Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности раннего развития античной философии



Спецификой древнегреческой философии в ее на­чальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от гр. phi-sis— природа). Главным вопросом древнегреческой фи­лософии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией. Но если мифоло­гия стремится решить этот вопрос по принципу — кто ро­дил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.

Характерным является наличие выраженной материа­листической линии, которая видна уже в самой ранней из философских школ — Милетской. В Милете жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Впер­вые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструирова­ли первые научные приборы.

Фалес установил времена равноденствия, открыл го­довое движение Солнца на фоне звезд, ввел календарь, определил продолжительность года в 365 дней, разделив его на двенадцать месяцев и др. В области геометрии он впервые вписал треугольник в круг, установил равенство углов и т. д.

Анаксимандр признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей некоторое беспредель­ное и вечное начало, апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного и которое дает начало всем вещам.

Анаксимен, принимая за первооснову воздух, ввел идею о процессе разрежения и сгущения, посредством ко­торого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камень и огонь. Воздух для него — дыхание, обнимающее весь мир. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция есть то, что не нужда­ется для своего объяснения в чем-либо другом.

Школой Пифагора (VI- V вв. до н.э.) был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономернос­тях развития мира. Пифагор приходит к выводу, что «все есть число». Пифагорейцы видели з числах свойства и отно­шения. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо поч­ти достигли уровня родовых реалий. Познать мир по Пифа­гору— значит познать управляющие им числа.

Дальнейшее развитие философской мысли представ­лено в противостоянии Гераклита и Парменида, Зенона и Ксенофана.

Гераклит в качестве субстанциально-генетического на­чала Вселенной рассматривает огонь, так как из четырех стихий огонь наиболее подвижен и изменчив. Мир, по Гераклиту, — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всег­да был, есть и будет вечно живым огнем. На основе пре­вращений огня строится космология Гераклита. Все пред­меты и явления рождаются из огня и, исчезая, вновь об­ращаются в огонь. Гераклит открыл новую картину мира («Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного») и явился родоначальником идеи о противоречивой при­роде вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия.

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы. Филосо­фия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Цен­тральное понятие их философии— бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему воз­никнуть, оно не может возникнуть из другого бытия и из небытия, так как небытия нет. По мнению элеатов, невоз­можна не только множественность, но и движение.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...