, и забывать о том чему мы одни могли бы научить их. Счастлив тот кто делает, что хочет, если сам удовл-ет своим потребностям (это взрослый в ест состоянии). Но у реб-ка потребности превосходят силы, и потому его свобода несовершенна (как свобода взрослых в обществ состоянии). Надо избегать избытка строгости (гиперопеки) и избытка снисходительности (безнадзорности). Ребенок посинел, играя в снежки, но не идет греться – я его не зову домой. Я предоставляю ему свободу, которая с избытком вознаграждает его за те легкие неудобства, от которых я не счиатаю нужным его избавлять. Я создаю его благо в настоящем – он свободен, и в будущем – он привык переносить холод. Ребенок не должен ничего получать потому, что он требует, а лишь потому, что он нуждается (при всех требованиях обращать внимание на мотив). Он не должен ничего делать из послушания, а только по необходимости. До наступления возраста разума устраивайте так, чтобы пока все его идеи останавливались на ощ-ях, чтобы со всех строн он замечал только физический мир – иначе он составит о моральном мире ложные представления,т.к. понять это еще не может. Обращайтесь с реб-ком соответственно его возрасту (т.е. что у него еще не развит разум). Прежде всего, поставьте его на надлежащее ему место и умейте удержать его на нем так, чтобы он не пытался сойти с него. Тогда, еще не зная, что такое мудрость он практически осуществит самый важный урок ее. Не приказывайте ему никогда абсолютно ничего. Не допускайте у него даже мысли, что вы претендуете на какую бы то ни было власть над ним. Пусть он знает только что он слаб, а вы сильны; что в силу своего и вашего состояния, он по необх-ти зависит от вас (как в Юлии).

Примем за бесспорное положение,что первые движения природы всегда правильны: нет прирожденной испорченности. Поэтому, пока не развился разум, реб-к не должен ничего делать из-за того, что его видят или слышат другие а делал бы только то, чего требует от него природа. В этом случае он будет делать только хорошее.

Величайшее, важнейшее, полезнейшее правило всякого воспитания – не выигрывать время, а терять его. Самый опасный период человеческой жизни – от рождения до 12 лет. Это время, когда рождаются заблуждения и пороки и нет еще никакого орудия для их уничтожения, когда же орудие появится – они уже слишком глубоки и их не вырвать. Поэтому первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в преподавании добродетели или истины, а в оборегании сердца от порока и ума от заблуждения. Если бы вы могли ничего не делать и не давать ничего делать другим, если бы вы могли довести вашего воспитанника здоровым и сильным до 12-летнего возраста так, чтобы он не мог отличить правой руки от левой, то с первых ваших уроков глаза его понимания открылись бы для разума; без предрасудков, без привычек, он не имел бы в себе ничего,что могло бы противодействовать вашим попечениям. Вскоре он стал бы в ваших руках мудрейшим из людей; и начав с неделания, вы сделали бы чудо воспитания. Поступайте наперекор обычаю, и вы почти всегда будете поступать хорошо. Будьте рассудительным и не рассуждайте с реб-ком; упражняйте тело ребенка, его внешние чувства, его силы, но оставляйте его душу бездеятельной как можно дольше. Опасайтесь всяких чувств, являющихся ранее рассудка; удерживайте,останавливайте посторонние впечатления; не торопитесь делать добро, т.к. оно явл-ся таковым, когда освещается разумом. Считайте всякие отсрочки выигрышем, дайте созреть детству в детях. Даже если какой-нибудь урок становится необх-мым постайтесь отложить его на завтра. При этом дети не могут учиться ничему такому, в чем не находят действительной и непосредственной выгоды, в смысле удовольствия и пользы. Человек приобретает сп-ть к разуму только тогда, когда у него избыток сил. Постоянно упражняйте его тело, делайте его здоровым и сильным,чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть он будет человеком по силе и вскоре он станет им по разуму. Молодой наставник, я проповедую вам трудное искусство: искусство воспитывать без правил и делать все, не делая ничего. При самом тщательном воспитании учитель приказывает и думает, что он управляет: на самом же деле управляет ребенок. Есть упражнение чисто ест-ественноое и механическое которое служит укреплению тела, не задевая рассудка – плавать, бегать, прыгать. Но у нас не только руки и ноги, а есть органы чувств, которые тоже нужно упражнять. Извлекайте из каждого все, что оно может дать, затем проверяйте одно впечатление другим. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте. Не применяйте силы, пока не определите сопротивление: делайте всегда так, чтобы оценка действия предшествовала применению средств. Заинтересовывайте ребенка в том, чтобы никогда не делать недостаточных или излишних усилий. Если вы приучаете его т.о. предвидеть действие всех своих движений и исправлять свои ошибки опытом, то чем больше он будет дейст-ть, тем разумнее будет становится. Подробно о роли осязания, для его развития побольше ночных игр, а тж не делать много такой работы, от к-ой кожа грубеет, теряет чувст-ть (лучше играть на клавесине, а не виолончели). Для восприятия величины, сначала предлагать измерять, а потом уже на глаз. Рисование – только с натуры (развитие глазомера, восприятия формы, сп-ть быстро орниентироваться в игре перспективы), хотя долго его пачкотня будет ни на что не похожа. Ребенок будет заниматься всем не в одиночку – я буду его товарищем, соперником. Буду развешивать рисунки, отражая успехи (причем самые грубые рисунки – в позолоченной рамке, а хорошие – в простой, т.к. красота не нуждается в украшениях). Пение – если он захочет петь, я сочиню для него специальные интересные и простые (по содержанию) песенки, не буду учить пока нотам. Пусть ест обыкновенную и простую пищу, не развивает у себя исключительного вкуса.. В след книге - о развитие 6-го чувства (здравого смысла). Результат: его фигура, осанка, манеры свильствуют об уверенности и довольстве; лицо пышет здоровьем; твердые шаги придают ему выражение силы. В его быстрых, но верных движениях живость возраста, твердость независимости, опыт многочисленных упражнений. Вид у него открытый и свободный, но не заносчивый. Его лицо, которое не приковывают к книгам, он смотрит понуро. Нет нужды говорит ему поднимите голову: ни сыд, ни страх никогда не заставляли его опускать ее.идеи его ограничены, но точны. Если он не знает ничего наизусть, то знает много по опыту. Если он не так хорошо читает наши книги, то лучше других читает книгу природы. Ум его не на языке, а в голове. У него больше рассудка, чем памяти. Он говорит только на одном яззыке, но понимает то, что говорит. И если речь его не так красна, как у других то поступки лучше.

