Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ахмет Байтурсынов 4 страница



В-третьих, материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности, т.е. определяет, в конечном счете, социальные, политические и духовные процессы жизни людей (развитие социальной структуры, изменение политической жизни, создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы). При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.

В-четвертых, материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий.

Однако вывод об определяющей роли материального производства (подчеркнем это еще раз) не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистического типа и некоторых вариантов марксизма, оно лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы). Так, М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования.

Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.

Билет №62. Природа как объект философского анализа. Взаимодействия человека и природы. Понятие биосферы и ноосферы.

1.Природа – это мир в целом и сюда включается также и развитие человеческого общества. 2.Природа – это часть мира, противостоящая обществу и развивающаяся по своим собственным законам. Это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. По отношению к «понятию природа» противоположностью является понятие «куль­тура». Культура выступает как преобразованная человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истолковать как превращение природного, естественного в культурное, искусствен­ное. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформлен­ное, неорганизованное, и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, обосновывающую необходимость подчинения природы человеку, господство над ней. Но возможна и другая позиция, когда при­рода, понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру, и человека. В системе античного мышления природа понималась как подвижное изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопостав­лялся природе, а сколько мыслился как одна из ее частей. Другая точка зрения – понимание природы как божественного творения открывало возмож­ность для поиска в ней рационального начала. В период становления промышленного капитализма природа начинает пониматься как объект интенсив­ной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Что касается естественного научного знания, то в нем доминирующей стано­вится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны. Весь мир – взаимосвязь нескольких сфер, основными из которых явля­ются: 1.Метасфера (сфера неживой и неорганиче­ской природы),

2.Биосфера (сфера всего живого),

3.Ноосфера (сфера разума и разумного управления окружающей средой – Высокая ступень развития биосферы), 4.Сформированная человеком социо-техносфера. По мере развития производительных сил общества, человек повышал свою защищен­ность от стихийного буйства природы. Совершенст­вование одежды, строительство дамб и т.д.- позволяет обеспечить более стабильное и комфортное существование. В орбиту человече­ской деятельности вовлекается неулонно расширяю­щийся спектр процессов, явлений и веществ природы, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром, окружающей природой. Но не­только человек зависит от природы, но и наоборот. Эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном вовлечении в его деятель­ность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Билет №63. Происхождение и сущность глобальных проблем современности, их характеристика.

ХХ век истории человечества ознамено­ван возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокуп­ность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетиче­ских и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастро­фой. Серьезной проблемой современного мира является «демографический взрыв». Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше. Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7 млрд человек. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонасе­ления планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых ве­ществ.. В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости Так называемые интенсив­ные технологии истощают плодородие почв Увеличивающееся число глобальных про­блем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилиза­ции, идейно-мировозренчески восходя­щей к греческой культуре.

Билет №64. Человек, общество и природа: проблемы экологии.

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и природы являются традиционными для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:

философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;

в философии происходил активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;

в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.

Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность:

Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.

Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.

Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.

Важное значение имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и прдложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международном, региональных и национальных уровнях. Впервые эта концепция была принята в качестве руководства к действию на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Однако, при всей важности и значимости результатов научно-философской деятельности по проблемам экологии достигнуть явно недостаточно. В.И. Вернадский отмечал, что человечество в целом представляет собой мощную силу «перед его мыслью и трудом возникает проблема о преобразовании биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока эффективно не решаются. Объединение усилий в этой области происходит медленно. Согласованных действий недостаточно.

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

Отношение человека к природе всегда опосредуется общественными отношениями и структурами, прежде всего политической системой и производственными отношениями. Поэтому философская мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включая численность населения.

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия в решении этой задачи может сыграть достаточно важную роль.

Многие мыслители причину экологических бедствий видят в самом человеке, в его способности создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в его неумеренном стремлении к потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять.

Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.

Отсюда вытекает ответственность философов и новые задачи перед ними в духовном постижении проблем взаимодействия человека, общества и природы, в определенной стратегии их решения.

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью.

Другая важнейшая задача — периориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции, способных гармонизировать систему «общество–природа».

Развитие экологически ориентированной экономики — важнейшее условие переходи общества на путь гармонизации системы «общество–природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных угроз состоит в том, что нарастают негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под влиянием неблагоприятных природных условий, а также в результате употребления различных вредных веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие для блага человека и человечества.

Билет №65. Понятие и роль географической среды в жизни общества. Её влияние на историческое развитие народов.

