Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Можно выделить три периода, и три соответствующие им ведущие тенденции.
1. VI-V вв. до н.э. – XVI в. н.э. – онтологический этап. Ведущая тенденция – выявление первопричин и первосущностей бытия. Изучение бытия человека, а не только космоса и природы, и через призму универсального блага для человечества. Учение о бытии – онтология. Термин введен немецким философом Гоклениусом в 1613 г.
2. XVII – 60-е гг. XIX вв. – гносеологический этап. На первый план выходит теория познания (природного и социального) – гносеология. «Как изучаем этот мир?». «Какими средствами?». Познание с целью переустройства бытия для блага человечества. Термин «гносеология» введен в 1862 г. немецким философом Целлером.
3. 60-е гг. XIX в. – наши дни – аксиологический этап. На первый план выходит философское осмысление ценностей человеческого бытия и познания (ср. сократовский вопрос «зачем?»; «Какой смысл имеет познание?») - аксиология (аксиос – ценный; термин ввел в 1902 г. французский философ Пьер Лапи). Принципиальное изменение направленности философии – «В жизни духа сущность нашей эпохи» (Бердяев?).
Основные этапы развития философии | онтологический | гносеологический | аксиологический |
Исходный объект и материал философствования | Природа | Общество (совокупность индивидов) | Человек (как индивид и личность) + социальные субъекты (семья, народ, …). |
Основные свойства человеческого сознания, которые развивает и использует философия | Способность к абстрагированию | Целеполагание | Саморегуляция (самоконтроль) |
Ведущие цели и идеалы | Благо | Счастье (свобода «от», внешняя) | Свобода (свобода «для», внутренняя, духовная) |
Виды порабощения людей | Физическое рабство | Экономическое рабство | Духовное рабство |
Типы цивилизаций | Космогенная | Техногенная | Антропогенная |
Исходные (базовые) начала человеческого бытия | Жизнь | Сознание (сверхжизнь) | Дух (сверхсознание). Человек как духовно-культурное существо. |
Человек – часть мира | Мир через призму человека |
[Радугин] Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда — объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Однако натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. [/Радугин]
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 825 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!