Если научится читать, то первой и единственой должна быть книга Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Итак, основа пед взглядов Ж.Ж. Руссо– теория естественного (свободного) воспитания. Педагог полагает, что человек рождается на свет совершенным, но воспитание уродует его. Человесество можно спасти, если начать воспитывать детей правильно. Воспитние будет содействовать развитию, только если приобретет естественный, природосообразный характер (т.е. когда воспитание природы, воспитание вещей, воспитание людей действуют в одном направлении - следуя естественному ходу развития природы самого ребенка). Руссо идеализировал природу ребенка, ведь очевидно, что необходимо позаботиться о создании условий, в которых все задатки могли бы беспрепятствено развиваться.Надо способствовать выявлению дарований ребенка, побуждать его к самост приобретению личного опыта. Русо так же призывал уважать в ребенке личность и предоставлять ему свободу развития, для чего надо соответствующим образом организовать окружающую среду. Это важно и очевидно. Но нельзя просто предоставить ребенка самому себе в этой среде– рукводство свободным развитием есть сложная проблемаи по сей день. Именно воспитатель, воздействуя косвенным образом, побуждает ребенка к разностороннему порявлению активности и самодеятельности. И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, Эллен Кей относятся к последователям Руссо.

Обратимся к одной из идей Руссо: воспитателю надо действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естестественного хода вещей, т.е широко применять метод естественных последствий, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправ действий. Если сломает стул, пусть почувствует, как без него неудобно. Если разобьет стекло – как стало неуютно и холодно. «Лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным».

Фактически Русо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от наставника. Здесь лишь видимость свободы -«он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать».

Естественное воспитание русо предлагал осуществлять на основе предложенной им же возр периодизации. Учитывая характерные признаки, свойственные десткой природе на различал ступени естественного развития Им установлены 4 периода: 1) до 2 лет – преимущ физическое воспитание 2) 2-12 лет «сон разума» – развитие внешних чувств ребенка, 3) 12-15 лет – умственное и трудовое воспитаниее, 4) от 15 «период бурь и страстей»–нравственное воспитание.

В отличие от Я.А. Коменского, русо пытался выявить внутренние законости развития человека,хотя сделал это поверхностно, субъективно, выпячивая лишь одну особенность.

Важная проблема в труде Руссо касается поиска способа спасения человека от негативного влияния развращенного общества, как сохранить индивидуальность ребенка? В «Эмиле…» дана модель индидивидуального воспитания, позволяющего ребенку стать личностью (а не гражданином). Руссо изложил свою теорию воспитания, которое начинается с индивидуапльного обучения одного ученика одним учителем – руководителем жизни ребенка. Интеллектуальное и нравственное воспитание Эмиля – это и есть конечный смысл его образования. Общее политческое воспитаниее (гражданин) невозможно, т.к нет такого города-государства, которое можно назвать Отечеством. Поэтому моделью воспитания должна стать личность с общечеловеческими качествами (индивидуальность, независимость, ответственность интеллектуальная и моральная, нравственность и добродетель, независимость суждений и чувств, свобода в моральном аспекте, т.е. совершенная способность повиноваться нравственным законам. В этот идеал входит и способность быть счастливым, постигать проблемы повседневной жизни и уметь переносить неизбежные страдания.