Общество представ­ляет собой самую сложную материальную систему, так как центральная фигура в не человек, который разумен. В философии подход к обществу м.б. различным, но выделяют 3 основных модели: (1) натуралистическая; (2) идеалистическая; (3) историко-материалистическая. Натуралистическая модель общества в соц фил-ии исходит из того, что у общества есть законы, которые можно познать, а следовательно обществом можно управлять. Поскольку человек часть природы, то его деятель­ность определяется естественными законами. Природа многообразна. Есть космические циклы которые оказывают воздействие на человека, у истории есть ритмы которые определяются естест­венными процессами. О них говорил Гумилев, Чернышевский. Гумилев пытался объяснить исторический процесс космическими и биологиче­скими законами. «Природа дает энергетический запас, появляются пассионарные люди (имеющие избыток энергии) и вносят изменения в историю». Так предполагал Гумилев, однако появление пассионариев загадочно и непонятно. Космические ритмы безусловно есть и оказывают какое то воздействие, но вопрос о их влиянии на историче­ский процесс остается открытым. Второй натурали­стический подход. Последователи Ч. Дарвина пытаются объяснить ход истории борьбой за существование. Появляется расизм. Однако связывать историю народов с расовыми разли­чиями не правомерно. Другой натуралистический подход определяется теорией Фрейда и его психоана­лизом. Энергетический запас определяет жизненные силы человека. Фрейд всю жизнь людей пытался объяснить половой энергией. Социобиология связывает жизнь человека с наследст­венностью. Социальное положение людей определяется генами, причем не обязательно существование человека должно носить агрессив­ный характер во взаимоотношениях, на которых строится общество. Эту модель строят врачи, биологи и т.п. К этому направлению относится географическое, которое объясняет историю климатом. Геополитика обращается к географии чтобы объяснить, что географическое положение определяет историю, политику, экономику обще­ства. Все это натурализм, который сводит законы общества к природе.

Билет №66. Сущность теории «географического детерминизма» и «геополитики»

Географический детерминизм - учение, согласно которому развитие общества, причины войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют "естественное происхождение" и определяются пр.всего географической средой, одно из проявлений натурализма. Сторонников географического детерминизма можно обнаружить ещё в древности (Геродот). В новое время сторонник географического детерминизма Монтескье Ш. считал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят особенности характера, привычки, привязанности людей. "Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши". К сторонникам этой натуралистической концепции можно отнести также французского государственного деятеля, философа, экономиста XVIII в. Тюрго А.Р.Ж. Сторонниками географического детерминизма в XIX в. были английский историк Бокль Г.Т., французский философ и историк Тэн И. Жаркий климат, по мнению Бокля Г.Т., был причиной рабства в Индии, поскольку особым образом влиял на сознание местного населения. Благодатный климат, тучная почва Голландии, по мнению Тэна И., определили натурализм и "полнокровность" голландской живописи. Отечественный мыслитель Мечников Л.И. (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была "речная" цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с овладением морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная "океаническая" цивилизация. На принципы географического детерминизма опирается т.н. геополитика. Термин этот был введён шведским учёным и политиком Челленом Р. (1846-1922) и означал учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Дальнейшая разработка принципов геополитики была осуществлена немецким мыслителем Ратцелем Ф. (1844-1904). Он выделил народы, наделённые индивидуальными естественными особенностями, в частности "чувством пространства", и стремящиеся к увеличению территории проживания. Основные понятия теории геополитики этого периода - "жизненное пространство", "естественные границы". Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от географического детерминизма, рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.

