Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ахмет Байтурсынов 2 страница



Билет№38 Диалектика как теория взаимосвязи и развития, научная методология познания.

Диалектика – как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика – наука спорить, как искусство спора развивалось в средние века. Важное место диалектики занимает идея всеобщей взаимосвязи. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «возможность - действительность» и др. выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, перехода друг в друга, взаимодействие.

Основные принципы диалектики:

  1. принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия.

Связь – это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой: всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Существуют связи между основными структурными уровнями материи, между различными формами движения материи. Закон – существенное, необходимое, устойчивое, постоянно повторяющееся связь между явлениями.

2 Принцип развития. Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов.

Билет № 39 Понятие закона в философии. Группы законов.

Закон представляет собой существенные, устойчивые, необходимые, повторяющиеся, внутренне – присущие явления связи и взаимные обусловленности. Законы можно разбить на 3 основные группы: 1-ая группа – частные и специфические отражает связи отдельных частей и особенностей реальной действительности; 2-ая группа – общенаучные, действие которых распространяется либо на всю природ, либо на все мышление; 3-я группа – всеобщие, универсальные законы – законы диалектики, действуют везде, охватывают все стороны мира и распространяются на природу, общество и мышление.

Билет № 40 Основные законы диалектики.

Среди всеобщих законов диалектики выделяют 3 основные закона: 1)Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 2)Закон развития и разрешения противоречий (единства и борьбы противоположностей); 3)Закон двойного отрицания. Основные законы диалектики раскрывают механизм перехода от старого к новому, источник развития объективного мира и человеческого мышления, направленность развития, форму, результат развития.

Билет № 41 Понятие категории. Категории диалектики: единичное и общее, сущность и явление, необходимость и случайность.

Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. «Единичное – общее», «многое – единое», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «конечное – бесконечное», «форма – содержание» и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуально неповторимое – типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Это понятие относят к таким предметам, явлениям, процессам, которые обладают конкретным, неповторимым сочетанием свойств, исключающим другие такие же предметы, явления, процессы. Индивидуальность характеристик, невозможность их точного повторения отличает, например, исторические события. С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность – различные уровни объективной реальности. Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность – понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

Билет №42. Необходимость и случайность, возможность и действительность в условиях социальной реальности.

Необходи­мость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта про­блема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ собы­тия, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. В трактовке необходимо­сти и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуаль­ное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться.

Необходимость — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Необходимость выше дана с точки зрения официальной советской философии. Другие философии могут иметь другие точки зрения.

Случайность — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Возможность и действительность

Соотносительные филос. категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. Возможность (В.) — то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. В. есть будущая Д. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения В. в Д., как актуализацию потенциального состояния мира. Напр., у молодого человека, поступившего в вуз, есть В. окончить его и получить диплом; Д. в данный момент является его состояние в качестве первокурсника, получение диплома — лишь В., которая станет Д. через несколько лет успешной учебы.

Категории В. и Д. взаимосвязаны не только потому, что В. — это будущая Д., но и вследствие того, что В. уже существует в Д. — именно как В., т.е. в самой Д. сейчас существуют условия и действуют закономерности, которые в будущем приведут к актуализации ныне лишь потенциального состояния. В. есть аспект Д., настоящее содержит в себе зародыш будущего. Однако в Д. существуют предпосылки реализации не одной, а многих В. Если бы в Д. существовала лишь одна В., развитие мира было бы фатально предопределено, в нем не было бы места случайности и свободной деятельности человека. Д. одна, но В. ее последующего изменения — много.

Принято различать формальные (абстрактные) и реальные (конкретные) В. Формально возможно все то, что не противоречит законам логики и законам природы, т.е. все то, что не является невозможным. Напр., человек не может одновременно быть горбоносым и курносым — такая В. исключается законами логики; у него не может отрасти третья нога — такая В. исключается законами биологии; однако он может сделать пластическую операцию носа — формально такая В. у него существует. Реальная В. отличается тем, что для ее осуществления в Д. имеются какие-то условия и предпосылки. У человека есть формальная В. стать генералом, но для того, чтобы эта В. стала сколько-нибудь реальной, нужно, как минимум, быть военнослужащим. Для сравнительной оценки реальных В. иногда используют понятие вероятности и говорят, что одна В. более (менее) вероятна, чем другая, если в Д. имеется больше (меньше) факторов, благоприятных для реализации данной В. по сравнению с другой. Стопроцентная вероятность означает в этом случае необходимость: В. обязательно будет реализована; нулевая вероятность В. эквивалентна невозможности.

Билет №43. Структура связи бытия. Часть и целое, структура и элемент, содержание и форма.

