Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Концепции происхождения воспитания.
1) эволюционно-биологическая – развитие заботы о потомстве, присущей животному миру,; 2) психологическая – на основе совершенствования подражания детей взрослым;
3) социальная – необходимость специально организованной передачи социального (производственного) опыта вследствие его усложнения (усложнения материальных связей) – пример: Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
4) когнитивная – особенности мышления древних людей (анимизм – одушевление, антропоморфизм – очеловечивание и др.) – вера в магические свойства вещей
Для первобытного общества харатерен низкий уровень экономического развития. общества, простота орудий труда и форм хозяйственной деятельности. Для передачи подрастающему поколению ограниченного по объему и несложного по содержанию социального опыта не требует специальной подготовки, поэтому воспитание детей осущесмтвляется в повесдневной жизни и деятельности всеми членами общества. Дети рано включаются в социальнуе виды деятельности, прежде всего – трудовую. На этом этапе зарождаются примитивные формы воспитания, сам процесс воспитания носит стихийный и ситуативный характер. Воспитание основано на авторитете взрослых и стремлении детей подражать им. Главные средства трансляции и приобретения знаний - пример и упражнение. При этом ребенок приобретал комплекс всех имевшихся в тот период знаний и умений неотделимых от его опыта поведения и отношения к миру. Отсутствие имущественного и социального неравенства в первобытном обществе порождает феномен одинаковости воспитания для всех его членов, единственные ориенртиры для дифференциации - пол и возраст детей. Половая дифференциация предполагала включение мальчков и девочек в разные виды трудовой деятельности. В этот период возникает целый ряд обрядов, направленных на формирование желаемого образа человека – пуповину закопать под муравейником (трудолюбие), фиговым деревом (красота девочки), красным перцем (сила мальчика). Дать подышать подпаленными перьями грифа (смелость), положить на руку быстрое насекомое (стал бегуном), в руку копье и нож (стал охотником).
Традиционной для этого общества является такая педагогическая традиция, как инициация – это не просто проверка готовности к взрослой жизни, а ритуал вхожения в новую жизни – очищение от детства и нанесение на тело признаков взрослости (татуировка, обрезание, обточенный зуб), создание аффективного состояния (сидеть на муравейнике, дышать дымом) и передача тайн племени – праздник нового рождения, новое имя, одежда, место в обществе.
Итак, воспитание на данном этапе развитияобусловлено особенностями архаичного мышления, направлено на приспособление к жизни в обществе, подчинено обрядам, традициям, сопряжено с жизнью детей, их устремлениями, различается только по возрасту и полу. Зачатки пед знания носят эмпирический характер, опредмечиваются в традициях и фольклоре.
Источники изучения воспитания в архаичном мире: данные этнографов (обряды), археологов (предметы), историков (письменные свидетельства), лингвистов (фольклор, метафоры).
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!