Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самодостаточность функциональность (внешние 4 страница



13. Сравните феноменологический и герменевтический подходы к правопониманию.

Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользуфилософии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

От Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интен-циональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Свои идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.

Значительная часть работ мыслителя переведена на русский язык.

Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции (также эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание. Способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений называется Гуссерлем идеацией. Допущение возможности исследования этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Судя по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

Новая философия с ее особым, обещающим достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее упоминавшихся работах Э. Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934 — 1937), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейского человечества и философия» (1935).

По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

«Поскольку вера в абсолютный разум, придающий смысл миру, рухнула, постольку рухнула и вера в смысл истории, в смысл человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека обрести разумный смысл всего индивидуального и общественного бытия».

Мир как бы борется против стремящейся его упорядочить с помощью нормативных установок философии и науки. Но для обеспечения жизни людей он нуждается в организации с помощью норм. Эта нужда постоянна, она изнуряет познающий разум. Философия и наука в некоторые моменты истории «устают» и начинают отставать в своих реакциях на запросы мира. Философия и наука как бы попадают в состояние растерянности. В них начинается разнобой.

В этот период, что характерно и для Европы в XX в., «вместо единой живой философии, отмечает Гуссерль, мы имеем выходящий из берегов, но почти бессвязный поток философской литературы: вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую веру в истинную философию, мы имеем лишь видимость научных выступлений и видимость критики, одну лишь видимость серьезного философского общения друг с другом и друг для друга. Это менее всего свидетельствует об исполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты. Объективно значимые — т. е. именно очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы возможны подлинно научные занятия и действительное сотрудничество там, где так много философов и почти столько же различных философий».

Для преодоления этого Гуссерль считает необходимым «привести латентный (скрытый — С. Н.) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как истинную возможность — таков единственный путь действительного осуществления метафизики или универсальной философии».

Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии.

По его мнению, философия «в изначальном смысле обозначает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего». Далее он продолжает: «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций».

Согласно Гуссерлю, стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Это стремление к идеальному формированию и организации жизни основано на определенной установке. Известны мифо-религиозная, практическая и теоретическая установки. Западная наука базируется, согласно Гуссерлю, на теоретической установке. Теоретическая установка западного философа предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Гуссерль полагал, что благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность. Мыслитель пишет: «В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу — функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм».

Проверка представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего общественного существования и собственных бесконечных задач». Достижение такой истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

Гуссерль считал, что объяснение кризиса науки кажущимся крушением рациональности неоправданно. Он подчеркивал: «Причина затруднений рациональной культуры заключается… не в сущности самого рационализма, но лишь в его овнешнении, в его извращении «натурализмом» и «объективизмом»». Приводит к правильному пониманию рациональности феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Субъективно-идеалистические допущения в философии Гуссерля в понимании явлений сознания превращают ее в далекий от современной науки миф. Однако многие идеи и догадки, содержащиеся в работах Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального развития человечества и его культуры с развитием математики и другие, представляются полезными для дальнейшего развития философии.

В дальнейшем идеи феноменологической философии развивали Макс Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти в России и Г. Г. Шпет и др.

Герменевтика является одним из направлений философии нашего времени. Предметом пристального внимания современной герменевтики являются вопросы социального познания и его методов. В герменевтической методологии центральным является вопрос о том, как возможно понимание человеком смыслов сущего и должного и каковы пределы интерпретационной свободы. Г.-Г. Гадамер выразил ее суть следующим образом: «Герменевтика – это практика… Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа герменевтики».

