Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности глобальных проблем



· Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

· Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

· Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

· Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Глобальные проблемы явились результатом:

С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Другого пути у человечества нет!

Либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям.

Либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.

Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму

Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

20т. Природа человека и смысл его существования.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. Живая, ясная и точная совесть - единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального вакуума - конформизму и тоталитаризму.

Смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда ”требование момента”, которое всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек.

Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он способен видеть смысл.

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, по крайней мере в типичных ситуациях, он избавляет от принятия решений. Но, к сожалению, ему приходится расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, пронизывающих уникальные ситуации, может оказаться, что две ценности входят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов.

Влечения толкают человека, ценности - притягивают. Человек всегда волен принять или отвергнуть ценность, которая предлагается ему ситуацией и этическими. Они должны пройти проверку совестью человека - если только он не отказывается подчиняться своей совести и не заглушает ее голоса.

Проблема смысла жизни.

В этом круге проблем философия не абстрактная, предельно конкретная наука, непосредственно обращенная к личной практике. Существует два назначения философии:

1. Для человечества она выступает как двигатель развития общества.

2. Для одного человека – это способ выразить себя.

Т.к. философия изучает ключевые вопросы жизни человечества, то она является основой мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность общих представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных принципов и целей. Мировоззрение включает, таким образом, познавательный, оценочный и поведенческий аспекты.

По словам И. Канта, чтобы ответить на вопрос «Что такое человек?», должна ответить на вопросы:

- Что я могу знать?

- Что я должен делать?

- На что я могу надеяться?

Мировоззрение складывается пол влиянием его собственных жизненных обстоятельств и культурных воздействий.

Задачи философии: систематизация мировоззрений, т.е. упорядочение, установление связей, выявление несоответствий, разделение главного и второстепенного.

10и. Научнаярев-я и Ф. 17 в. (Бекон,Декарт,Спиноза,Лейбниц).

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода.

В 17 веке интерес ф. был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносеологии.

Два основных направления ф.:

Эмпиризм - направление в теории познания к-ое ризнает чувственный опыт как единственный источник знаний.

а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и

представлений, величина мира = величине опыта.

б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его инстинности.

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполная индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги:

· восстановил матер. традицию в европейской Ф.

· предложил новое понимание материи - совокупность частиц.

· один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи"

Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии – идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животные – живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и неболее того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл.

· знание естественной очевидности

· знание подчинено единому универсальному методу познания.

Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

10т Личность и общество.

1. Понятие и структура личности.

2. Формирование личности.

3. Ценностные ориентации личности и проблема свободы.

Понятие «человек» в философской антропологии употребляется в трех основных смыслах:

1. В собирательном смысле – человеческий род в целом.

2. Как обозначения отдельного представителя рода, носителя общечеловеческих черт – индивид.

3. Как обозначение данного конкретного человека, обладающего не только общими, но и особенными чертами – индивидуальность и личность.

Индивидуальность – совокупность качеств, сочетание которых определяет своеобразие, неповторимость данного индивида отличает его от других.

Личность – целостная система социально-значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта деятельности и общения.

Соотношение этих понятий: это две группы качеств, которые частично совпадают. Личность выступает как основа ряда индивидуальных особенностей.

Структура личности: существует два уровня, сознательное и бессознательное, через которые проходит деление личности на три основные сферы:

1. когнитивная – имеющиеся у человека знания и познавательные навыки.

2. эмоционально-волевая – сила воли или безволие; общий уровень эмоциональной реактивности, преобладающие эмоции, т.е. характер.

3. ценностно-ориентационная – это нормы, правила жизни, которые человек для себя принимает, моральные принципы, идеалы.

Как формируется индивидуальность и личность?

Индивидуальностью человек обладает уже от рождения, личностью он становится постепенно, в результате социального развития.

Факторы формирования личности – это макросреда, микросреда, наследственность, самосознание.

В формировании личности типичны два переломных момента: 1. Кризис автономности (~ в 3 года) – человек сознает свою отделенность от внешнего мира, грань между Я и НЕ-Я. 2. Кризис эмансипации – человек осознает не только физическую, но и психологическую свою автономность, его жизнь начинает определяться его собственными решениями (12-14 и 18-20 лет).

Признаки сформированной личности:

1. Восприятие окружающих людей в единстве личных и социальных качеств.

2. Восприятие событий в категориях собственных действий и способность к объективной оценке их результатов.

3. Свобода по отношению к своей биографии.

4. Установившаяся система ценностных ориентаций. Ее уровни: 1. Уровень целей и мотивов деятельности. Конкретные поступки соотносятся с его общими жизненными задачами.

2. Направленность личности, обращение ее к одной из двух групп основных ценностных ориентаций: а) социально-престижные цели деятельности и предметные ценности (власть, слава, престиж, место в государственной иерархии, деньги, бытовой комфорт, правовая защищенность своего достояния), б) ценности, направленные на себя и личную независимость, на взаимоотношения с ближайшим окружением (свобода высказываний и поступков, развитие умственных и физических способностей, здоровье, дружба, любовь…)

Выбор жизненной ориентации – процесс, процесс, состоящий из частных решений и занимающий определенный период в человеческой жизни. Два ряда ценностных предпочтений дают два сценария развития жизни.

в) уровень определения смысла жизни. существует три основных традиции ее решения:

1. Жизнь не имеет общего смысла, просто она дана, и человек проживает ее, как получится.

2. Смысл жизни – в служении чему-то высшему по отношению к человеку.

3. Смысл жизни – в ней самой, в наиболее полном и правильном ее проживании.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...