Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Будущее человечества



Анализ глобальных проблем современности связан также и с необходимостью рассмотрения концепции будущего. Человеческая деятельность носит целенаправленный характер, преследует всегда определенную цель. В силу этого, предвидение результатов деятельности – неотъемлемая сфера человеческой практики. Предвидение будущего связано не только с практической необходимостью, но и включает чувственно-эмоциональную и нравственно-смысловую стороны, связано с волевыми усилиями людей.

В христианском мировоззрении будущее являлось центральным пунктом этического учения. В будущем подводился нравственный итог человеческой жизни. Именно с этим ожидаемым и неотвратимым актом индивид соизмерял свое поведение в настоящем. Будущее придавало смысл человеческой истории и жизни отдельного человека.

В нововременной европейской философии возникают первые проекты общественного устройства. К ним относятся социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона и другие. Авторы предлагали конкретные практические меры, которые бы способствовали общественному процветанию (уничтожение частной собственности, введение всеобщего обязательного труда, использование достижений науки и техники и т.д.).

Исторический опыт XX столетия со всей очевидностью показал несостоятельность так называемой «логики проекта». Под этим термином понимается стремление, идущее от Просвещения, некоторых мыслителей XIX века предложить обществу всеобъемлющий проект общественного переустройства, который бы наилучшим образом отвечал потребностям, нуждам и стремлениям человека. Предполагалось, что авторы подобных теорий каким-то образом смогли подняться над собственным временем и увидеть то, что недоступно всем остальным.

К классическим примерам подобного рода относятся учения Г. Гегеля, К. Маркса, которые подвергаются критическому анализу в современной философии. Сторонники логики проекта не учитывают того, что сами авторы тех или иных проектов ограничены, даже при условии особой проницательности, гениальности, рамками своего времени. Любой социальный проект в этой связи носит ограниченный, а не абсолютный характер. Глобальный проект также не учитывает, несмотря ни на какие благие пожелания авторов, субъективный фактор, деятельность каждого человека, ограничивает свободу личности, превращает ее в «винтик», «инструмент» достижения всеобщей цели. Отказ от логики проекта связан с возрастающей ролью личности в историческом процессе, а также с признанием принципиальной непредвиденности будущего во всех чертах и деталях. Можно лишь говорить о более или менее вероятностном сценарии развития истории.

а) Философский аспект понятия "будущее"

Что же такое будущее? Что составляет содержание этого понятия? Можно ли отождествлять это содержание с научно достоверным знанием или оно составляет область гипотетических высказываний? А может быть, рассматривая будущее, мы имеем в виду некоторую идеальную цель, высшее, «пороговое» качество того состояния, к которому мы стремимся, в то же время отчетливо понимая, что это лишь – недосягаемый идеал, стремясь к которому, мы и достигнем наивысших результатов своей деятельности? Или понятие «будущее» является методологической установкой, призванной постоянно требовать от человека и человечества предвидеть последствия своей деятельности в настоящем? Не является ли будущее способом проникнуть в прошлое, понять его? Эти и подобные вопросы с неизбежностью возникают при рассмотрении проблемы. Рассмотрим ответы на некоторые из них, на наш взгляд, наиболее существенные.

Будущее – специфический объект исследования. В рассмотрении этого понятия не могут быть использованы методы научного исследования, ибо будущее не существует подобно некоторому реальному предмету или процессу. Оно как бы скрыто за пеленой прошлого (т.е. уже бывшего) и настоящего, реально существующего вместе с нами и вокруг нас. Вот эта "неуловимость" будущего порождает многочисленные варианты его значений.

В истории философских учений мы наблюдали множество предсказаний будущего, которые не только отличались друг от друга, но и зачастую принимали антагонистический характер как взаимоисключающие и несовместимые друг с другом. Невозможность научного предвидения, неоднозначность будущего отмечал К. Поппер, который последовательно обосновывал тезис о логической противоречивости любых социальных предсказаний. Подобные мысли в различной интерпретации высказывались и раньше.

Однако, как бы не уверяли людей сторонники строгой научной мысли, тем не менее, и вопреки этим взглядам, вопрос о будущем конкретного человека и общества всегда тревожил людей, заставлял их напряженно задумываться над тем, что же ожидает их завтра, послезавтра или в более отдаленном времени. Это желание неистребимо. Оно не является следствием простого любопытства или результатом и необходимостью каких-либо логических построений. Видимо, следует обратиться к более глубоким структурам человеческого бытия, отражаемым генотипными горизонтами языка.

Будущее – неотъемлемая часть социального времени, основа познавательной, ценностно-смысловой, понимающей деятельности человека. Самосознание себя и истории невозможно без целостного времени. Обсуждение будущего – необходимый элемент познания, переживания, понимания, творческо-созидательной деятельности вообще. Отказ от одного из модусов социального времени – прошлого, настоящего или будущего – означает распад целостного времени, мира, смысложизненных ориентиров человеческой деятельности.

Философия, осмысливая эти процессы, выступает как самосознание культуры, выходит за ее рамки, рассматривает различные перспективные варианты будущего. Это рассмотрение предполагает поиск универсальных ценностей (универсалий), соответствующих потребностям и нуждам людей, а также выбор стратегий выживания в постоянно изменяющихся условиях существования.

б) Вероятностные черты будущего миропорядка

Для переломных этапов человеческой истории характерно радикальное преобразование категориальной модели мира. На рубеже XX и XXI веков и происходит такое преобразование. Этот процесс определяет всесторонний, устойчивый интерес к будущему.

Какие же черты будущего миропорядка выделяют в настоящее время, исходя из ситуации, сложившейся в конце XX века? Основными из них являются:

− отказ от различных форм насилия, созидание более справедливого, гуманного, свободного и более совершенного мира – мира без войн и агрессии;

− решение существующих конфликтов и противоречий на разумной, справедливой основе посредством диалога, взаимопонимания, согласия, уважения прав народов и отдельной личности;

− объединение усилий в масштабе планеты для решения глобальных экологических проблем, осуществления гармонизации между природой и обществом;

− создание экономических, социальных, политических условий для существенного снижения «пороговых» значений отчуждения человека в современном мире, всестороннего развития его способностей и наклонностей;

− формирование планетарного мышления, отражающего новейшие достижения в познании человеком окружающего мира, нацеленного на сотрудничество во имя прогресса всех членов мирового сообщества, признающего приоритет права, отражающего общечеловеческие ценности и представления массового сознания о добре, зле, справедливости.

Особенность формирования современных представлений о будущем человечества состоит в том, что они складываются в условиях цивилизационного кризиса и связанной с ним ломкой устаревших понятий, ценностных ориентиров, стереотипов мышления. В качестве бесспорного исторического факта можно констатировать начало глубинной трансформации современной цивилизации. Эти глобальные изменения несут на себе не только печать настоящего и прошлого, но и содержат зерна будущего. Каким оно будет? Ответить на этот вопрос вправе только время.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...