Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия досократиков 12 страница



5 Бердяев Н. А. Об онтологической гносеологии // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Издательство «Правда», 1989. - С. 96-122; Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Том 1. -M.: «Renaissanse», СП «Ewo-S&D», 1992. - С. 91-99; Шпет Г. Г. Некоторые черты из представления Н. О. Лосского о природе. По поводу книги: H. Лосский. Материя в системе органического мировоззрения // Мысль и Слово. - М.: T-во Тип. А. И. Мамонтова, 1917. - С. 268-378. видевший в интуитивизме «новое оружие против последних слов европейской философии».6 Различным образом идеал-реализм рассматривается в трудах историков философии. Так В. Зеньковский признает ряд положений интуитивизма «фантастическими» и «безосновательными»,7 однако соглашается с важностью и значимостью идей Лосского в истории русской мысли. С. Левицкий, интуитивист и ученик Лосского, полагал, что «среди русских философов двадцатого века Лосскому о принадлежит первое место». В качестве предпосылок идеал-реализма Зеньковский выделяет учения Лейбница, Козлова, Вл. Соловьева;9 Левицкий также указывает на Шеллинга и Гегеля.10

Данные предпосылки, а также платоническая и мистическая традиция в философии, оказавшие несомненное влияние на идеал-реализм, не были ранее детально исследованы. Они обозначались или упоминались как сами собой разумеющиеся, оставаясь при этом без конкретного текстологического анализа. Исключение составляет диссертационное исследование И. И. Семаевой «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века», в котором исследуется влияние исихазма на идеал-реализм Лосского.

О философском споре критицизма (Кант и Введенский) и интуитивизма такие исследования существуют — это работы В. Я. Перминова, А. А. Ермичева, А. Г. Никулина и В. С. Поповой," подробно анализирующие эти гносеологические модели. В настоящем исследовании рассматриваются не поднимавшиеся в данных работах проблемы - воззрения Лосского и Канта о природе истинного знания и интеллектуальной интуиции.

6 Бердяев Н. Л. Об онтологической гносеологии // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Издательство «Правда», 1989. - С. 98.

7 Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ч. 1. - Ленинград: «ЭГО», 1991. - С. 205-223.

8 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. - М.: Канон, 1996. - С. 321.

9 Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ч. 1. — Ленинград: «ЭГО», 1991. — С. 207.

10 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. - М.: Канон, 1996. - С. 314.

11 Перминов В.Я. Критицизм Канта и интуитивизм Лосского //Кант и философия в России. М., 1994. С.151-172; Ермичев А. А., Никулин А. Г. А. И.Введенский и Н.О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Пстсрбургском университете // Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003). Справочно-энциклопедическое издание. — СПб.: Санкт-Петербргское философскоеобщество, 2003. — С. 103-118; Попова В. С. Логика в университетской философии Санкт-Петербурга начала XX века: дискуссия А. И. Введенского и Н. О. Лосского. - Тула, 2009. - 124 с.

В исследованиях А. А. Овчарова, В. Л. Лехциера, С. С. Глазкрицкой и

Н. В. Трахировой рассматривается отношение идеал-реализма к

1 ^ феноменологии и интуитивисткой концепции А. Бергсона. ~ Особенностью данных исследований является детальный сравнительный анализ указанных гносеологических концепций.

Место Лосского в русской философии, влияние отечественных мыслителей на интуитивизм рассматривается в работах П. П. Гайденко и I

А. Г. Никулина. Гайденко верно указывает на предпосылки идеал-реалистической концепции, однако они не сопровождаются детализированным анализом.

