Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объективность пространства и времени



Пространство и время как формы бытия материи


___Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.
___Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.
___Время есть категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов.

Объективность пространства и времени

___Одной из главных философских проблем, связанных с пониманием статуса и свойств пространства является проблема их объективности, т.е. независимости от нашего сознания.
Материалистическая философия всегда решала эту проблему бытия материи, т.е. объек-тивной реальности, значит, они также должны иметь объективный характер. Другое дело, что они представлены в нашем мышлении субъективными категориями (общими понятиями). Но это никак не может служить основанием для признания пространства и времени субъективными образованиями. «Земля», к примеру — это тоже понятие, но ведь мы уверены, что ему соответствует некий реальный физический объект.
___Однако с пространством и временем все обстоит не так просто, как с обычными материальными объектами. Проблемы, как всегда, порождает противоречивость, даже парадоксальность многих свойств пространства и времени. Так, еще Августин Блаженный в V в. подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. Следовательно, время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. Агностик Д. Юм отказывался признавать за пространством и временем что-либо иное, кроме последовательности и сопряженности наших восприятий. И. Кант, как вы помните, объявил пространство и время априорными, т.е. внеопытными категориями нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат. Другой довод И. Канта заключался в том, что неизбежно ограниченный человеческий опыт не может дать доказательств всеобщности и необходимости пространства и времени.
___Подобные аргументы хоть и небеспочвенны, но далеко не безупречны. Так, в опыте мы действительно всегда имеем дело с отдельными конечными вещами, а не со всеобщностью или бесконечностью. Но диалектический метод подсказывает нам, что всякая отдельная вещь есть противоречивое единство общего и единичного. Значит, наряду с уникальными, неповторимыми свойствами и характеристиками в ней обязательно содержатся и такие, которые будут повторяться в других вещах, т.е. нечто общее. Следовательно, даже в нашем ограниченном опыте априори присутствуют некоторые моменты, общие с реальностью за пределами опыта. Так что в принципе ограниченность опыта не закрывает наглухо дорогу к познанию всеобщего и необходимого.
___Что же касается невозможности восприятия пространства и времени нашими органами чувств, то точно также нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувственно воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево? Принципиально нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. Но сей факт никак не отменяет объективно-реального существования как конкретных деревьев, так и их общих свойств. Та же история и с понятиями пространства и времени. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (молодой — старый), что оно, собственно, и означает, вполне доступна нашим органам чувств.
___Так что признание объективности пространства и времени ныне считается более обоснованной позицией, нежели настаивание на их субъективности.

Главный вопрос философии: «что первично?»

Три подхода:

Манизм – считает, что первичным является или материя (материализм), или идея (идеализм). 2.Дуализм – считает, равноправие двух любых противоположных начал, как неизменное условие

существование мира.

Плюрализм считает, что одинаковое право на существование и их равноценность имеет стихии, философские школы и направления, мнения людей.

Материя

Главное свойство материи – субстанция. Впервые субстанцию определили древние греки как первооснову. В современном понимании субстанция и материя могут совпадать, т.е. субстанция – это свойство которое нельзя дополнить. Субстанция – это то, что входит в состав др. материи. Три формы существования материи:

Пространство – трехмерно, однородно и характеризуется протяженностью.

Время – двухмерно, в нем есть две постоянных: есть прошлое и будущее. Настоящее – это та точка, которую можно расширить до чего угодно, или сузить до мгновения – необратимо. Гераклид говорил: «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды». Физически однородно; характеризуется протяженностью. Но биологическое время может протекать по-разному.

Движение – всегда соотносится с понятием покоя, абсолютное движение предполагает относительный покой. Абсолютное движение предполагает покой. Относительное движение предполагает не покой.

Онтологическая схема.

Онтология в истории философии.

Виды движения по Энгельсу и в современной философии.

Законы диалектики Гегеля.

Религиозная, научная и философская картины мира.

Онтология – учение о бытие, которое рассматривает как реальность и действительность.

Бытие





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 154 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...