Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменология. Это направление является не столько теорией, сколько методикой философского и культурологического исследования



Это направление является не столько теорией, сколько методикой философского и культурологического исследования. Ядро феноменологии - идея интенциональности и учение о времени. Основателем феноменологии является Э. Гуссерль. Свои варианты феноменологии предложили также М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр.

Для данного направления проблема бытия является одной из самых важных. Так, Э. Гуссерль полагал, что быть - значит быть предметом для сознания. Сознанию, по Э. Гуссерлю, присуще свойство интенциональности, направленности. Таким образом, сознание есть сознание о, то есть оно постоянно направлено на предмет, будь это действительно нечто существующее или лишь воображаемое. Феноменология Э. Гуссерля есть попытка воспринять предмет целостно, не разделяя мыслимое и явленное, феномен и сущность, конкретную вещь и ее идею. Поэтому феноменологическая установка может быть выражена словами М. Хайдеггера «назад к вещам!». Суть этой установки заключается в следующем: сознание должно быть очищено от тех штампов мышления, которые сложились в естествознании, психологии и логике к началу ХХ века. Эти штампы возникли под влиянием экспериментального, опытного подхода к исследованиям в области науки, особенно психологии, в результате чего мышление стало механистичным, утратило живость, свойственную человеческому духу. Поэтому Э. Гуссерль выступает против психологизма в науке; он предпринимает новый ход в мышлении, пытаясь вернуть философии статус строгой науки.

Очищение сознания происходит через интенцию (направленность на) и эпохе - отказ от высказываний, а также через серию редукций (феноменологическую и трансцендентальную), призванных подготовить сознание к тому, чтобы «слышать голос предметов». Смысл в том, что очищенное сознание не будет навязывать свои представления предметам. Таким образом возможно будет достичь «новой объективности» в научном познании.

Для М. Хайдеггера, чья философская позиция находится на стыке феноменологии, экзистенциализма и герменевтики, основным вопросом является вопрос о бытии, а не о сознании, поэтому он видит в феноменологии не столько метод, сколько онтологию: он пишет, что онтология в современную эпоху может реализоваться только в качестве феноменологии.

Бытие, согласно М. Хайдеггеру, есть то, что является через несокрытое (алетейю, истину); несокрытое, в свою очередь, есть то, что существует (экзистирует) как человек, человеческое бытие (бытие, первоначально свободное от рефлексии).

Основной тезис Хайдеггера заключается в том, что современная наука и современная философия забыли о бытии, они занимаются, например, вопросами сущности техники, а не самой техникой. Но нужно не просто мыслить, а мыслить о бытии. Человек впал в забвение, он упускает сами вещи из поля своего внимания. Здесь Хайдеггер вплотную подходит к проблематике времени. Время - важнейший аспект феноменологии, ибо основной характеристикой человеческого бытия, по Хайдеггеру, является его темпоральность, то есть временность. Именно исходя из времени, человек интерпретирует (понимает) бытие. Поэтому Хайдеггер уделяет особое внимание процедурам памяти: память позволяет прислушаться к бытию.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...