Исследованию гносеологии Лосского посвящены работы Н. Н. Старченко, П. Б. Шалимова, В. Н. Ильина,14 в которых анализируется теория непосредственного знания Лосского, структура познавательного процесса и связанные с ним метафизические, частные гносеологические и этические аспекты интуиции. Структура системы Лосского исследуется в диссертационных работах М. А. Антюфеевой и М. 3. Хакимова.15 Этике Лосского посвящены работы Н. В. Цепелевой, В. В. Айрапетовой, А. А. Джамулаева, А. Г. Долгого, А. М. Краснова,16 в которых этические идеи Лосского рассматриваются в контексте русской философской мысли. В

12 Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н. О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 214 е.; Лехциер В. Л. О влиянии феноменологии Ф. Брентано и Эд. Гуссерля на интуитивизм Н. Лосского и философскую психологию С.Франка (общая постановка проблемы) // Вестник Самарского государственного университета. № 3 (29). - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. - С. 46-57; Глазкрицкая С.С. Интуитивизм в западноевропейской и русской традициях (А. Бергсон и Н.О. Лосский). - Ростов-на-Дону, 2002. - 141 е.; Трахирова Н. В. Интуитивистскне воззрения Анри Бергсона и Николая Лосского: Сравнительный анализ. -Краснодар, 2006. - 130 с.

13 Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 е.; Никулин А. Г. Интуитивизм Н. О. Лосского и русская философия. - СПб., 1997. - 161 с. Старченко Н. Н. Мир, интуиция и человек в философии Н. О. Лосского. - М.: Знание, 1991. - 64 е.; Шалимов П.Б. Н.О. Лосский: русский вариант интуитивизма. // Философия в России XIX - начала XX вв. Преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991. С. 91-101.; Ильин В.Н. Н.О. Лосский и философия интуитивизма // Вестник РСХД. № 77, 1965. - С. 56-61.

15 Антюфеева М. А. Лосский Н. О. Становление системы. - Екатеринбург, 1994. - 155 е.; Хакимов М. 3. Структура теоретической философии Н.О. Лосского. - Саратов, 2006. - 131 с.

16 Цепелева Н. В. Проблема добра и зла в философии Н. О. Лосского. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2009. - 182 е.; Айрапетова В. В. Н. О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск, 2000. -163 е.; Джамулаев А. А. Проблема свободы воли в философии Н. О. Лосского. - М., 2004. - 151 е.; Долгий А. Г. Антропологический смысл полемики о природе добра и зла в русской духовно-философской традиции (Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, Н.О. Лосский). - СПб., 2009. - 153 е.; Краснов А. М. Проблема абсолютного добра в этике В. С. Соловьева и Н. О. Лосского.- Тула, 2008.- 187 с. работе А. М. Краснова «Проблема абсолютного добра в этике В. С. Соловьева и Н. О. Лосского» показывается взаимосвязь этических концепций двух мыслителей. Автор сводит этическую концепцию Лосского к варианту этики всеединства.

Эстетика Лосского подробно исследована А. Г. Рукавишниковым,

18 аксиологический аспект идеал-реализма рассматривается И. Л. Костиной. В данных работах демонстрируется оригинальность и беспредпосылочность эстетической и аксиологической концепций Лосского.

В обобщающем плане идеал-реализм рассмотрен в работах А. А. Ермичева и А. В. Усачева.19

Также представляют интерес исследования О. Ю. Карпаковой и Л: И. Таракановой,20 рассматривающие интуитивизм Лосского с лингвистической и психологической сторон.

Целью исследования является философский анализ предпосылок и оснований идеал-реализма Лосского. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть философию Лосского в связи с учениями, продолжением традиции которых Лосский считал идеал-реализм, выявив в них онтологические и метафизические предпосылки идеал-реализма (Платон и неоплатонизм, мистические традиции Дионисия Ареопагита и Мейстера Экхарта, монадология Лейбница);

- исследовать гносеологические предпосылки идеал-реализма — учения, которые создатель идеал-реализма причислял к передовым гносеологическим учениям Нового времени (критицизм И. Канта, философия Гегеля, Фихте, Шеллинга, учение А. Шопенгауэра, феноменология Э. Гуссерля,

17 Рукавишников А. Г. Эстетика интуитивизма Н. О. Лосского. — М., 2009. - 145 с.

18 Костина И. Л. Проблема ценностей в философии Н.О. Лосского. - Тверь, 2006. - 145 с.

19 Ермичев A.A. Штрихи к пониманию философии И.О. Лосским // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. №4. - 1993. - С. 64-69; Усачёв A.B. Система и общество в интуитивизме Н.О. Лосского // Личность. Культура. Общество. Т. 8, вып. 1. - 2006. - С. 28-32.