Часть и целое

Филос. категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Человек давно научился выделять в окружающем мире отдельные объекты, а в объектах — составляющие их элементы (напр., лес состоит из отдельных деревьев, а у дерева, в свою очередь, выделяются крона, ствол и корни). Поэтому понятия Ч. и Ц. присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «Целым называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». Категории Ч. и Ц. определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого; целое — то, что состоит из частей.

Со времен античности проблема соотношения Ч. и Ц. не только обсуждалась в философии, но в той или иной форме возникала во многих сферах науки и даже общественной жизни. В философии эта проблема формулировалась в самом общем виде: что является более фундаментальным, исходным, важным — целое или его части? Решения этой проблемы постепенно оформились в виде двух альтернативных позиций, противоположные исходные принципы которых образовали т.н. антиномии целостности. Важнейшие из этих антиномий таковы: 1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей; 2) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей; 3) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям. Филос. позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование м е р и з м а (от греч. meros — часть). Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями, называется холизмом (от греч. holos — целый).

Представители как той, так и другой позиции приводили немало примеров, подтверждающих обоснованность их исходных принципов. Сторонники меризма указывали на такие объекты, как стадо животных, стая птиц, небесные созвездия, все свойства которых действительно определяются суммированием свойств входящих в них предметов. Механицизм и редукционизм в физике и биологи явились выражением именно этой позиции. С др. стороны, оправданность холизма легко усматривается, напр., из того факта, что ни мотор, ни колеса, ни кузов сами по себе не могут служить средством передвижения, этим свойством обладает только автомобиль как целое. Холистская позиция проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии.

В истории философии и человеческого познания вообще практически все мыслители склонялись либо к меризму, либо к холизму, причем порой один и тот же мыслитель при решении одних вопросов отдавал предпочтение меризму, а при решении других — холизму. Платон и средневековые схоласты склонны были подчеркивать примат целого по отношению к его частям, но подлинно целое находили лишь в продуктах духовной деятельности, но не в материальных образованиях. Англ. эмпирики 17—18 вв. и представители фр. Просвещения под влиянием успехов ньютоновской механики полагали, что всякое целое может быть без остатка разложено на составные части и познание этих частей полностью раскрывает природу любой целостности. Нем. классическая философия в лице Ф.В.И. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля разработала идею о различии между органичной (способной к саморазвитию) и неорганичной целостностями. В этом заключался первый шаг к преодолению крайностей меризма и холизма.

В настоящее время соотношение Ч. и Ц. получило более точную разработку в системном подходе. Выделяют т.н. сум мативные и интегративные системы. К суммативным системам относят такие, свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов и которые лишь количественно превосходят свои элементы, не отличаясь от них качественно, напр., груда кирпичей, штабель досок и т.п. Вхождение к.-л. элемента в такую совокупность ничего или почти ничего ему не добавляет, связи между элементами в таких системах являются чисто внешними и случайными. Меризм говорил именно о таких системах и для таких систем его принципы справедливы.

Интегративные системы как раз и являются тем, что можно назвать органично целым. Такие целокупности предметов отличаются следующими особенностями: 1) они приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, т.е. свойства, принадлежащие именно совокупности как целому, а не ее отдельным частям; 2) связи между их элементами имеют законосообразный характер; 3) они придают своим элементам такие свойства, которыми элементы не обладают вне системы. Именно такие системы представляют собой подлинные целостности, а их элементы являются их подлинными частями. Хорошим примером такой целостности может служить стихотворение: стихотворение в целом создает поэтический образ, которого не может создать в отдельности ни одно из входящих в него слов; связи между словами в стихотворении определяются стихотворным размером и правилами грамматики; контекст стихотворения, поэтический образ, создаваемый им, определяют смысловое содержание входящих в него слов и часто способны совершенно изменить его по сравнению с обычным употреблением. Как раз такого рода целостности имел в виду холизм и, поэтому, совершенно справедливо подчеркивал несводимость целого к его частям.

СТРУКТУРА (лат. structure - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. С. Понятие С. и родственные ему (такие, как связь, отношение, взаимодействие) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием "функция". См. также: Система, Ризома, Структурно-функциональный анализ.

ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum - стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) - в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia - "пятая сущность") - ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. - металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии - эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии - Э. - сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого.

Форма (лат. forma, греч. μορφή) — понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции.

В древней философии понятие формы имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия формы имело у Платона и в особенности у Аристотеля.

Форма делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Форма есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью.

Схоластическая философия понимает форму в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали форму и понимали её в значении Платоновской идеи. Бэкон под формой разумел не что иное, как закон природы.

