Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциализм. Экзистенциализм, или философия существования, есть «философское течение ХХ века, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия



Экзистенциализм, или философия существования, есть «философское течение ХХ века, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий» (13, 388). Экзистенциализм ведет свое начало от идей датского философа С. Кьеркегора. Он впервые противопоставил «экзистенцию» (термин, обозначающий существование, жизнь) и систему (ее высшим выражением является система Г. Гегеля). Традиционное мышление растворяло бытие в мысли, то есть полагало, что бытие абсолютно прозрачно для познания, «без остатка укладывается в понятие» (13, 388); напротив, С. Кьеркегор писал о постоянном ускользании экзистенции от абстрактного понимания. Следствием такого подхода оказалось утверждение «неприменимости научного метода в самопознании человека» (13, 388).

Проблема экзистенции становится явной на границе между внутренним и внешним, на переходе от первого к последнему. Внешнее, предметное бытие никогда не выражает подлинное человеческое существование, поэтому в экзистенциализме актуальна проблема выбора, посредством которого человек «переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды, к «самому себе», единственному и неповторимому» (13, 388). Этот путь есть, в противоположность гегелевской диалектике духа, экзистенциальная диалектика, проходящая, согласно С. Кьеркегору, три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Высшей точки саморазвития человек достигает лишь на последней стадии, которая, однако, недостижима собственными человеческими силами.

Статус философского течения экзистенциализм приобрел только после Первой мировой войны, существенно подорвавшей веру человека в «просветительское убеждение в неодолимости прогрессивного движения человечества по мере успехов науки и цивилизации» (13, 388).

Экзистенциализм является прежде всего онтологией, то есть учением о бытии; он не есть моральное учение, то есть не предлагает никакого учения о должном человеческом поведении.

Основной онтологической проблемой, решение которой определяет содержание всех остальных традиционных философских проблем, является «определение экзистенции в общей структуре сущего» (13, 389), то есть определение отношения онтологической природы человеческой реальности к остальным началам мироздания. Экзистенция определяется как «бытие-между»; это определение принадлежит еще С. Кьеркегору, но признается и другими представителями направления. Таким образом, человеческая реальность носит промежуточный характер, она несамостоятельна и зависит от того, что не есть человек (от того, что находится за пределами человеческого опыта).

В контексте экзистенциализма происходит сближение философии и литературы, поэтому часто представители этого направления философии одновременно выступают и как философы, и как писатели (например, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Данное сближение осуществлялось посредством феноменологического метода Э. Гуссерля, переосмысленного М. Хайдеггером в контексте экзистенциализма; так, М. Хайдеггер определял экзистенцию как «интенциональное бытие» (направленное).

В экзистенциализме экзистенция выступает в качестве промежуточного звена, соединяющего «потустороннее бытие с «миром» как ареной повседневного обезличенного существования» (13, 390). Интенциональный характер человеческой реальности означает неподлинное существование (заброшенность); подлинным же существованием является стремление к потустороннему.

Однако в среде философов-экзистенциалистов существовали расхождения по поводу того, что именно является «подлинным существованием». Ж.-П. Сартр, например, считал, что такое существование есть «признание неотчуждаемой свободы другого наряду с моей собственной свободой» (13, 390). С точки зрения А. Камю, человек приближается к подлинному существованию, следуя непрерывной «аскезе отрицания» (13, 390), бунтуя против мира, смысл которого непостижим. Высшим выражением бунта выступает творчество, рассматриваемое как стиль поведения. Согласно Ж.-П. Сартру, лишь через творчество можно попытаться оправдать свое бессмысленное, случайное существование.

Проблематика свободы, по-новому понимаемая экзистенциалистами, связана с вопросами социальной реализации человека, с проблемой Другого - всего того, что не есть «ты сам». Обостренное самосознание, потеря смысловой ориентации в мире приводят к тому, что Другой понимается как чужой, непонятный мне, с ним трудно установить контакт, ибо Другой - не очевиден. Поэтому дружба, любовь переосмысляются. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что «любовь есть конфликт» (12, 381), поскольку в любви происходит столкновение двух свобод.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...