ГЕОПОЛИТИКА - понятие, введенное в западно-европейскую интеллектуальную традицию шведским ученым и парламентским деятелем Р. Челленом (1846-1922) в контексте его попытки определить основные характеристики оптимальной системы управления для формирования "сильного государства". Новацией явилось стремление Челлена вычленить Г. в качестве одного из ведущих элементов политики как многоуровневого, многоаспектного, направляемого процесса. Концептуальную разработку Г. как специфического термина осуществил немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844-1904). Он продемонстрировал актуальность разработки теоретических оснований новой социальной дисциплины, которая бы реконструировала взаимосвязь и взаимообусловленность государственной политики и географического положения страны. В концепции Ратцеля, изначально наделенной высоким идеологическим потенциалом, особое историческое значение придавалось народам, обладающим "особым чувством пространства" и, следовательно, стремящимся к динамическому изменению (расширению) собственных границ. К. Хаусхофер (1869-1946), продолжая данную традицию трактовки содержания понятия Г., развил и акцентировал экспансионистские, империалистические аспекты его понимания, сформулировав агрессивную по сути гипотезу о потенциально необходимом "жизненном пространстве германской нации". Взятая на вооружение лидерами третьего Рейха, данная разновидность теорий Г. на долгие годы дискредитировала академические разработки немецкой геополитической школы. В интеллектуальных схемах американского адмирала А.Т. Мэхэна (1840-1914) постулировалось существование извечного антагонизма между морскими и сухопутными державами, а также подчеркивалось то обстоятельство, что лишь глобальный контроль над океанскими и морскими коммуникациями и портами может обеспечить долговременное геополитическое доминирование государства в мире. Очевидная эрозия "биполярного" геополитического устройства мира в конце 80-х 20 ст. вкупе с нарастающими тенденциями его "многовекторности", результировались, в частности, в принципиально новых подходах к идее Г. Французский генерал П. Галлуа, в книге "Геополитика. Истоки могущества" (1990), обратив внимание прежде всего на то обстоятельство, что Г. отнюдь не тождественна географическому детерминизму и политической географии, подчеркивал, что потенциал государства задается его территорией, населением, географическим расположением, протяженностью и конфигурацией границ, состоянием недр и т.п. (с учетом наличия или отсутствия новейших средств оружия массового уничтожения). Отличия современных трактовок Г. от ее "классических" версий обусловлены тем, что в настоящее время постулируется решающая значимость тех материальных, социальных и моральных ресурсов государства (или его "геополитического потенциала"), не только активное использование, но и само по себе наличие которого достаточно для успешной реализации тех или иных внешнеполитических приоритетов. Военное поражение Германии во второй мировой войне не должно вуалировать то, что с точки зрения геополитического контекста идеи мирового господства, 20 в. явился ареной борьбы трех основных субъектов, ориентированных на его достижение. Фашистская Германия, стремившаяся осуществить ранжирование наций и народов по степени приближенности к "арийскому эталону" с сопряженой идеей ликвидации недоразвитых этносов. Коммунистический СССР с догмой о мессианизме и избранности одних общественных слоев (пролетариата и беднейшего крестьянства), вылившейся в геноцид классово "чуждых" социальных групп, а также в лозунги "мировой революции" и "всемирной Республики Советов". "Англо-саксонский" блок государств с (непровозглашаемой явно) теорией ранжирования стран мира по степени приобщенности к ценностям "открытого" общества под планетарной эгидой США. Крушение гитлеровского фашизма и СССР лишь сделали более наглядным и очевидным процесс стремительной "американизации" мира на рубеже третьего тысячелетия (вне каких-либо ангажированных мировоззренческих оценок). Несмотря на нередкую характеристику Г. лишь как удачного междисциплинарного термина социальных дисциплин либо как околонаучного, идеологизированного неологизма западно-европейского интеллектуализма, ее статус как специфического политолого-социологического подхода к изучению корреляций между географическим положением государств и их внешней политикой'вряд ли подлежит сомнению.

Билет №67. Народонаселение – предпосылки и условия общественной жизни. Сущность теории Мальтуса Т.Р. и неомальтузианства. Современная демографическая проблема.

Народонаселение это совокупность людей проживающих в пределах на определенной террито­рии, части страны, всей страны, групп стран и всего мира. Население стран вместе с географической средой и способом производства материальной и духовной жизни определяет возможности развития общества. Для нормального функционирования и развития общества в целом необходим определенный минимум людей или определенная плотность народонаселения. Первая точка зрения свформировалась во второй половине 18 в.- первой половине 19 в. В это время появля­ется школа, считавшая основным злом, приводя­щим к нищите – быстрый рост народонаселения. Основателем этой точки зрения является англий­ский экономист, священик и социолог Мальтус. Основные произведения: “Опыт о законе народонасе­ления”, где он писал, что причина бедственного положения народа в том числе и безработица, есть результат переизбытка населе­ния, все дело в естественном законе народонаселе­ния. Согласно, которому его рост увеличивается в геометрической прогрессии, а рост средств существо­вания лишь в арифметической прогрес­сии. Выход в принудительном регулировании народонаселения. Голод, эпидемия ликвидируют лишьнюю часть населения. Современные последова­тели Мальтуса неомальтузианцы. Сего­дня в американской литературе можно встретить рассуждения о человеческой плодовитости, как кризисной системе современности (Томсон), о том, что не атомная бомба, а бомба перенаселения угражает миру (Стюарт), значительные распространения имеет неомальтузианская теория “порочного круга нищиты”, согласно которой развивающиеся страны не способны без содействия развитых западных стран решать собственные социальные проблемы. Большое распространение получила неомальтузианская теория кризисных мировых ресурсов (Джон Форрестер). Рост народонаселения определяется комплексом причин; уровень разви­тия производственных сил; культурой; характером существуещего общественного строя; условиями, в которых живут люди; Уровнем образования, здравоохранения; общественным положением женщины; обычаями, традициями, религиями. Поэтому можно сделать вывод, что каждой сту­пени развития тому или иному типу государства культуры свойственны свои темпы роста народонасе­ления, особые законы его роста, связан­ные главным образом с социальными и прежде всего экономическими условиями.

Мальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Классики марксизма-ленинизма показали реакционную сущность М., называя его «...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 504). Они доказали, что в человеческом обществе нет и не может быть «вечных естественных законов народонаселения» и нет «закона убывающего плодородия почвы» (на который ссылался Мальтус) (см. «Убывающего плодородия почвы закон»). Каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма существует относительное перенаселение, то есть безработица, как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления. Воспроизводство же населения и «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 1, с. 476).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...