20 Карпакова О. Ю. Н.О. Лосский и «Обэриуты»: неомифология времени // Русская антропологическая школа: Труды. Вып. 1. 2004. - С. 94-101; Тараканова Л. И. Вклад Н. О. Лосского в развитие религиозно-философского направления психологии начала XX века. - М., 2008. - 180 с. имманентная школа, философия А. Бергсона, англо-американский неореализм, а также философские идеи отечественных мыслителей);

- проанализировать философские основания идеал-реализма, исследовав логический, гносеологический, метафизический, онтологический, этический, аксиологический и транскреационный аспекты идеал-реализма, обнаружив основание системы Лосского в каждом из указанных аспектов.

Объект исследования — идеал-реализм Лосского в контексте исторического развития философских учений.

Предмет исследования — философские предпосылки и основания идеал-реализма Лосского.

Теоретическая и методологическая база работы.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили философские концепции Лосского, Плотина, Дионисия Ареопагита, Мейстера Экхарта, Лейбница, Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Гуссерля, Шуппе, Бергсона, Александера, В. Соловьева и других представителей русского религиозно-философского ренессанса, а также исследования идеал-реализма.

Методология исследования включает в себя следующие подходы и методы: текстологический анализ источников с элементами герменевтического анализа, компаративистику, историко-философскую реконструкцию.

Научная новизна исследования:

Проведен анализ философских предпосылок идеал-реализма, показана связь системы Лосского с античной, европейской и русской философскими традициями.

Дана реконструкция основных элементов идеал-реализма Лосского.

Обоснована идея принципиальной укорененности интуитивизма в онтологии идеал-реализма.

Обоснована онтологизированность этики и эстетики идеал-реализма, доказана сводимость данных концепций к онтологической проблематике системы Лосского.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения результатов анализа идеал-реалистической концепции для изучения мировых гносеологических проблем и идей русской философской мысли.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования-состоит в том, что разработанные положения, выводы и рекомендации могут найти применение в процессе разработки курсов по интуитивизму, истории русской философии, теории познания.

Основные положения, выносимые на защиту:

Философские предпосылки идеал-реализма Лосского являются либо онтологическими, либо гносеологическими. Принципиальную значимость для идеал-реализма представляют онтологические предпосылки: платонизм, лейбницианство, философия В. Соловьева и других русских мыслителей (С. Франка, П. Флоренского, А. Козлова), а также различные мистические учения западноевропейской и восточной христианской традиции. Гносеологические предпосылки (философия И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля) определили содержание интуитивизма Лосского.

Основные элементы идеал-реализма рассмотрены с учетом выявленных и проанализированных предпосылок. В исследовании показано, что центральное понятие идеал-реализма — Абсолют - является монадой в том смысле, которое вкладывал в понятие «монады» Лейбниц. Это обусловливает неизменность, постоянство Абсолюта и отличает тем самым от субстанциальных деятелей. Изменчивость субстанциальных деятелей связана с интуицией, определяющей их изменчивость; мировое постоянство, в свою очередь, обусловливает принцип всеобщей имманентности.

Интуитивизм Лосского неразрывно связан с онтологией идеал-реализма. Это подтверждается не только возможностью непосредственного созерцания Абсолюта, но и конкретно-идеальным и отвлеченно-идеальным воздействием Логоса на субстанциальных деятелей через гносеологическую координацию.

Этические и эстетические принципы идеал-реализма сводятся, в первую очередь, к онтологии Лосского, а не к гносеологии и метафизике, поскольку первичный источник этических и эстетических законов в идеал-реализме находится в Абсолюте, а не в субстанциальных деятелях.

Апробация результатов исследования.

Выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории русской философии СПбГУ, конференциях «Дни Петербургской философии», нашли отражение в авторских публикациях. Статья об идеал-реализме Лосского отмечена дипломом межвузовского творческого конкурса молодых исследователей, проводимого РГПУ им. Герцена в 2011г.

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 4 научных публикациях автора общим объемом 1,5 п. л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии 10 марта 2011 г. Структура и содержание диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертационного исследования — 156 страниц.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...