Современная философская герменевтика возникла на основе искусства истолкования литературных текстов (филологическая герменевтика), священного писания (теологическая герменевтика), правовых текстов (юридическая герменевтика). На современном этапе развития герменевтика в юриспруденции, языкознании и философии трактуется как наука о понимании смысла текста, и имеет различные степени развития. Термин «герменевтика» употребляется также и в теоретическом смысле: герменевтика – это теория понимания, постижения смысла. Такое толкование мы находим в некоторых современных (по отношению к давним герменевтическим традициям) философских контекстах. С герменевтикой связывают методологические подходы, видят в ней универсальный метод или методологию гуманитарных наук, ассоциируют с ней и философию в собственном смысле слова, как новую онтологию. Здесь герменевтика выходит на несколько иной уровень, где она приобретает уже функции онтологические и социально-философские, т.е. претендует на роль философской дисциплины.

Актуальность и значимость герменевтической проблематики в философии определяется усилением интереса к связанным с нею проблемам истолкования, интерпретации, понимания в практической жизни, политике, морали, праве, искусстве, религии, коммуникативной деятельности, образовании. Герменевтика имеет дело со смыслом суждений. Во многих герменевтических концепциях язык является сосредоточием всех герменевтических проблем. Центральной проблемой герменевтики является идея языка и ориентированные на язык понятия: «значение», «интерпретация», «толкование», «понимание».

В XX веке герменевтика, по мнению Е.Б. Ивушкиной, стала принципом философского подхода к действительности. Центральной категорией герменевтики как искусства интерпретации «текстов» является категория понимания. Философская теория интерпретации бытия в целом и мира гуманитарной культуры в частности, представляет средства для понимания гуманитарных явлений, для проникновения в их смысл. В ней ставится вопрос о человеке понимающем – понимающим себя, свое место в мире, правовую реальность и другого человека.

Значительный рост популярности юридической герменевтики среди западных правоведов связан с трудами Г.Г. Гадамера, П. Рикера, Э. Бетти, особо обратившим внимание на общность исторической, теологической, филологической и юридической герменевтики. Подход Г.Г. Гадамера к проблеме понимания и толкования закона посредством герменевтической перспективы породил особое направление современной западной философии права – юридическую герменевтику. Так, например, А. Кауфман указывает, что реальное право должно соединять в себе взаимодополняющие моменты сущности (справедливости) и существования (позитивности), исследовать которое необходимо в развитии, в процессе конкретизации права, соединении сущности и существования. Представляется, что именно осознание этих правовых проблем приводит к концу XX века к переориентации ряда исследователей от позитивизма к юридической герменевтике.

Современное герменевтическое исследование не ограничивается формулированием правил, с помощью которых могут быть произведены корректные интерпретации, но также охватывает изучение самих условий человеческого понимания. «Любой опыт осуществляется так, что в постоянном коммуникативном обмене наше познание мира непрестанно складывается. Опыт как таковой – это всегда «познание познанного»… Познаваемый в коммуникативном опыте мир… передается нам как постоянно открытая бесконечности задача. Никогда он, этот мир, не бывает первозданным миром первого дня. Повсюду, где мир испытуется нами, где происходит преодоление чуждости, где совершается усвоение, усмотрение, постижение, где устраняется незнание и незнакомство, повсюду совершается герменевтический процесс».

Герменевтика как научное направление, занимающееся познанием закономерностей понимания языка, позволяет разработать систему правил вербальной коммуникации и создает предпосылки эффективности правового регулирования. При вербальном (письменном) формулировании правового текста понимание языка закона имеет особое значение в правотворчестве и реализации права. Проблемы толкования и применения правовых норм являются актуальнейшими проблемами юриспруденции. Так, Н.В. Малиновская отмечает, что процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество, изменения ценностной составляющей мышления современного человека находят свое отражение в юридической науке. «Получившие новый импульс представления о праве как о чем-то большем, нежели государственное установление, оставляют вопрос о понимании сущности права принципиально «незакрытым», ориентированным на плюрализм мнений, непрекращающийся поисковый характер и свободу научной инициативы.

Отражением этих тенденций, в том числе, является проникновение с сферу правовых исследований идей такого современного направления философской мысли, углубляющего и переосмысливающего традиционные взгляды на феномен интерпретации, как философская герменевтика. Она поднимает представления об интерпретации на качественно новый уровень и позволяет по-иному взглянуть на проблемы сущности и назначения права».

