Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Билет №71. Формы общественного сознания, их возникновение и развитие.
В широком смысле слова под идеологией понимается общественые взгляды, теории дающие общие картины жизни челоаеческого общества, совокупность идей по основным вопросам жизнедеятельности людей. Она распределяется на отдельные формы общественного сознания: 1. Политическое сознание 2.Правовое сознание 3.Этическое сознанаие (мораль) 4.Эстетическое сознание(искусство) 5.Философское сознаие 6.Религиозное (религиозно-атеистическое) 7.Научное сознание. Основными признаками дифференцирующими формы общественного сознания являются: 1.предмет отражения. Разносторонность объектов действительности дает возможность для появления различных форм общетсвенного сознания. 2.Форма отражения 3.Устанавливается по той роли, которую они играют в общественной жизни. Каждая форма общественного сознания заполняет необходимый результат, который вызывается в жизни потребностями социальных групп, классов, масс в области политики, техники и формировании моральных качеств личности. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей с окружающей действительности, к самим себе и развиваются на основе практически-реобразовательной деятельности. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Развитие общественно-производительной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство и мораль). Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Первое иногда определяют как массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества отражающую его проблемы, противоречие и т. д.
Билет №72. Нравственное и эстетическое сознание. Общечеловеческие принципы морали. Социальные функции искусства.
Нравственное сознание – основная ценностная форма общественного сознания, вкоторых находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное «я». Нормы нравственного сознания образуют систему социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Специфику нравственного сознания изучает этика. Нравственное сознание общества проявляется в социальных запретах, предотвращающих недозволенные с точки зрения общественных интересов деяния. Нравственное сознание – необходимый фактор прогресса человеческого общества. 2 уровня нравственного сознания – 1) обыденно-практический; 2) теоретическая (формировавшая прогнозируемый обществом идеал; мораль; в качестве морального идеала принят принцип распределения по потребностям; отражаются реальные нравы общества. Отсутствие юридической закрепленности нравственных норм, => вытекает категория морали свобода воли. Ценностная ориентация нравственного сознания обеспечивает функциональное единство всей структуры, характеризуя общую направленность. Существующий элемент этические чувства. Элемент этические сформировали науку эстетики. Элемент этические имеет место в каждом акте человеческой активности. Искусство – высшая форма эстетического сознания. Эстетические категории являются объективными. Эстетическое, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевшая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которые воспринимаются и переживаются человеком как самостоятельная жизненная ценность. В эстетическом совмещены все духовные силы человека в их гармонической цельности. Искусство – особый вид человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель. Социальные функции искусства: выражает внутреннюю сущность человека в ее цельности; превращает субъективное содержание человека в общезначимое и целостное объективное бытие; обеспечивает целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира; обеспечивает целостность и мобильность о.с., его поисковую направленность в будущее, психологическая устойчивость в настоящем; многовековая преемственность культуры, ее нарастающая универсальность; выражает смысл всего человеческого развития; вбирает в себя все достижения человечества, трансформируя и изменяя их.
Билет №73. Происхождение и специфика религии как формы общественного сознания. Роль религии в современном мире.
Религия (от лат. Religio-благочестие, набожность, святыня, предмет культа)-такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний-«земной», естественный, воспринимаемый, организм чувств, и потусторонний-«небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Вера- способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка вашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Религия – явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и её судьбу. Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они –общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но и велико их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем, числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслитель свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
Билет №74. Понятие культуры в философии. Место и роль культуры в жизни общества.
Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности. Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции. К выполняет разнообразные функции: 1 гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности; 2 познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний; 3) ценностно-мировоззренческая; 4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности; 5) образовательно-воспитательная; 6) коммуникативная;7) социальной памяти; 8) психологической защиты.
Билет №75. Философская трактовка категории «цивилизация». Цивилизация как социокультурное образование.
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил что развитие истории имеет циклический характер. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества. Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей.
Билет №76. Сущность и перспективы научно-технической революции, её социальные последствия. Гуманистический потенциал НТР.
