Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сократ, его философия , жизнь и смерть



Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь былафилософской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смыслежизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочихсторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленениисамой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным,столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

Для Сократа проблема человека, его внутренний мир – главное. «Познай самого себя» – это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: сам Бог «обязал человека жить, занимаясь философией». Философия – вот истинный путь к Богу, философия – это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к высвобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух в концепции Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

«В молодые годы, – рассказывал Сократ, – у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось удивительным и необыкновенным знать причины каждого явления – почему что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался из крайности в крайность, и вот какого рода вопросы задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не тогда ли, как судили некоторые, образуются живые вещества? Чем мы мыслим – кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим и ни третьим, а это наш мозг вызывает чувство слуха, и зрения, и обоняния, а из них возникают память и представление, а из памяти и представления, когда они приобретут устойчивость, возникает знание?

Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле, – и все для того, чтобы в конце концов счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию... До тех пор я кое-что знал ясно, – так казалось и мне самому, и остальным, – а теперь, из-за этих исследований, я окончательно ослеп и разучился даже тому, что знал прежде...».

«Но однажды, – продолжал Сократ, – мне довелось услышать о книге Анаксагора, в которой было написано, что разум – это главная сила во Вселенной и причина всех явлений; и отсюда в конце концов я извлек желаемое объяснение. Мне показалось истинным, что причиной всех явлений должен быть Разум; и я решил, что если это правда, то разум – устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше находиться».

Сократ полагал, что разум разлит по всей Вселенной, что человеческий разум составляет лишь ничтожную долю общего разума. В доказательство бытия высшего Разума Сократ ссылался на порядок во Вселенной, на соответствие человеческих органов чувств явлениям природы: глаза созданы для зрения, уши – для слуха и т.д. и т.п.

В отличие от софистов, Сократ не демонстрировал свое превосходство над окружающими; он стремился научить их распознавать под маской всезнания невежество. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.

Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, – ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Вначале Сократ как бы моделирует исходную оппозицию: признается в собственном незнании и дает возможность собеседнику утвердиться в своем убеждении. Затем с помощью хитроумных вопросов подводит собеседника к диаметрально противоположному представлению, чтобы тот увидел духовное превосходство Сократа и собственное невежество. Цель иронии – не разрушение нравственных устоев; напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Путь самостоятельного открытия истины человеком Сократ называл майевтикой (буквально – повивальным искусством). Майевтика – это «роды души, а не тела», это путь рождения истины, на который встает сам человек с помощью учителя.

Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий – это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель.

Философия должна стать учением о том, как человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом – высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало. Только когда Единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье.

Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей, стал бояться самого себя.

Принципы Сократа, утверждение, что человек должен руководствоваться прежде всего велениями своего разума и совести, а не правилами, устанавливаемыми извне, т. е. государством, тем более таким, в котором правят отнюдь не лучшие, естественно, привели Сократа к столкновению с афинским государством. Он был обвинен в развращении юношества и казнен. Впоследствии, естественно, посмертно был оправдан. Образ Сократа вошел в сознание последующих поколений как высочайший пример честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всего.

§ 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение

Философия Аристотеля является не только опреде­ленным обобщением, но и логической переработкой и за­вершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Аристотель оста­вил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля была большим вкладом практи­чески во все тогда известные научные области: были со­зданы новые научные направления, он вместе с учени­ками систематизировал науки, определил предмет и ме­тоды отдельных наук.

Основой всякого бытия Аристотель считает так называ­емую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена ни одной из категорий, которыми мы опреде­ляем реальные (конкретные) состояния сущего. Она обра­зует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождест­влять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воз­дух, вода и земля. Они представляют определенную про­межуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим ми­ром, который чувственно воспринимаем. У воспринимае­мых чувствами вещей можно различить две пары взаим­но противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Арис­тотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — хо­лодного и сухого. Эти четыре элемента— основа реаль­ных (чувственно воспринимаемых) вещей. Позднее Арис­тотель вводит пятый элемент— эфир.

В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первой материи. Конкрет­ные, существующие вещи являются результатом взаимо­действия всевозможных комбинаций этих элементов.

Самобытное единичное бытие Аристотель называ­ет субстанцией, т.е. такое бытие, которое не способ­но пребывать в другом бытии. Мир есть совокупность субстанций.

По Аристотелю, каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание, единство «материи» (гиле) и «об­раза», «формы» (эйдос, морфе). Материя— это возмож­ность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия реаль­ное бытие. Форма— начало жизни и деятельности. Фор­ма не материальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю.

Движение Аристотель связывает с категориями места, нахождения, активности и пассивности. Подчеркивается, что движение помимо вещей не существует. Первый дви­гатель (Бог)— источник жизни и движения всего Космо­са — служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличе­ние, уменьшение, перемену и изменение места.

Душа является формой по отношению к материи, она присуща всем объектам, принадлежащим к живой приро­де, т.е. растениям, животным и человеку.

Основным уровнем познания Аристотель считает чувс­твенное познание. При его посредстве мы познаем конк­ретное бытие. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Логику он понимал как орудие научно­го познания. Задача логики — исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источни­ком его объяснения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 968 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...