Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Подробнее про нравственность, семью и государство



«Нравственность», «Философия права». Часть первая – абстрактное право, вторая – мораль, третья – нравственность. Высшая форма морали – добро и совесть. Нравственность, реализует эту высшую форму, этапы – семья, гражданское общество и государство. «Нравственность – это не абстракция. Нравственная субстанция – есть действительный дух семьи и народа как единство единичного и всеобщего».

Семья как первая форма нравственности. «Семья как непосредственная субстанциальность духа имеет своим определением чувствующее себя единство – любовь, так что умонастроение внутри семьи состоит в обладании самосознанием своей индивидуальности в этом единстве как в-себе-и-для-себя сущей существенности, чтобы являть себя в ней не как лицо-для-себя, а как член, часть этого единства». Разъясняет – «любовь означает вообще сознание моего единства с другими, то, что я не изолирован-для-себя, а обретаю мое самосознание только как отказ от своего-для-себя бытия, и посредством знания себя как своего единства с другим и другого со мной». Т.е. в любви человек теряет себя как индивида, и приобретает более высокий уровень в этом единстве.

Но любовь – чувство, а чувство – непредсказуемо. Любовь – нравственность природного в форме семьи. В государстве любви уже нет. В нем единство сознается как закон. В нем содержание должно быть разумным и человек должен его знать (зачем политикам клятвы в любви к народу?). «Первое в любви то, что я не хочу быть самостоятельным лицом-для-себя, иначе я чувствовал бы свою недостаточность и неполноту. Второе в любви то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нем значимостью, которую он, в свою очередь, обретает во мне. Поэтому любовь – самое чудовищное противоречие, которое рассудок не может разрешить. Любовь есть одновременно и создание этого противоречия, и разрешение его. И вот в качестве разрешения этого противоречия любовь есть нравственное единение». А для этого любовь должна иметь свою форму проявления, и эта форма проявления – семья.

«Семья завершается в трех сторонах. Первое – в образе своего непосредственного понятия существования семьи, это – брак. Второе – во внешнем наличном бытии, собственности и имуществе семьи и заботе о ней. И третье – в воспитании детей и распаде семьи». Семья должна реализоваться в браке, должна иметь общее имущество и заботиться о нем, и воспитывать детей. «В браке как непосредственном нашем отношении внешнее единство естественных полов преобразуется в духовное единство, в самосознательную любовь». Разъяснение – «Брак есть по существу нравственное отношение, поэтому его нельзя рассматривать без трех условий. Первое – как чисто физическое природное единство. Второе – нельзя сводить только к гражданскому контракту. И третье – как брак существует лишь в любви». «Любовь же, будучи чувством, допускает всякие случайности – образ, который нравственность не должна иметь. Поэтому брак есть правовая нравственная любовь». Тем самым исключается все приходящее, зависящее от настроения, да и просто любое субъективное. Имеется ввиду христианский, освященный церковью брак. Церковь не допускает развода.

Воспитание детей и распад семьи. «Отношение любви между мужем и женой еще не объективно, еще не имеет предметности, которой родители достигают лишь в своих детях, в которых они видят целое, их связывающее. Мать любит в детях своего супруга, отец любит в них свою супругу. Для них обоих в ребенке перед ними предстает любовь». «Если в имуществе единство заключено лишь во внешней вещи, то в детях это единство пребывает уже в духовной сфере, в которой родители любимы и в которой они любят». «Дети суть в-себе-свободны и жизнь есть непосредственное наличное бытие этой свободы». Это означает, что дети не принадлежат как вещи никому, ни отцу, ни матери, ни родителям, ни еще кому-либо. Ребенок свободен. Разъяснение – «Ребенком человек должен находиться у родителей в сфере любви и доверия, и разумное должно явить себя в нем как его собственнейшая субъективность. То есть дети имеют право получать питание и воспитание на средства общего семейного имущества. Право родителей на услуги детей основано на общности заботы о семье вообще и ею ограничивается». Пожить для себя в семье (пока детей нет) означает «пожить для семьи». Для Гегеля дети имеют право на все в рамках общего семейного блага, и материального, и культурного, и духовного; и любви, и внимания и т.д. Ни отец, ни мать, ни дети не имеют вне этого семейного общего ничего, пока семья существует. Кроме того, Гегель клеймит позором римское право, потому что по римскому праву и сама семья, и дети, и имущество принадлежат главе семьи, и он может с детьми делать все, что угодно. Русский «Домострой»: «Муж, глава семьи, обязан наказывать непослушную жену. Но лучше, если он будет бить ее не железной палкой, а плеткой. Это и полезно для здоровья, и поучительно». Не говоря уже о детях.

Распад семьи. Два вида – нравственный распад (дети становятся совершеннолетними и создают свою семью) и естественный распад (смерть родителей, одного из них, особенно отца).

Государство. Правительственная власть. «В поведении и культуре чиновников находится та точка, где законы и решения правительства затрагивают единичность и проявляют свои силы в действительности». Проще говоря, в действиях чиновников та реальность, в лице которой мы сталкиваемся с законами государства, какими бы замечательными они не были. «Это, следовательно, то, от чего зависит довольство граждан и их доверие к правительству». Контроль сверху (от короля) и снизу (подчиненных) «наталкиваются на сопротивление объединившегося против них сословия чиновников, устранение которого требует вмешательства высшего суверенитета и оправдывает его». «Идея монарха не от бога, бог создал все, включая наихудшее. Идея монарха не из пользы, так как монарх имеет много недостатков. Монарх есть действительное единство государства, он должен быть лишь формальным человеком, ставящим точку над «i», говорящим «да», вершиной формального решения независимо от того, каков он сам». Сегодня в двадцати двух ведущих государствах мира сохраняется монархия. Англия, страны Скандинавии, Япония (император не правит, но – символ единства японского народа, в отличие от премьера как нанятого чиновника, император – верховное лицо древнейшей религии «синто» японского этноса – а японская нация практически чисто этническая), исламские страны.

Про соотношение политики, государства и нравственности из Гегеля следует вывод – политика сиюминутна. Право – долговременно (Кант считал вечным). Нравственность – вечна, так как привязана к абсолютному духу.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...