В конце XX – начале XXI века все более проявляется необходимость дополнительной разработки социально-философской методологии толкования норм права. Так, например, по мнению А.Е. Писаревского необходима «целостная общетеоретическая концепция, которая объединила бы в себе достижения двух научных направлений: социально-философской методологии философии права и теории толкования».

Взаимосвязь юриспруденции и герменевтики проявляется, прежде всего, в истолковании различных форм и источников права, относящихся как к историческим правовым документам, так и к действующим в современный период различным видам правовых актов. Термин «юридическая герменевтика» в настоящее время достаточно распространен и применяется обычно для характеристики интерпретации различных правовых текстов. Ряд вопросов реализации права связан с юридической герменевтикой. Рассмотрение правового мышления в соотнесении с проблемой понимания придает особую актуальность теории правового мышления и использования герменевтической методологии.

Современная юридическая герменевтика как самостоятельное научное направление в российской юридической науке явление относительно молодое и нуждающееся в признании. В науке существовали различные точки зрения относительно места и роли герменевтической традиции. Ряд авторов, М.Хайдеггер, П.Рикер считают герменевтику единственной и универсальной наукой, в рамках которой только и возможно правильное понимание и объяснение реальной действительности. Ф. Регельсбергер, напротив, считает, что юридическая герменевтика «потеряла кредит» в силу неопределенности своих границ; безжизненного, шаблонного способа ее отношения к материалу; отставания теории от практики. Г.Ф. Шершеневич относительно юридической герменевтики отмечал, что «этот род искусства, вследствие своего схоластического оттенка, усвоенного от средних веков, потерял в XIX веке свой престиж, но это не говорит против его возможности и целесообразности. Утрачено доверие не к задаче, а к способу ее разрешения. Не все уничтожено из того, что составляло некогда сложное издание юридической герменевтики. Оставшееся все же представляет собой нечто, способное облегчить уяснение смысла нормы права».

В отечественных исследованиях, как правило, герменевтику связывают с общим процессом толкования права. Толкование права – форма познания, которая включает в себя «когнитивную и эмоциональную составляющие, т.е. рациональный и иррациональный уровни, объяснение и понимание».

Юридическая герменевтика является «одним из видов познания, в результате которого происходит процесс от понимания к объяснению. Ее следует отнести к специальному познанию, так называемому юридическому анализу: анализу буквального текста, догматическому анализу и культурологическому. Под юридической герменевтикой понимают также интерпретацию и выявление значения писаного права, поэтому ее можно определять как текстуальную дисциплину, ведущую начало от классических кодификаций греческого и римского права.

В целом проблема толкования свойственна правовым системам, в которых норма права понимается как общее правило поведения и сущность ее истолкования видится в подведении конкретного случая под всеобщий закон. Правовым нормам присущ общий характер; в источниках права все чаще встречаются нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи – все они имеют общерегулятивный характер.

Современная теоретико-правовая наука в эпоху постмодерна стремиться найти единый подход к осмыслению права и «подвести под общий знаменатель» многочисленные концепции правопонимания все чаще обращается к интегративной юриспруденции – феноменологии, экзистенционализму, коммуникативной теории права и герменевтике.

Именно герменевтический подход согласно позиции Е.Н. Атарщиковой, позволяет разрешить многие спорные положения в теории толкования, точнее определить его природу, место и роль в правовой системе общества, правильно выявить основные компоненты интерпретационной практики и связи между ними. Герменевтический способ понимания и истолкования реальной действительности по ее мнению основан на проникновении не только во внешне выраженный (объективный), но и субъективный мир, когда толкование происходит с учетом позиций интерпретатора и индивидуальных особенностей языка автора.

