Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение Канта о практическом разуме и категорическом императиве



Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель -это ключевое понятие. Р азум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа.

Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки (категорический императив). Оно сводится в сущности к содержанию нравственного закона, руководящего действиями человека как "вещи в себе". Категорический императив, будучи требованием практического разума, возвещает нам закон умопостигаемого мира. И в той мере, как мы слышим это требование и следуем ему, мы знаем сверхчувственный мир. Но это знание-совесть отлично от знания-представления, которое мы имеем в сфере теоретической.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

· Человек как явление;

· Человек как вещь в себе.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Категорический императив - нравственный закон, принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям; предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий – (например, требование честности).

· "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

· "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

· "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Кат. императив запрещает ложь, даже во спасение и благо.


40. Философия Гегеля: понятия основных элементов его философии

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении.

· Феноменология Духа (1807)

· Наука логики

· Философия права (1821)

Создал диалектический метод исследования, противоположный метафизике. Вместо формальной логики Аристотеля.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Развитие происходит по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей - причина развития (как Гераклит). Три исхода: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; нет преград для познания. «Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно» - обоснование единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта).

· В основе - Абсолютный Дух; его самораскрытие в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

· Развитие: тезис – антитезис – синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия). Античность – Средневековье - Новое время.

· Философия истории: ее движут противоречия между национальными духами. Войны - напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. Когда у А. Д. исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

· Герои — воплощения национальных духов, люди, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа.

Три стадии развития абсолюта (является в этих трех ипостасях):

1. субъективный дух (уровень индивида),

2. объективный дух,

3. абсолютный дух.

Противоречие между конечным и бесконечным: Метод направлен на бесконечность познания, но есть цель - самопознание абсолютного духа. Т.о. познание заканчивается самопознанием.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...