Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реформация и ее влияние на образование и воспитание



леги старались создать в своей школе атмосферу высоконрав­ственных отношений между учителями и учениками, выра­ботать у учащихся стремление к самосовершенствованию и овладению культурным наследием предыдущих эпох.

В кружке «оксфордских реформаторов», в деятельности которого участвовали Дж. Колет, Эразм Роттердамский, То­мас Мор и другие гуманисты, вынашивалась идея обновле­ния общества через просвещение и пропаганду христианс­кой нравственности. Как показывает история, идея гуманиз­ма складывалась не только в позднесредневековых университетах, где еще царила схоластика, но и в торгово-ремесленных кругах итальянских городов-республик. Челове­ка начинали ценить не по его принадлежности к определен­ному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности начали считать ее способность и готовность к са­мовыражению. Можно сказать, что, провозглашая человека центром мироздания, гуманизм Возрождения отражал стрем­ление эпохи к идеалу гармонического развития личности.

Вместе с тем уже в XV в. стали явно проявляться противоре­чия между гуманистическим идеалом и реальными возможно­стями его достижения. Гармоническое развитие человека ока­залось на практике иллюзией. На смену воображаемой соци­ально-активной духовно-нравственной творческой личности стал формироваться деловой человек, для которого идеал, со­зданный Возрождением, представлялся ненужным при дости­жении поставленных им цепей. Трагическая обреченность гума­низма Возрождения была уже предугадана последними выдаю­щимися мыслителями той эпохи — Монтенем и Вивесом.

На рубеже XV—XVI вв. гуманизм
уже не только в Италии, но и на

и ее влияние ВСС]Й террИТОрИИ от Англии и Ни-

на образование,,,

и воспитание Дерландов до Швейцарии и стран

Пиренейского полуострова был ве­дущей идеологией эпохи. Но именно в этот период он всту­пил и в непримиримые противоречия с набиравшим силу реформаторским движением в христианстве, выступившим против традиционного католицизма.

В общем, как культура Возрождения, так и Реформация как общественное движение против засилья католицизма вы­ступали, в общем, против господствовавших в то время иде­ологии и социальных институтов, ставших тормозом на пути общественного развития, хотя по своему духу это были про­тивоположные явления.

Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лютера (1483—1546) в Германии, Жана Кальвина


-|24 Глава 5- ВОСПИТАНИЕ В ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Реформация и ее влияние на образование и воспитание




                       
   
           
 

(1509—1564) во Франции и Ульри-ха Цвингли (1484—1532) в Швей­царии.

Реформация, выступавшая про­
тив средневековой католической
церкви, стремилась к перестройке
религиозного сознания людей в
духе рациональной трактовки хри­
стианского вероучения. Ее идеоло­
ги проповедовали упразднение цер­
ковной обрядности, боролись за
самостоятельное изучение и осмыс­
ление человеком Библии без по-
Мартин Лютер средничества служителей церкви.

Внутри реформаторского движе­ния наметилось два направления — бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крес­тьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюн-цером (ок. 1490—1525), которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения частной собствен­ности и порабощения одних людей другими.

В целях распространения своего учения деятели Реформа­ции широко использовали воспитание и образование, выд­винув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени об­легчить усвоение и осмысление знаний. Выдвинутая рефор­маторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался край­не низким, поскольку основная доля учебного времени от­водилась изучению опять же религии. Начальная школа те­перь попадала в прямую зависимость от идей Реформации, которые позднее стали основой широко трактуемого поня­тия протестантизма.

Если начальная школа решала простейшую задачу — на­учить читать Библию, то перед средней школой стояла более серьезная задача — с помощью организованной системы вос­питания и образования готовить чиновничество, готовое слу­жить интересам протестантских государств Европы.

В процессе реорганизации школьного дела деятели Рефор­мации опирались на практику обучения и воспитания в так называемых «братских общинах», которые представляли со­бой формально светские организации, члены которых, не связанные официально с церковью, имели общее имуще­ство, жили и работали вместе, исповедуя идеалы христиан-


ского коммунизма. Одну из важнейших своих задач они виде­ли в воспитании детей и распространении образования. При­нятое в этих общинах воспитание включало выработку уме­ния совместно работать и уважения к физическому труду. Из общины «Моравские братья» в Чехии вышел, в частности, великий педагог Я.А. Коменский, о котором речь пойдет в дальнейшем. Школы здесь имели постоянный состав учите­лей, отличались продуманностью методов обучения. Особен­ность этих школ состояла в том, что им удавалось при не­большом количестве преподавателей обучать несколько со­тен учеников путем организации занятий в малых (по 10 человек) группах, при участии наиболее продвинутых в за­нятиях учащихся под контролем педагога. В XIX в. такой опыт взаимного обучения был использован англичанами, отра­зившись в практике других европейских стран под названи­ем Белл-Ланкастерской системы обучения.

Изменения в организации школьного дела в эпоху Рефор­мации были учтены последователями Лютера — Филиппом Меланхтоном (1497—1560) шИоганном Штурмом (1507—1587).

Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, пре­дусматривавшего преемственную связь между средней шко­лой и университетом. Изданный Ф. Меланхтоном в 1528 г. учебный план для средней школы «Евангелический церков­ный и школьный порядок, с предисловием доктора Марти­на Лютера» предусматривал разделение детей на классы, уси­ление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамматике, римской поэтике и прозе, обязательное знание Закона Божьего, пение.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном евро­пейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии воб­рала в себя многие черты гуманистической педагогики.