Ссылаясь на Ф. Шлеермахера, который указывал на то, что главная задача герменевта заключается в том, чтобы «суметь исходя из собственных умонастроений проникнуть в умонастроение автора, которого собираешься понять», автор отмечает особое значение роли человека (человеческого фактора) в познании вообще и интерпретационной деятельности в частности; необходимости выяснения мотивов, целей и намерений авторов текста, а также исторической обусловленности и подготовки написания данного текста. Е.Н. Атарщикова важное значение в герменевтике придает идее о понимании и объяснении как реконструктивном процессе, в ходе которого для правильного уяснения смысла и значения текста интерпретатор реконструирует его и логически преобразует.

Потребность в интерпретации правовых положений обусловливается возможностью неодинакового понимания правовых норм и неадекватной их реализации в процессе правотворчества или правоприменения. Герменевтические усилия призваны устранять подобную многозначность. Вместе с тем чисто техническое понимание юридической герменевтики как имеющей «своей целью исключительно поддержку узаконенного правопорядка» является, по-видимому, односторонним. Герменевтика возникла, по мнению Я.Г. Фогера, «вместе и вслед за появлением письменности и с тех пор имеет право на существование, ибо проблема правильного или искажающего понимания и толкования письменных источников была всегда и остается в наше время актуальной для каждого грамотного человека».

Профессиональное предназначение современной юридической герменевтики – поиск и реализация смысла правовой нормы, изучение проблемы множественности смыслов. Цель герменевтики не только в том, чтобы уяснить смысл нормы, но и перевести этот смысл на язык более конкретных высказываний, приближенных к практическим ситуациям настолько, чтобы не возникало сомнений в их относимости к толкуемой норме, тем самым облегчалось бы ее применение. Так, герменевтика, по В. Дильтею – наука смыслового понимания, понимания высказываний, «теория понимания зафиксированных в письменном виде жизненных высказываний», «основополагающий метод всех дальнейших операций гуманитарных наук». По мнению С.С. Алексеева, юридическая герменевтика – наука (и искусство) толкования юридических терминов и понятий, вершина юридического мастерства, кульминационный пункт юридической деятельности.

Юридическая герменевтика рассматривается чаще всего именно в контексте понимания и толкования правовых норм. Так, например И.А. Кравец, применяя герменевтический подход к конституционным нормам, под конституционной герменевтикой понимает – искусство и теорию истолкования норм конституции в процессе ее реализации и осуществления различных функций органом конституционного правосудия или органом судебного надзора, а также философское и теоретико-правовое обоснование и выявление конституционного смысла и значения различных нормативно-правовых актов, попадающих в сферу деятельности конституционной юстиции.

В.И. Крусс юридической герменевтикой называет юридическую технику в широком значении, имеющую своими общими задачами осмысление и объективирование права. «В конституционном государстве юридическая герменевтика (включая технику конструирования и применения норм позитивного права) выступает как сумма (система) технологий осмысления конституционно-выраженных идеалов и принципов и объективирования – на этой основе – отраслевых принципов, нормативных установлений правил правоприменительной практики».

И.П. Малинова, Н.И. Хабибулина понимают юридическую герменевтику как основополагающий метод «толкования скрытого смысла текста». По мнению Н.И. Хабибуллиной теоретический интерес к герменевтике, как к «основному среди всех до сих пор существовавших методов осмысления текста, особенно возрос в последнее время в связи с бурным развитием нового, когнитивного направления в изучении языка.

Считается, что феномен герменевтики помогает вскрыть сложный процесс взаимодействия языка и мышления… герменевтика, с учетом влияния на нее аналитической методологии составляет один из важнейших источников современной методологии в области теории права, основанной на признании принципиальной роли языка для адекватной интерпретации и понимания правовых явлений».

Особое значение в контексте юридической герменевтики приобретают вопросы, связанные с результатами интерпретации осуществляемой Конституционным Судом РФ. Проблема понимания и

отражения результатов интерпретации Основного закона получила название конституционной герменевтики. Так, А.И. Бобылев пишет: «Потребность в интерпретации конституционных положений обусловливается возможностью неодинакового понимание норм конституции и неадекватной их реализации в процессе правотворчества или правоприменения» Герменевтические усилия призваны устранять подобную многозначность…».

