Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика Философии Возрождения



Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Основные направления

Гелиоцентризм

Герметизм

Гуманизм

Неоплатонизм

Секуляризм

Розенкрейцерство

§ 32 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Важнейшей отличительной чертой философии эпо­хи Возрождения оказывается ее ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был живот­ворящий Космос, в средние века— Бог, то в эпоху Воз­рождения — человек.

Возникают и новые философские направления — деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его пов­седневное вмешательство в жизнь природы и общества.

Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самосто­ятельно. Многие из деистов основывали свои представ­ления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал воз­можность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рас­сматривая Бога как бесконечный максимум и приближал его к природе как ограниченному максимуму, он сформу­лировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, проти­востоящих религиозному учению о сотворении мира Бо­гом из ничего.

В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. УДж. Бруно есть тезис:«...природа... есть не что иное, как Бог в ве­щах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформи­ровалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. Это позволило человеку как никогда почувствовать силу и власть над всем су­щим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпо­ху античности.. Инженер и художник — это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец.

В творениях Бога, то есть природных вещах, он стре­мится увидеть закон их построения, выразить его в на­учных знаниях.

Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, обосновав гелио­центрическую систему мира, по которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых. Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н.Копер­ником в центр мира; в-третьих, Космос бесконечен, неиз­менен и безграничен.

Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, фи­лософская мысль постоянно развивается и совершенству­ется, переживая периоды подъема и падения, стремится выработать знание об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте в нем человека.

Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, спо­собствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII в. открывает следующий период в раз­витии философии, который принято называть философи­ей Нового времени.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...