Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независи-



Мо от воли и сознания человека, объективный и подчиненный физи-

ческим законам. Во-вторых, мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, и прежде всего труда. Третий мир – человеческая субъективность, ду-

Ховные сущности, идеи, которые относительно независимы от внеш-

Него мира и обладают максимальной степенью свободы.

!
В реальном общественном развитии нужно учитывать все источни-

Ки саморазвития общества, приоритет каждого из них определяется

В зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво и про- цесс разрешения данных противоречий подчинен определенной ритмике.

8. Философия и наука:мировоззренческая и методологическая функции философии

Еще в античности Платон и Аристотель пыта- лись разграничить особенности науки и философии. Аристотель утверждал, что философия – наука наук потому, что она познает природу сущего, а его вне- шнюю сторону и отдельные проявления оставляет на долю искусств и наук.

Накопление и развития знаний в процессе длительной эволюции европейс- кой культуры изменяло представление о познавательной ценности философии и науки, о характере их соотношения. При этом теоретическая мощь философии – стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме – оказывалась несоизмеримой с возможностями конкрет- ных наук, что давало основания на протяжении долгих веков – от Аристотеля до Гегеля – считать философию “наукой наук”.

С ХІХ в. популярным стало утверждение о величии науки и неполноценности философии, основанное, с одной стороны, на том, что в

умозрительных размышлениях философов, не опирающихся на обобщение кон- кретно-научных знаний при создании универсальной теоретической картины мира, не только много гениальных догадок, но и много вздора. С другой – на практической ценности конкретного знания в условиях развития индустриаль- ной цивилизации и промышленной революции. Позитивизм утверждал, что философия имеет познавательную ценность только в те периоды истории, ког- да еще не сформировалась наука.

Проблема соотношения науки и философии активно обсуждается и в ХХ в.

Сегодня одни мыслители утверждают, что философия и наука различаются объектами исследований, другие, что граница проходит внутри исследуемых проблем, которые философия и наука рассматривают с различных сторон. Вернадский говорил, что исчезнет одна,вторая тоже.

Чтобы более адекватно уяснить соотношение философии и науки, отме-

тим те особенности, которые характеризуют научное и философское знание.

Философию и науку сближает то, что и философское, и научное знание, опираясь на опыт и разум, отражают мир в общих и абстрактных понятиях, общее для них – поиск истины и стремление логически обосновать знание, вы- разить его в теоретической форме.

Однако философия не только система объективного знания о мире, но и

мировоззрение, система ценностных ориентаций. Поэтому она выполняет не толь- ко ряд функций, которые роднят ее с наукой – обобщение, открытие общих за- кономерностей и связей, но и выполняет те функции, которые не могут выпол- нять частные науки.

!
Задача уяснения ценностных оснований науки и культуры в целом имеет философский характер, поскольку предметом философских раз-

мышлений является не мир сам по себе, а отношение «человек и мир».

В философии формируется самосознание науки, исследуются про-

блемы сущности и особенностей научно-познавательной деятельности.

!
Философские размышления над наукой способствуют лучшему пониманию ее возможностей и перспектив, механизмов, движущих сил роста научного зна- ния, характера его взаимоотношений с другими формами общественного созна- ния, образом жизни, культурой. Особенно они необходимы в эпохи революци- онных преобразований в науке

!
Философия задает общие мировоззренческие ориентиры в выборе проблемы исследования, обосновании гипотез и оценке полученных

результатов. Философский анализ, обобщение и интерпретация но-

вых научных результатов не только устанавливает их связь и раз- личие с ранее накопленным знанием, но и закладывает методологи- ческие основы формирования новой системы взглядов.

Например, осмысление новых результатов исследования физиков на пере- ломе ХІХ – ХХ вв. стало основанием становления неклассической науки, иссле- дования широкого класса неравновесных состояний и неустойчивых структур школой лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, что существенно изменя- ет наши представления о происходящих в мире процессах и их закономернос- тях, формирует новую систему мировоззрения.

Философия выполняет прогностические функции по отношению к естествоз-

нанию. Например, идеи атомизма в античности лишь в XVII – XVIII вв. превра- тились в естественнонаучный факт; идея рефлекса у Декарта, гипотеза о проис- хождении Солнечной системы Канта-Лапласа и т.п.

!
Философия выполняет по отношению к науке критическую функ- цию, интегрирует естественнонаучное, гуманитарное, техническое знание, формируя научную картину мира. Философские основания науки обеспечивают своеобразную «стыковку» нового научного зна- ния с господствующим мировоззрением, культурой, включая его в со- циокультурный контекст эпохи; функцию обоснования уже добытых знаний; эвристическую функцию, участвуя в постройке новых теорий, перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

9. Историко-философский процесс: причины и факторы фил. учений,школ.

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс – это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории философии – это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

Важнейшие системы историко-философского процесса:

– теологическая философия (движущая сила – Бог);

– метафизическая философия (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

– идеалистическая философия (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

– натуралистическая философия (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

– материалистически-экономическая философия (движущая сила – экономические отношения).

В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.

Основные проблемы в истории философии:

– смысл и цель человеческой жизни;

– поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX – начала XX вв.; философия XX в.

С объективной стороны история философии – это философия в своем историческом развитии, процесс развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские системы). С субъективной стороны история философии – это научное истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который взят в определенной хронологической последовательности и внутренней взаимосвязи.

Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи». Предполагают, что философия возникла в результате совпадения нескольких благоприятных условий и предпосылок. Принято говорить о психологических предпосылках, духовных истоках и социальных условиях появления философии. Для появления философии необходимы были также и социальные условия. К ним относятся прежде всего отделение умственного труда от физического, позволившее заниматься теоретической деятельностью. Становление философии, ее предметное самоопределение происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, Китае и Греции.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...