Как реализовать эти цели? Педагог предлагает 2 формы обр-я: подготовительное («негативное») и позитивное - «подлинное» образование. Хотя он заявляет, что только интеллектуальное, нравственное, религиозное и политичческое воспитание по праву могут называться воспитанием; «негативное» образование -до 12 лет – только подготовка к подлинному образованию. Руссо стал известен этой первой частью своего метода воспитания – негативного, т.е. опосрендованного об-я. Фактически эти идеи и механизм такого образования в «Эмиле» является действительным ным нововведением в его теории образования, а идеи позитивного образования лишь повторяют традиционную трактовку (платоновскую, христианскую).

Подготовительное образование (негативное, косвенное) – «по природе» охватывает 12-15 лет. Характеризуется след особенностями: не нужно учить правде и проповедовать добродетель, а нужно больше спасать разум от ошибок и защищать сердце о зла и греха. Т.к. ребенок еще не способен овладеть подлинной нравственностью и проповедью добродетели можно добиться противоположного – воспитать злым эгоистом. Другая причина негативности подготовительного периода – в природе человеческого разума. Познание идет сенсуалистическим и эмпирическим способом. Человек предназначен к тому, чтобы стать разумным, но разум в соответствии с его антропологией и эпистемологией не является природным даром, а он-является продуктом развития. В основе любого знания лежит чувственное восприятие, и поэтому подготовительное образование должноо вначале развить тело ребенка, его ориентацию в пределах чувственного мира, его двигательные способности, научить ребенка накапливать жизненный опыт в окружающем мире (в противоположность позднему позитивному образованию). Интеллектуальные суждения ребенка, как и выражения его доброты, жизненности моральных представлений должны быть развиты позже при помощи позитивного образования – с 12-15 до 18-20 лет, когда он достигает полной зрелости как личность).

Русо утверждает, что ребенок изучает мир с помощью собственного опыта и инициативывы, концентрирует внимание на сохранении и развитии собственной сущности. Учитель не входит в непосредств личное взаимодействие, не использует свой авторитет, чтобы исправлять ученика. Ребенокк учится только благодаря собственной настойчивости, воздействию внешнего мира и природы, влияющих на него в результате естественных законов и принципов.

По мнению ученого - 12-15 лет –это лучшее время для образования (так как очевидно появление излишка сил). Из всех наук надо выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей пользой.Руссо предлагал как основные для этого периода науки о природе (география, астрономия, физика, т.к гуманит науки ребенку еще недоступны). Цель умтсвенного воспитания у Руссо – пробудить интерес и любовь к наукам, вооружить методом приобретения знаний: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». Ученый предлагал коренным образом пересроить содержание и методику образования на основе развития самодеятельности и активности ребенка. Так, ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями своей деревни, астрономию осваивает изучая вездно небо, восход и заход, физику – ставя опыты. Русо отвергал учебники, ставя ребенка в положение исследователя. В этот же период Руссо считает необходимыми участие ребенка в трудовой деятельности: ребенок должен овладевать видами с/х труда, приемами ремесла. Наиболее подходящее – столярное (требует ловкости, изобретательности, создания полезных вещей) В естественной труд обстановке, в мастерской ремесленника должно проходит такое воспитание личночсти.

С 15 лет – готовить для жизни в обществе – на первом плане нравственное воспитание. В нем 3 основные задачи: выработка добрых чувств (гуманное отношение, доброта, сострадание), добрых суждеий, доброй воли. Средства такого воспитания: непосредственное соприкосновение с человеческим горем, несчастием, «положительные примеры» окружающих.

Позитивное образование характеризуется непосредственными возможностями Учителяи Ученика, разум и нравственность должны развиваться с помощью такого рода воздействия, и поэтому учитель должен использовать свой авторитет. Он должен говорить с учеником эмоционально, постоянно выступая защитником его духовной, нравственной сути, которая ведет его к любви, вечной правде, красоте и нравст-ти, к умению и желанию помогать другим.

Воспитание женщины занимает особое внимание Руссо.. Он считает, что назначение женщины – быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девочки принципиально отличается от воспитания мальчика. Нужно воспитывать в ней повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными. С детства обучать религии, при этом всякая девушка должна исповедовать религию матери, а всякая жена – религию мужа. Необходимо физическое воспитание, чтобы приобрела естественную крастоту и грацию, смогла родить здоровых детей. Умственное воспитание женщины Руссо е крайне ограничивал.

