Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Парная игра называется игрой с нулевой суммой, если выигрыш одного игрока равен проигрышу другого. Мы будем рассматривать только такие игры.
Парную игру с нулевой суммой удобно исследовать, если она описана в виде так называемой платежной матрицы (табл. 1). Такую игру называют матричной.
В платежной матрице строки и столбцы соответствуют различным стратегиям, а элементы – выигрышам одной стороны (равные проигрышам другой).
Рассмотрим игру, в которой игрок А имеет личных стратегий, а игрок В («противник») – личных стратегий. Такая игра называется игрой . Стратегии игрока А будем обозначать , противника – . Предположим, что каждая сторона выбрала определенную стратегию: мы выбрали , противник . В результате выбора игроками любой пары стратегий Ai, Bj ( ) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (- aij) игрока В.
Предположим, что нам известны значения для каждой пары стратегий. Эти значения можно записать в виде прямоугольной таблицы или матрицы.
Матрица А = (aij), , элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Ai и Bj, называется платежной матрицей или матрицей игры.
Общий вид платежной матрицы приведен ниже:
… | ||||
… | ||||
… | ||||
… | … | … | … | |
… |
В платежной матрице приведены числа – минимально возможный выигрыш игрока А, применяющего стратегию () и – максимально возможный проигрыш игрока В, если он пользуется стратегией ().
… | |||||
… | |||||
… | |||||
… | … | … | … | … | |
… | |||||
… |
Чистая стратегия – это некоторая стратегия игрока, выбранная им с вероятностью, равной 1.
Поскольку интересы игроков противоположны, то первый игрок стремится максимизировать свой выигрыш, а второй игрок, наоборот, минимизировать свой проигрыш.
Решение игры состоит в определении наилучшей стратегии каждым игроком. Выбор наилучшей стратегии одним игроком проводится при полном отсутствии информации о принимаемом решении вторым игроком. Следует отметить, что и первый, и второй игрок являются разумными противниками, которые находятся в состоянии конфликта. Поэтому для решения игры двух лиц с нулевой суммой используется очень «пессимистичный» принцип, диктующий игрокам выбор наиболее "осторожных" максиминной и минимаксной стратегий, называемый принципом максимина-минимакса. Этот принцип следует из разумного предположения, что каждый игрок стремится достичь цели, противоположной цели противника.
Число называют нижней ценой игры (максимином), а соответствующую ему чистую стратегию – максиминной.
Число показывает, какой минимальный гарантированный выигрыш может получить игрок А, правильно применяя свои чистые стратегии при любых действиях игрока В.
Число называют верхней ценой игры (минимаксом), а соответствующую чистую стратегию минимаксной.
Число показывает, какой минимальный гарантированный проигрыш может быть у игрока В, при правильном выборе им своих чистых стратегий независимо от действий игрока А.
Ясно, что .
Существуют игры, для которых нижняя цена равна верхней, т.е. . Такие игры называются играми с седловой точкой. Общее значение верхней и нижней цены v = α = β называется чистой ценой игры, или просто ценой игры. Таким образом, если игра имеет седловую точку, то говорят, что она решается в чистых стратегиях и имеет чистую цену игры v = α = β. Максиминная и минимаксная стратегии, образующие седловую точку, являются оптимальными стратегиями. Тройку чисел () называют решением игры.
Седловая точка есть точка равновесия игры, определяющая однозначно оптимальные стратегии. Оптимальность здесь означает, что ни один игрок не стремится изменить свою стратегию, так как его противник может на это ответить выбором другой стратегии, дающей худший для первого игрока результат.
Пример. Проверим наличие седловой точки в игре, заданной платежной матрицей.
min | ||||
max |
Решение. Для игрока А максимин: = max (1, 1, 10) = 10.
Для игрока В минимакс: = min(10, 10, 12) = 10.
Решение игры – две седловые точки: (А 3, В 1, 10), (А 3, В 2, 10).
Оптимальный выбор для игрока 1 – стратегия А 3, для игрока 2 равнозначны стратегии В 1 и В 2.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!