Совершенно иное значение понятию формы дал Кант, который форму отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнес все то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о форме созерцания (пространстве и времени), о форме мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума).

Третье возможное понимание формы — номиналистическое — прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на форму как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века — номиналисты, в новой философии — позитивисты.

Каждая из этих трёх точек зрения заключает в себе своеобразные трудности.

Номинализм, проведенный последовательно, в конце концов приводит к отрицанию знания или к скепсису; реализму легко впасть в смешение отвлеченностей с действительно существующим; критицизму Канта, желающему занять посредствующее положение между двумя указанными точками зрения, невозможно разграничить формальный элемент в познании от его содержания, ибо форма именно и оказывается содержанием его, как это явствует из философии Фихте Старшего, и, таким образом, движение мысли является не изображением развития предметного мира, а самим предметным миром; но такая точка зрения допустима только тогда, когда речь идет не об индивидуальном, а об абсолютном (божественном) мышлении, то есть, когда, согласно с Аристотелем, на форму смотрят как на творческую силу (об истории понятия Ф. см. философский словарь Eisler’a, стр. 252—54).

Билет № 44 Философия о познаваемости мира. Субъект, объект и предмет познания.

1)представители субъективного идеализма, к исследованию взаимосвязи ощущений и представлений человека, которые рассматривались ими в качестве основы всякого бытия (англичанин 18в. Джордж Беркли; австриец 19в. Эрнест Мах).

2) представители объективного идеализма (Гегель) природу считали инобытием абсолютной идеи, а сознание особым ее воплощением. Абсолютная идея Гегеля познает саму себя, а познание природы человеком выглядит как ступень в самопознании абсолютной идеи. 3) 17 – 18в материалисты. Рассматривали процесс познания созерцательно, то есть преимущественно на познающего человека и соответственно пассивное восприятие этого воздействия субъекта (Людвиг Фейербах). 4) современный материализм. Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека и выработка адекватного воспроизведения действительности, без которой невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное его преобразование. В целом позиции мыслителей при решении проблем познания можно разделить на: 1) скептицизм – те, кто выражают сомнение в возможности познания мира человеком (18в. Давид Юм); 2) одностецизм – отрицают возможность достижения объективного или истинного знания (Кант, Ницше). Субъект и объект познания – это понятия, которые отражают практическое отношение людей к природе и друг к другу, они не применимы вне сферы практической и познавательной деятельности человека. Субъектом познания является человек, находящийся в определенных отношениях к другим людям, то есть социальная группа людей общества или человечества в целом. В этой взаимосвязи общественного и индивидуального моментов и осуществляется процесс познания человеком объективной реальности. Объектом познания выступает не весь мир в целом, а та его часть, которая вовлечена человечеством в процесс познания. Предметом познания является более узкое и более концентрированное понятие объекта в познании.

Билет № 45 – 46 – 47 Чувственное познание и его формы; их роль в познании. Особенности рационального познания. Основные формы рационального познания. Сенсуализм и рационализм. Единство чувственной и рациональной сторон познания.

Чувственное познание есть результат непосредственного восприятия предметов и явлений внешнего мира органами чувств человека. Рациональное познание – отражение явлений окружающего мира в абстрактно – логических формах. Основными формами чувственного познания являются: 1)ощущения; 2)восприятие; 3)представление; 4)воображение; 5)эмоции. Основными формами рационального познания являются: 1)понятие; 2)суждение; 3)умозаключение; 4)гипотеза; 5)научная теория; Первой самой простой формой сознания является: 1)ощущения – чувственные образы, отражающие отдельные свойства предметов и явлений; 2)восприятие – целостный образ, возникающий в сознании человека в результате воздействия того или иного предмета на органы чувств; 3)представление – воспроизведение в сознании образа предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом; 4)воображение – новый образ, возникающий на основе имеющихся представлений о мире; 5)эмоции – страсти и переживания весьма разнообразные по существу, по форме своего выражения – активное, четкое выражение отношения человека к тому или иному явлению. Основными особенностями чувственного познания являются: 1)органы чувств – непосредственно связывают нас с внешним миром; 2)чувственное познание наглядно и мир отражается в наглядных образах; 3)чувственное познание отражает лишь внешние стороны предметов и явлений, которые, как правило, изменчивы и непостоянны. Человека же интересуют устойчивые, необходимые стороны и связи, законы существования и развития - это обуславливает наличие рационального момента в познании. 1-ая форма рационального познания – понятие – идеальный образ, отражающий общие существенные свойства и связи предметов, явлений окружающей действительности. 2-ая форма - суждение – мышления в котором что – либо утверждается либо отрицается, или подвергается сомнению. 3-я форма - умозаключение – получение нового суждения, нового вывода из данных суждений. По средствам умозаключения получают новые знания, в этом и заключается их основная роль в познании. 4 –ая форма – гипотеза, знание, в основе которого лежит предположение о явлениях, событиях, законах.

