Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ахмет Байтурсынов 1 страница



Ахмет Байтурсынов (1873-1937) — поэт, обогативший казахскую литературу начала ХХ века идеей борьбы за свободу и независимость.

Свою педагогическую деятельность Байтурсынов начал в аульных школах Актюбинска, Костаная и Каркаралы, там он преподавал в двухклассных училищах.

Педагог и просветитель Ахмет Байтурсынов хотел избавить народ от безграмотности и нужды, все силы отдавал тому, чтобы вытащить казахов из темноты. Он видел, что путь к свободе народа лежит через знания, просвещение, науку, культуру и литературу. За то, что вместе с группой казахских интеллигентов из Каркаралы написал и отправил царю петицию, Ахмет был заключен под стражу (1909 г.). Восемь месяцев он провел в тюрьме без суда и следствия. После освобождения из тюрьмы ему было разрешено жить и работать лишь за пределами Казахстана, что было равносильно ссылке. Как политически неблагонадежный, он постоянно находился под надзором полиции.

Его поэтический сборник «Маса» («Комар»), Оренбург, 1911 г., посвящен тяжелому бесправному положению казахского народа. Байтурсынов — реформатор казахского языка. Им был создан алфавит на основе арабской графики. Начатая в 1912 году работа была официально принята в 1924 году как «Жа_а емле» («Новое правило»). А. Байтурсыновым написаны учебники «О_у __ралы» («Чтение») в 1912 году и «Тiл __ралы» («Учебник по языку»), состоящий из трех частей: фонетики, морфологии, синтаксиса. Учебники являлись новшеством не только для казахов, но и для всего тюркоязычного мира. Позднее он выпустил книги методического характера «Баяншы» (1920 г.) и «Тiл ж_мсар» (1925 г.). Первая работа по литературоведению «_дебиет таныт_ыш» (1926 г.) также принадлежит Байтурсынову.

Билет №30. Значение духовного наследия казахского Просвещения для современной философской мысли.

Билет№31-32 Сущность и смысловые ориентиры западной философии ХХ век и ее основные направления.

Основные концепции современной марксисткой западной ф.: социолого-технократический материализм. На первом месте – техника, а социально-психологические характеристики отбрасываются. историцизм. Нельзя в истории определить устойчивые социальные структуры. Они только в мышлении (Грамиле, Деллафольфе(Италия)) структурализм. Существует в обществе специфичные структуры, отличающие одно общество от другого на тотальных законах (Лукач, Корне (Венгрия),Альтюссер, Годелия (Франция), Лупарини(Италия)). гуманистическая антропология – жизнедеятельность человека и отчуждения, его сущностных сил (Воля, разум, чувства) Шафор (Польша), Косик (Чехия), Блох.

Из немарксиской философии выделяют:

1). Экзестенционализм—существование; возникло на кануне 1-й мир. Войны в России (Шестов, Бердяев).В.Германии развили Хайденер, Карл Ясперс, во Франции Марсель, Альберт, Камю, получило бурное развитие в США, Японии И Латинской Америки. Центральное место категория существования, специфический человеческий способ бытия, отмеченный от предметного мира через интуицию, особое озарение.

2) Неопозитивизм – Одно из самых влиятельных направлений современной классической философии. Н.- это третья сложившаяся историческая форма позитивизма. П. возник в 1830 -40-х годах во Франции. Его родоначальником был Огюст Конт. Неопз. возник в 20-е годы 20 столетия. Основной их вопрос соотношение ф. и науки.

Современному этапу развития соответствует неопозитивизм с некоторыми разновидностями:

Логический поз-м., семантика общая и теоретическая, философия лингвистического анализа.

Логический позит-м. возник в Англии и Германии. Основную задачу видит в анализе логической структуре языка, терминов и предложений, которые употребляются в научном языке.(Карнат Австрия,) и Тарский Польша.

Прогматизм обвиняет всю предшествующую ф. в абстрактности, отрыве от жизни, созерцательности, и предлагает свою теорию. П. не считает, что ф. должна быть размышлениями о перворазделах бытия, она должна быть общим методом решения всех проблем, которые встают перед людьми в их жизненной ситуации. Родоначальником был Пирс (США),развили Джеймс и Дью, В Англии Шиллер.

Билет №33. Человек и мир человека в современных зарубежных концепциях (экзистенциализм, персонализм, философская антропология)

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, т.е. они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Расходясь с традицией европейского рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно экзистенциализму, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания ее структуры многие представители экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», она направлена на другое, становящееся ее центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенции есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Определяя экзистенцию через ее конечность, экзистенциализм толкует последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, все это — эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы ее конечности.

Персонализм (от лат. persona — личность) — теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога.