В Англии с Реформацией связывались надежды на транс­формацию общества, находившегося под гнетом абсолютиз­ма. Новые чаяния широких слоев населения связывались с «библейской культурой», проповедовавшей идеалы общнос­ти и трудолюбия. Для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских при­ходах стали открываться «паблик скулз» — школы для наро­да. Однако со временем именно неимущие слои и были вы­теснены из этих школ, которые постепенно превратились в элитарные учебные заведения.


■J 26 Глава 5- ВОСПИТАНИЕ В ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания "| 27



С конца 50-х гг. XVI в. в качестве про-

Контрреформациа тивостоящей лютеранству силы вы-

ш формирование,*Г. ^ J

иезуитской системы £1Упила Контрреформация, которая
воспитания была не только католической реак-

цией на реформаторское религиоз­ное движение, но и противостояла гуманистической культуре.

Основатель католического ордена иезуитов, хорошо обра­зованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лойола (1491 —1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко организованную воспита­тельную деятельность. Деятели Контрреформации стали со­здавать в европейских странах общедоступные бесплатные на­чальные школы. А с целью привлечения к себе господствую­щих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу. Иезуитская система вос­питания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как меж­классное и внутриклассное состязание, конкурсы, театрали­зованные представления, школьное самоуправление и мно­гое другое. Но все это сопровождалось непрерывной слежкой за воспитанниками, игрой на человеческих страстях, автори­таризмом и формализмом в обучении. Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская систе­ма воспитания, несмотря на определенные достижения в об­ласти практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития.

В итоге можно сказать, что Возрождение было уникаль­нейшей из эпох, уделявшей главное внимание человеческой личности. По-своему интерпретирующий античный взгляд на развитие и воспитание человека, гуманизм эпохи Возрожде­ния оказал значительное влияние на определение целей вос­питания и в Новое время. В рамках одного и того же истори­ческого периода Возрождение и Реформация по-разному оп­ределяли взаимоотношение человека и общества. Если гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпоха Просвеще­ния, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчи­няющей себе личность. И если гуманисты стремились путем воспитания развивать умы людей, то реформаторы церкви хотели с помощью воспитания властвовать над людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было почти полное-


тью оттеснено идеологией Реформации, а позднее и Контр­реформации и возродилось лишь в эпоху Просвещения.

Социально-экономические преобразования и обществен­но-религиозные бури, прокатившиеся по всей Европе в сред­ние века и эпоху Возрождения, затронули все аспекты чело­веческого существования — его быт, культуру, идеологию, духовное и интеллектуальное развитие. Понять закономер­ности формирования педагогической мысли этого периода возможно только в социально-историческом контексте, пу­тем осмысления мотивов, которые побуждали человека той эпохи искать истину. Проникновение в сущность педагоги­ческих взглядов и практики воспитания эпохи средних веков позволяет понять дальнейшее развитие теории и практики воспитания в широком смысле слова.

Рекомендуемая литература

Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. Антология педагогической мысли христианского средневековья:

В 2 т. М., 1994. Т. Т. Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в XII в. // Средневековый

был Сб.статей / Под ред. О.А. Добиане-Рождественской. Л., 1925. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

средневековья и Ренессанса. М., 1965. Библиотека в саду: Писатели античности, средневековья и Воз­рождения о книге, чтении, библиофильстве / Сост. В.А. Эль-

вова. М., 1985. Верджерио Паоло о благородных нравах: Итальянский гуманизм

эпохи Возрождения / Ред. СМ. Стама. Саратов, 1984. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего

средневековья и начала нового времени (Исследования и

материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К..И. Салимовой, В.Г. Без-

рогова. М., 1990. Источники по истории Реформации. Вып. I. Т. 2 / Пер. НА. Куна;

Под ред. М. Егорова. М., 1907. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. Культура Возрождения и средние века / Ред. кол. Л.С. Чиколини

и др. М., 1992. Леон Баттиста Алъберти: Сб.статей / Отв. ред. В.Н. Лазарев. М.,

1977. Леонардо Бруни Аретино. Введение в науку о морали // Соч. итал.

гуманистов эпохи Возрождения XV в. / Сост. Л. М. Брагина.

М.,1987. Лютер Мартин. К советникам всех городов земли немецкой о

том, что им надлежит учреждать и поддерживать христиане-


           
   
     
 

Глава

128 Глаеа 5- ВОСПИТАНИЕ В ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

кие школы: Школа и педагогическая мысль средних веков,

Возрождения и начала нового времени: Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. ML, 1991.

Меньшова В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса / Учеб. пособие. М., 1995.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. I—П. М., 1980.

Мор Томас. Утопия/ Пер. Ю.М. Каган. М., 1978.

Рабинович BJ1. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б.Ж. Келле. М., 1984.

Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. Н. Любимо­ва. М, 1981.

Рамм Б.Я. 1С вопросу об источниках по истории школы в каро­лингскую эпоху // Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена. Л., 1948.

Ревякина И. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV — первой половине XV в. М., 1977.

Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения: средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. Вып. 50. М., 1987.

Сванидзе АЛ Деревенские ремесла в средневековой Европе. М., 1985.

Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. М., 1980.

Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

Уколова В.И. Последний римлянин Боэций / Отв. ред. З.В. Удаль-цова. М., 1987.

Фридолин П. П. Педагогические идеи итальянского Возрождения Баку, 1929.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пис­кунов. М., 1981.

Шмидт Карл. История педагогики: В 4 т. / Пер. Э. Циммермана. Т. 2 3-е изд. М., 1879.

Эразм Роттердамский и его время / Отв. ред. Л.С. Чиколини М 1988.

Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред В.В. Соколов. М., 1986.


Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...