Научная теория представляет собой глубокое всестороннее знание о каких – либо процессах в определенных областях действительности и знание это проверено опытом или практикой. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и представляют противоположные стороны единого диалектического процесса познания. Их единство обусловлено тем, что они отражают один и тот же мир, их общей основой является практика, они имеют единую физиологическую основу, нервную систему человека. В процессе познания они не только дополняют друг друга, но и взаимно проникают одно в другое. Это лишь разные стороны одного и того же процесса познания.

Билет № 48 Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Догматизм и релятивизм.

Истина – соответствие между возникающим в сознании образом и реальным объектом. Истина – соответствие наших знаний действительности. Истина – это процесс движения от незнания к знанию. В вопросе об истине можно выделить следующие аспекты: 1)существует ли объективная истина? 2)является ли истина относительной или она абсолютна? Истина объективна по содержанию. Определяя истину необходимо подчеркнуть его ведущую сторону, его объективность. Абсолютная истина – исчерпывающее, точное отражение действительности, к которому стремится наука. Истина относящаяся к знанию какого – либо объекта одна, но она и объективна, и относительна, и абсолютна одновременно. Современными формами метафизического мышления при решении вопроса об истине являются: 1)релятивизм. Его представители абсолютизируют момент относительности в познании. 2)догматизм. Абсолютизируют момент абсолютного в познании. Оба эти учения ведут к отрыву теории от практики.

Билет № 49. Критерии истины. Истина, заблуждение и ложь. Скептицизм и агностицизм.

Впервые понятие истины введено Парменидом как антитеза мнению. Основным критерием истины признавалось постоянство. В дальнейшем в средневековой философии было разработано учение о двойственной истине: абсолютной истине религиозной веры и относительной истине научного знания.

Часто разум был дефинирован как критерий истины, поскольку его идеи адекватны вещам; или как абсолютная очевидность ощущений у сенсуалистов. В социалистической философской мысли XIX в. Встречается понимание истины как отражение реальности, а критерием истины признавалась практика (Чернышевский, Маркс).

Критериями истины в различные времена служили многие понятия. От античных философов (Эпикур, Лукреций) и гедонистических концепций Древней Индии и Древней Греции идёт традиция признания ощущения и чувственного опыта за критерий истины. В философии Нового времени такой традиции придерживались Ф. Бэкон, Гельвеций, Л. Фейербах.

Феномен " заблуждение ", причем применительно к науке. Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его суще-ственно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблужде-ний может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами. Причины появления заблуждений в науке, естествознании много-образны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. К гносеологическим факторам относится также многогранность объектов изучения и нередко фрагментарное, поначалу одностороннее их отображение (вспомним хотя бы историю развития знания о природе света, где сначала познавалась одна сторона внутрен-него противоречия, затем другая). Часть выдается за целое, одна сторона, один элемент - за всю систему. В результате полученная первоначальная истина трансформируется в не-истину. Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвав-шим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п. Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование.

Скептици́зм (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — «неизвестный, непознаваемый, неведомый») — направление в философии, отрицающее возможность объективного познания окружающей действительности субъектом посредством собственного опыта.

Термин был введён в употребление профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как и не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или несуществование Бога невозможно.

Поскольку агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, это исключает для него принадлежность к христианству и другим религиям. Агностицизм принципиально не исключает существования божественных сущностей.

Термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто считает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но верит в то, что доказательства за существование Бога или против него являются (на данный момент) неубедительными и поэтому не определился в этом вопросе.

Чтобы уменьшить неточности, связанные с употреблением термина «агностицизм» можно использовать термин «строгий агностицизм» для оригинального понимания термина, и «эмпирический агностицизм» для современного определения.

Билет №50. Практика – основа, движущая сила и цель познания. Формы практической деятельности.

Практика - это материальная, чувствнно предмет­ная целенаправленная деятельность людей, имею­щая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр прежде всего разу­меют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр прак­тика есть р-т всемирной истории. Практика вклю­чает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности. Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источни­ком, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания. Основными видами практ явл матери­ально-произв деят людей и социально-преобразую­щая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный экспери­мент - это особый вид практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програми­рующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта.Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти; объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех этих эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть, практически-преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность (социальн., классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и т.п.).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...