Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблемное поле философии и структура философского знания



Центральной задачей философии является решение целого ком плекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций ра
 
зума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Ее объектом является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир.

Предмет же философии исторически изменялся, следовательно, изменялся

и круг философских проблем, над которыми размышляли философы. Но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха стара- лась дать свои ответы. Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотне сены в нем духовное и материальное? Можно ли познать мир? Что такое человек и в чем смысл его жизни?

Аристотель одним из первых обобщил и подразделил философию на сле- дующие области знания: 1) теоретическая философия (метафизика, физика и ма- тематика, психология), ее цель – знание ради знания; 2) практическая филосо- фия (этика и политика), ее цель – знание ради деятельности; 3) пойетическая (творческая, продуктивная) философия (риторика и поэтика), ее цель – знание ради творчества. Теоретическое знание Аристотель ставил выше любого друго- го, а первая философия (метафизика), соответственно, имела абсолютное пер- венство по отношению ко всем теоретическим дисциплинам.

У стоиков (IV в. до. н.э) философия начиналась с логики. Но, как и у Ари-

стотеля, она не имела статуса самостоятельной науки, а выступала введением ко всему комплексу наук. После логики следовала физика (учение о природе, о бытии), а после физики – этика (учение о человеке, о пути его к мудрой, осмыс- ленной жизни). Этика для стоиков имела первостепенное значение.

В эпоху Нового времени в западноевропейской философии основательно

прорабатываются глубоко исследуются познавательные, эстетические и практические (моральные и религиозные) способности человеческой души. «Сферу философии» Кант свя- зывает с осмыслением следующих вопросов: 1. Что я могу знать? 2. Что я дол- жен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек? И это в целом дает нам возможность ответить на вопрос о том, что такое человек, каково его место и предназначение в мире (антропология). Вопрос о человеке и фундаментальных, врожденных способностях его души, сориентиро- ванных на единство истины, добра и красоты, задает, по Канту, философии ан- тропологическую перспективу.

Гегель, Сущность человека заключа- ется в способности к постижению разумного разумным. Поэтому философию Гегель определяет как самосознание человеком своей сущности. Идеал челове- ка для Гегеля – рассудочный человек, познающий действительност ь посредством понятий и категорий.

Современный дисциплинарный образ философии Схематично можно пред- ставить в виде «ромашки», «лепестки» которой – области философского позна- ния определенных аспектов взаимодействия человека и мира, смыслоопределяю- щих моментов бытия человека в мире, проявления различных культуротворческих (конструктивных и деструктивных) способностей человека:

• онтология – учение о бытии как таковом, о фундаментальных принципах

и формах бытия, его наиболее общих сущностях и определениях;

• гносеология – теория познания;

• эпистемология – логика, методология, философия науки и научного по-

знания;

• аксиология – философское учение о ценностях, их месте в жизни человека

и общества;

• философская антропология и философия культуры;

• социальная философия и философия истории;

• философия политики и философия права;

• философия религии; эзотерическая философия;

• этика и эстетика;

• история философии.

4. Проблема бытия природы и её место системе философского знания.

В обыденном языке термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» являются синонимами. Но в философии они имеют особые смыслы, становятся категориями онтологии, того раздела философии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существо- вание. Онтология пытается ответить на ряд принципиально важных для фило- софских размышлений вопросов. Что кроется за конкретными, временными, пре- ходящими вещами, состояниями, процессами? Что есть мир в своей сущности? Един ли он? Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие абсолютного бытия, т. е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени.

Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существова-

ния от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т. д.).Философия бытия рассмат- ривает мир как серьезный и ответственный, в котором нет места человеческому отчаянию, причиной которого является отсутствие надежды.

Если философия не признает ценность проблемы бытия, то она тем самым

утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире. Человеку не на кого и не на что надеяться, кроме себя самого.

Идея бытия как Абсолюта рассматривалась в фи- лософии идеализма, использ. для обоснования существования чувственного мира. Материалистическая философия базировала свое уче- ние на признании в качестве единственно истинно сущего бытие природ- ного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и не- зависимо от человека, т. е. объективно,т.е. существование бытия не требовало обоснований. О том же, что вы- ходит за указанные границы – Бог, Абсолют и т. д., – говорить как об объективной реальности бессмысленно. материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как произошла материя, постулируя ее веч- ность, несотворимость; материя рассматривается как основа (первоосно- ва), во-первых, сознания и духа вообще, во-вторых, единства мира.

Проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь по- является, это свидетельствует о присущей людям стремиться к безусловному, т. е. признать нечто, превосходящее и превыша- ющее человеческое существование. Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими спо- соб жить по своему своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с нега- тивными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать од- нобокость, «нечеловекоразмерность», жестокость, непредсказуемость и т.д.

В XX в., с одной стороны, обнажились все последствия безбытийного су- ществования человека, его упоения собственной свободой.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...