Русо можно по праву назвать «революционером» в теории и практике воспитания, поскольку именно он ставит в центр этого процесса ребенка с егог интересами, потребностями, способностями и возможностями. В своих трудах Руссо дает начало новому подходу в образовании – педоцентризму. Значение идей русо состоит в том что он дает критику сословным ограничениям в образовании, справдливо критикует приоритетность словесного обученияя, зубрежки и догматизма, палочной дисциплины теоесных наказаний.

Его призыв с любовью относится к ребенку, защитить права детства, считаться с его потребностями, возрастными особенностями- это все характеризует педагогические взгляды Руссо как гуманистические, а значит актуальные. Ценными являются его идеи о развитии органов чувств, наблюдательности ребенка как основ самостельного мышления. В то же время требование исключительно индивидуального свободного воспитания, отрицание роли прямых педагогических воздействий, противопоставление личного опыта ребенкка опыту человечества, недооценка систематич знаний в образовании личности, умаление роли женщины-эти идеи вызывают сомнение и могут быть подвергнуты конструктивной критики с позиций современного понимания сущности и роли воспитания и обучения человека. Очевидно влияние взглядов Руссо на развитие педагогической теории во многих странах, хотя позже его идеи практически были опровергнуты многими великими педагогами.

Иоганн Генрих Песталоцци 1746-1827 швейцарский педагог-демократ. Родился в Цюрихе, в семье врача. Восп-итывался матерью и служанкой. Учился в начальной школе (обучение сводилось к запоминанию редиг текстов, учитель сам малограмотен – потом сравнивал эти школы с бездушными машинами, искусственно препятствующими развитию детей). Затем в латинской и в высшей школе. Не завершив высшего образования в 1769 году купил имение в Нейгофе, рассчитывая на своем примере научить крестян приемам ведения с/х, но разорился, и в 1774 органзовал там приют «для бедных» детей (более 50 детей на него и жену). Дети пряли и одновременно следили за тем, что учитель писал на доске – т.е. чисто механически соед-инялись труд и учение. Учреждение существовало до 1780 года – когда кончились все средства, хотя Песталоцци и надеялся на самоокупаемость его приюта, но рассчитвал что это возможно без эксплуатации. 1780-1798 – осуществляет литературную деятельность. Одна из главных работ – социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» в 4 частях (1781-87 – в лице Гертруды, жены каменщиа Лингарда представлена идеальная мать-воспитатель, с нее берут пример устроители деревенской школы Цель образования человека - развить дух силы и дать трудовую подготовку. В 1820 рассчитывал написать пятую часть романа, освещая произошедшие изменения в методике обучения в наших заведениях, за что стал известен и даже заочно удостоен высоко звания в Парижской коммуне. После революции 1798 года создал приют в Станце (80 детей-сирот 5-10 лет, приют просуществовал полгода, т.к. забрали помещение. Июль 1799 – добивается назначения помощником учителя в начальную школу Бургдорфа (учитель – сапожник), затем в «городскую школу для малолетних детей» (5-8-и лет), стал разрабатывать теорию элементарного образования. Власти поддержалиего и в период 1800-1804 г.г. Песталоцци -– директор института (средняя школа-интернат и семинария для подготовки учителей). Здесь он разрабатывает свой метод с интеллектуальной стороны и публикует «Как Гертруда…», «Книгу для матерей…», «Азбуку наглядности…(о числе и об измерении)». В 1805 из-за смены правления в стране переводится в аналогичный институт Ивердона (дети состоятельных слоев населения). Опять на свои средства безуспешно пытается организовать школу для бедных и подготовки учителей. В 1825 вынужден закрыть свой институт (из-за разногласий в педагогических взгядахс коллегами), уезжает в Нейгоф, где пишет «Лебединую песню» – в 1й части обстоятельно раскрывает идею элементарного обр-я, во 2й части - анализирует причины своих неудач в ее осущ-нии.

(На русский язык «Как Гертруда…» переведена лишь в 1895, «Книга матерей» – почти сразу – в 1806).

Песталоцци так формулирует свою жизненную и педагогическую миссию: «Я жил как нищий, для того чтобы научить нищих жить по-человечески». Хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умствеснных и нравственных способностей». В целом оснвополагющая идея его теории элементарного образования сформулирована так: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить», задача воспитания – содействовать этому развитию (т.е. быть природосообразным).

«Мой первый принцип закл-ся в том, что мы лишь в той мере можем хорошо восп-ть реб-ка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет».





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2009 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...