Персонализм сформировался в конце XIX века в России и США, затем в 30-х гг. XX века во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, отчасти Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Основоположниками американского персонализма явились Б. Боун, Ройс; их последователи — Э.У. Хокинг, Калкинс, Брайтмеп, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала «Personalist», осн. в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, Недопсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала «Esprit», осн. в 1932. В Англии персонализм нашел последователя в лице Б. Коутса, в Германии — Штерна и др.

Представители персонализма отрицают обособленность этого философского течения, считая его одной из коренных тенденций развития философии на протяжении всей ее истории.

«Человек в своем стремлении к стабильности и прогрессу,— утверждает Флюэллинг,— направляет свои усилия на построение строго определенных государственных, социальных, административных, интеллектуальных и религиозных систем. Но так как эти внешние структуры оказывались иллюзорными или не приносили ожидаемых результатов, человек каждый раз возвращался назад к своим собственным личным истокам» (см. «Twentieth century philosophy», N. Y., 1947, p. 327).

В действительности же персонализм — своеобразный результат разложения объективного идеализма, с одной стороны, и критики естественнонаучного, механического материализма — с другой. Собственно теоретические причины интенсивной разработки персонализма коренятся в поисках связи безличного характера знания — его инвариантности с содержанием сознания и волей — с совокупностью эмоциональных проявлений отдельного, конкретного индивида и в выявлении беспомощности объективного идеализма найти эту связь. Принципу идеалистического монизма и панлогизма Гегеля противопоставляется плюрализм — множественность существований, сознаний, воль, личностей, а разуму — интуиция. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира Верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Это, согласно персонализму, способствует преодолению материалистических взглядов на развитие как на механический результат действия внешних сил косной материи и позволяет понять действительные изменения мира как развитие изнутри.

Персоналисты выступают с требованием заменить познающего субъекта классической философии, то есть «гносеологического субъекта вообще», выявлявшего истину, всеобщие существенные связи независимо от эмпирического содержания сознания, человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической тотальности, иначе говоря, активным субъектом, ибо согласно персоналистическому принщипу, познает только этот индивидуальный, единичный, неповторимый человек. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Поэтому личность и ее опыт суть единственная реальность,— утверждает представитель раннего поколения американских персоналистов Боун (см. «Personalism», Boston, 1908, p. 107). Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале, боге и являются достаточным основанием любой активности. Уместна аналогия между этими принципами персонализма и монадологией Лейбница, развившейся в конечном счете в классической форме христианской теодицеи.

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка), в широком смысле — философское учение о природе (сущности) человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни (Дильтей), феноменологии Гуссерля и других и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д.

Начало философской антропологии связано с появлением работ Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых — специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в «дистанции» его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный «дух», тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как «эксцентричность», постоянный выход его из непосредственности существования, при этом «эксцентрическое» положение человека определяет не какой-либо один высший «слой» его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней.

А. Гелен, развивая ряд идей М. Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологической «недостаточности» человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализированным органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифическими раздражениями требует их «разгрузки», достигаемой путём их символической переработки, которая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по А. Гелену, это «культивируемое» существо.

Близка идеям А. Гелена концепция «культурной антропологии» Э. Ротхаккера: человек рассматривается представителями этого направления философской антропологии как существо, определяемое культурой, как «создатель и создание культуры» (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (Х. Хенгстенберг, Ф. И. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиционной идеалистической метафизики (дух, вечность), то другие представители философской антропологии, в значительной мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека.

В целом для развития философской антропологии после Второй Мировой Войны характерно сложное взаимодействие её с экзистенциализмом, прагматизмом, глубинной психологией, структурализмом. Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма.

В структуру философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также философского факультета Уральского Государственного Университета входят кафедры философской антропологии.

Билет№34 Категории бытия, ее смысл и специфика. Диалектика бытия и основные формы.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельное общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, социально-психологические, духовные), это и их свойства, связи и отношения. Бытие вещей, как бы много времени оно не продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данное качественная определенность, например человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия.

Постижении категории бытия, раскрывается в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

По Аристотелю, бытие—это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами:

Во- первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращае свое внимание

Во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом.

В- третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождении (принцип причинности).

В- четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение(принцип цели).

Р. Декарт: «Я мыслю, следовательно существую», это означает – бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.

По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении».

Итак, бытие – это самая духовная категория философии. Проблема бытия предполагает размышления о том, как существует мир, где он существует и всегда ли существует. Подход со стороны положения вещей или мира в целом раскрывает один аспект проблемы бытия, как простого чистого бытия, чистого существования (направленное существование бесконечного реального мира). Анализ философии категории предполагает и другой аспект ее понимания: принадлежность не к чистому бытию, а специфическую принадлежность к той или иной форме бытия. Такими формами являются: 1. Бытие вещей, состоянии природы. 2. Бытие духовного (идеального в смысле не материального). 3. Бытие человека. 4. Бытие социальное (индивидуальное, общественное).

