Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Одной из важных тем философских размышлений является бытие общества.
Современное понимание сущности общества как особой формы целенап- равленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей во многом базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалис- тическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе про- изводства материальных благ, который складывается объективно, т. е. незави- симо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «соци- ального организма». Однако в данной концепции есть ряд положений, в частности о базисе и надстройке, о частной собственности, о примате классового подхода и истори- ческой миссии пролетариата, о неизбежности мировой революции, которые не получили подтверждения в реальной общественно-исторической практике.
В XX в. продолжается развитие натуралистических подходов к объяснению
феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход ис- тории и судьбы народов в основном определяются ритмами космоса и солнеч- ной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-клима- тической среды (Л. Мечников), либо эволюцией природной организации чело- века и его генофонда (социобиология).
В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривает-
ся в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества.
В западной философской мысли XX в. трудно выделить какой-то один доми- нирующий подход к понимаю общества. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество – это реальность особого рода, несводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи обществен- ной солидарности, базирующейся на разделении труда М. Вебер создал «пони- мающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капита- лизма». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инже- нерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосно- вал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.
|
ствии трех сфер реальности, трех «миров», несводимых друг к дру-
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!