Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтологическая концепция Р. Декарта



Дуализм духа и материи.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Субстанция (лат. substantia, подлежащее) – то, что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего). Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования.

Декарт делит мир на два рода субстанций: дух и материю. Всё сущее делится на вещи мыслящие и вещи протяжённые. Сущностью духа является мышление, материи – протяжённость. Отождествление телесности с протяжённостью ведёт к отрицанию пустого пространства. Заполняющая всё пространство материя движется вихреобразно. Отождествление психики с логическим мышлением ведёт к отрицанию психики у животных. [Он рассматривал тела людей и животных как машины; животных он рассматривал как автоматы, полностью подчиняющиеся законам физики и лишённые чувств или сознания. Люди отличаются от животных: у них есть душа, которая помещается в шишковидной железе.]Она преобразует чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.

Возникает проблема взаимодействия субстанций: дух мыслит, непротяжёнен, неделим; материя не мыслит, протяжённа, делима. Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах?

Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым прежде всего относится идея Бога, а также математические и научные идеи.

Материальные и духовные процессы согласованны, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик (Гейлинкс). Это – психофизический параллелизм.

Картезианский окказионализм (Мальбранш). Окказионализм (лат. occasio, случай, повод) – философская концепция, отрицающая возможность взаимодействия материальной (протяжённой) и духовной (мыслящей) субстанций и утверждающая, что то, что представляется телесной причиной мысли (или акта воли) или психической причиной (идеей или желанием) физического движения есть не более чем повод (occasion) для истинной причины, каковой может быть только Бог.

Билет 11.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...