Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Наука является культурно-историческим феноменом. Она возникла в
контексте исторического развития цивилизации и культуры, на опре-
деленных стадиях этого развития.
Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших
ценностей цивилизации и культуры. Однако так было не всегда, и не во всех культурах наука занималастоль высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи
возникает вопрос об особенностях того типа цивилизационного развития, который стимулировал широкое применение в человеческой деятельности научных знаний.
В современном обществе экстенсивное развитие
истории здесь заменяется интенсивным; пространственное
существование — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет
расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований
прежних способов жизнедеятельности и формирования
принципиально новых возможностей. Ценностью считается сама
инновация, оригинальность, вообще новое.
Важнейшей основой ее
жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники,
технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в
сфере самого производства, но и за счет генерации все новых
научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. В техногенной цивилизации
научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы
коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает
отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на
будущее. Для культуры техногенных обществ характерно
представление о необратимом историческом времени, которое течет от
прошлого через настоящее в будущее. В них идея социального прогресса стимулирует
ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост
цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более
счастливое мироустройство.
Человек понимался как активное существо, которое находится в
деятельностном отношении к миру Деятельность человека должна
быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего
мира, в первую очередь природы, которую человек должен
подчинить себе. Понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля,
в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно
осуществить свою власть над внешними процессами и объектами,
поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию,
чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его
на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет
удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!