Сущность НТР - один из наиболее дискуссионных моментов в обсуждении проблем НТР в работах советских авторов (см.: В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.). Одни авторы видят главную суть НТР в автоматизации, коренных качественных преобразованиях производительных сил, другие - в небывалом ускорении процесса проникновения научных достижений в технику, третьи - в новом общественном разделении труда, четвертые - в создании четырехзвенной системы машин и т.д. Известно и такое общее определение НТР: "Сущность НТР можно определить как комплекс коренных качественных перемен в производительных силах общества, в технологии производства, орудиях и предметах труда, а также в организации управления и характере трудовой деятельности людей" [18].
"Отличительной особенностью современной НТР является создание принципиально новой техники и технологии производства", - утверждают Н. М. Ознобин и А. С. Павлов [19]. Они эту весьма важную черту НТР обосновывают: применением в новейших технологических процессах немеханических форм движения материи на молекулярном и атомном уровнях; внедрением электрофизических, электрохимических, радиационных, плазменных и других способов обработки материалов. Все это требует новой техники для управления и контроля.
Некоторые авторы считают характерным для НТР применение атомной энергии, синтетических материалов.
Все вышеприведенные дефиниции указывают, на наш взгляд, лишь на отдельные, взаимосвязанные стороны НТР, являются отражением отдельных, хоти и существенных ее граней. Разумеется, сущность НТР не сводится к тем или иным новым, даже крупным открытиям или направлениям технического прогресса.
Системный анализ процессов ускорения темпов общественного развития показывает, "что сущность НТР следует искать в небывалой (до второй половины XX в.) интенсификации информационных процессов во всех звеньях механизма управления (и процессу познания) и в последовавшей перестройке всего технического и технологического базиса материального производства с включением их в автоматизированные контуры управления на базе электронно-вычислительных машин. "Именно появление ЭВМ ознаменовало начало современной научно-технической революции", - подчеркивает Л. Т. Кузин [20].
Исследование интенсификации информационных процессов, осознание ее как объективной закономерности, а также анализ воздействия этой интенсификации на процессы управления и познания (см. рис. 10-19) наряду с осмыслением всевозрастающей роли управления, целенаправленной деятельности человека для дальнейшего развития ноосферы и сохранения биосферы, позволяет сформулировать (в порядке обсуждения) следующий тезис о сущности НТР:
Сущность современной научно-технической революции заключается в скачкообразном возрастании интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания благодаря научной методологии и техническим средствам кибернетики на базе микроэлектроники, в результате чего открываются новые огромные возможности качественного преобразования производительных сил, ускорения научно-технического и социального прогресса, с одной стороны, и защиты биосферы - с другой.
Все остальные признаки - и автоматизация производства, и ускорение внедрения достижений науки в производство, и появление новых отраслей знаний, новых источников энергии, новых видов материалов, и освоение космоса и, наконец, изменение роли человека в системе материального производства - являются следствиями этой сущность. Именно ею можно объяснить то, современная НТР имеет всеобъемлющий характер. Если ранее революции развертывались в отдельных областях науки и техники, то ныне она пронизывает все области науки и техники, охватывая все производственно-экономические, социальные, культурные и другие области человеческой деятельности, всюду где есть информационно-управленческие процессы.
Билет №77. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28-го февраля 2007г. «Новый Казахстан в Новом мире».
30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (конечно не 30, а только самые важные, расшифровку придумаете сами)
1. Рост качества жизни Казахстана
2. Первое направление - Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики
3. Третье направление - Участие в крупных и «прорывных» проектах
4. Четвертое направление – «…системно решать вопросы повышения уровня производительности сельского хозяйства…»
5. Одиннадцатое направление - Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере
6. Четырнадцатое направление - Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям
7. Шестнадцатое направление - Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана
8. Девятнадцатое направление - Формирование основ «умной экономики» (развитие адров и образования)
9. Двадцатое направление - Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости
10. Двадцать первое направление - Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!