Духовное бытие делится на индивидуализированное, духовное и объектированное.

Особенность человеческого бытия определяется:
1. Возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом.
2. Человек – пересечение относительно разных бытийственных измерений.

А. Реально существует отдельный человек (мыслящее и чувствующее)

Б. Человек разумен, находится в развитии.

В. Человек – социально –историческое существо

Билет №35. Понятие материи в истории философии. Современная наука о строении материи.

Материя (лат. materia - «древесина» как перевод греч. υλή «древесина», «лес»)— философская категория для обозначения (объективной) реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

Материя является обобщением понятия материального (и идеального, в силу их относительности). Тогда как термин "реальность" носит гносеологический оттенок, термин "материя" носит онтологический оттенок.

Историко-философский экскурс в генезис и развитие категории материи осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка М. как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения.

Материя как субстанция (субстрат)

Первый этап представлений о материи был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало, - ἀρχή, которое правит природой и составляет ее суть. Роль такой первоосновы М. как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub - под и stratum - слой) - то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений): у Фалеса вода ("Все есть вда, и мир полон богов"), у Анаксимандра "апейрон" (буквально "бесконечное"), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух — это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы, хотя каждая из этих первосубстанций может в некотором смысле претендовать на статус метафизической сущности, исходного и определяющего все принципа бытия. В то же время попытка теоретического построения мира на подобной субстратной основе встретила серьезные трудности, поэтому Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало, способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр уводил мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциально была ближе к философской категории. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения первоначала ἀρχή мира, которое представлялось недифференцированным и неструктурированным.

В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм, как учение об особенном строении М. Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов - единой субстанции, где число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками — величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее его учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания М. усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов. Так, органическая химия выявила четыре органогенных элемента - (С) углерод, Н (водород), О (кислород) и N (азот), выступившие аналогами четырех "корней" Эмпедокла (огонь, воздух, вода, земля); во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его нефилософский характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей.

Материя как система атрибутов

Второй этап становления категории М. связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело).

Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о М., она его лишь несколько углубила, ибо М., равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств: массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ("начало", "элементы", "корпускулы", "атомы" и т.п.). В этот период было выработано представление о М., которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие М. обнаруживается в работах у Галилея и в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел — масса — становится определяющим признаком материи. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В.Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения материи как закон сохранения массы, или веса, тел. В свою очередь Д.И.Менделеев в "Основах химии" выдвигает понятие вещества с его признаком весомости как тождественное категории М.: "Вещество, или М., есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы, то - из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, материя интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего "сама по себе", вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие материи обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания.

Атрибуты материи:

Масса — количественный атрибут материи

Материя как система отношений субъекта и объекта

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий такого направления в философии, как диалектический материализм.

Термин также использовался Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

Традиционное определение материи, представляющее эту категорию неким обобщенным "источником ощущений", строит данную философскую категорию как модальную категорию, аналогичную, например, таким обыденным модальным категориям как "багаж", "товар". Попытка иного прочтения проблемы определения категории "материя", построения ее как атрибутивной категории, аналогично обыденным "мебель", "овощи" представлена в работе Проблема выделения онтологического.

Билет №36. Философское осмысление движения. Современная наука об основных формах движения и их взаимосвязи.

Поскольку движ. есть сущностный атрибут мате­рии, то оно, также как и сама материя, несотво­римо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе мате­рии. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. Д вижение материи - не только механическое перемещение тел в простран­стве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызыва­ются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деят-тью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движе­ние, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Про­цессы, связанные с преобразованием кач-ва предме­тов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможно­сти, скрытые и неразвернутые в предшест­вующих кач-ых состояниях, характеризу­ются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организа­ции, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходя­щие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновид­ности развития может служить эволюция звезд. Существует несколько качественно различ­ных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная

Билет №37. Пространство и время как формы бытия материи. Современные естественно-научные теории пространства и времени.

Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. явля­ются ли В. и п. реальными или это чистые абстрак­ции, существующие только в сознании. Фило­софы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивиду­ального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Ге­гель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщ­ность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направле­нии - от прошлого к будущему. Диалектиче­ский материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматри­вало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспыта­тели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равно­мерно. Совр. физика отбросила старые представле­ния о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. сущест­вуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (простран­ство-время) изменяются в зависимости от скопле­ния масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. боль­шую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопыт­ных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространст­венных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Со­гласно диалектическому материализму, человече­ское познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объек­тивно-реальном в. и п.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...