По мнению И.А. Кравец «конституционная герменевтика, является разновидностью юридической герменевтики, существуют особые, только ей присущие свойства или качества благодаря применяемой процедуре, влиянию, оказываемому на правовую систему страны, и юридическим последствиям. Выходящим далеко за пределы конституционного права и вторгающимся в сферы других отраслей права».

Именно аспектом толкования права обычно ограничиваются и исследования, посвященные юридической герменевтике.

А.И. Овчинников понимает юридическую герменевтику шире. Согласно его мнению, наиболее важными вопросами герменевтики права помимо проблем толкования, являются следующие: каковы особенности познавательной функции правосознания, каким образом ценности влияют на выбор специфически значимого решения, какова природа правовой интуиции, в чем специфика правовой логики и другие.

Согласно А.И. Овчинникову «право по своей сути является герменевтическим феноменом. Само состояние правосубъектности, представляя собой сочетание индивидуальности, неповторимости и уникальности со всеобщностью, интерсубъективностью, всеохватностью уже по своей природе герменевтично». Развитию современной науки, по мнению А.В. Бочкарева, свойственна «весьма примечательная тенденция: чем разнообразнее знание об изучаемом объекте, тем насущнее необходимость концептуального его обобщения в тех или иных теориях интегративного характера. Наиболее очевидным образом эта тенденция проявляется в эпистемологически ориентированных исследованиях, призванных установить, дабы перейти от «меньшего к большему», как соотносятся между собой разные методы и способы познания, как преломляются в контексте знания научные факты и как вообще совершается в науке прирост знания».

Именно герменевтический подход к соотношению права, справедливости и закона интегрирует достижения позитивного, естественно-правового и социологического типов правопонимания, подчеркивая роль закона, правосознания и конкретного правоотношения как необходимых условий герменевтического круга. Категория справедливости понимается как цель, а формализм права – как средство ее достижения.

Таким образом, в период с конца 90 гг. XX века по настоящее время, в российской правовой науке значительно актуализируется применение идей философской герменевтики в праве. Юридическая герменевтика получает свое обоснование в трудах российских ученых. Признавая актуальность применения к правовой действительности герменевтического подхода, обосновывая его значение и необходимость, современные исследователи, однако не пришли к единому выводу относительно значения юридической герменевтики в правовой науке. К настоящему времени под юридической герменевтикой понимается конкретный метод интерпретации правовой действительности; самостоятельное методологическое направление, а в трудах ряда авторов она рассматривается уже как «столь нужный сегодня интегрирующий тип правопонимания, в контексте которого природа права, его корни располагаются в коммуникативных глубинах человеческого духа, а закон, культурно-историческая основа права и естественно-правовая справедливость представлены в той самой органической целостности, которую ищет современное правоведение». Представляется, что на современном этапе развития происходит процесс формирования нового, активно развивающегося направления юридической науки с тенденцией к формированию новой интегративной концепции герменевтического правопонимания. Этот тип правопонимания обязан дать цельное представление о праве, преодолев ограниченность социологических, исторических, юридических и иных подходов к нему. С помощью герменевтических способов мы сможем «согласовать единичное и всеобщее, личное и социальное, иррациональное и рациональное», а в этом и состоит предназначение правового мышления.

14. Типология правопонимания.

Теория права – основополагающая юридическая наука, которая предполагает плюрализм в подходах к определению права. От понимания сущности права зависит его реализация, а следовательно, и возможность удовлетворения потребностей конкретного человека и всего общества в целом. В рамках юридического знания сформировалось несколько различных типов правопонимания, каждый из которых становится основой построения правовой теории и принципом познания всех правовых феноменов.

Сформированные типы правопонимания есть результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающей «...познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному явлению» [1].





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...