Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтологическая концепция Аристотеля



Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю. Однако, хотя она и является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определённостью этой первой материи являются 4 элемента: огонь, воздух, вода и земля. Допускается возможность замены одного элемента другим (модификации одной и той же первой материи).

Теория универсалий. [В языке имеются имена собственные и прилагательные. Имена собственные применяются к вещам или лицам, каждая или каждое из которых является единственной вещью или лицом, к которому применяется данное имя: Солнце, Луна, Франция, Наполеон. То, что обозначается именем собственным, есть субстанция, тогда как то, что обозначается прилагательным или именем класса, таким как «смертный» или «человек», называется универсалией.]

Каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание «материи» и «формы». Форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Материя у Аристотеля, так же, как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя и наоборот. [Благодаря форме материя есть какая-то определённая вещь, и это есть субстанция вещи.]

[Сущность метафизики Аристотеля состоит в том, что, чем больше имеется формы и меньше материи, тем более познаваемыми становятся вещи.]

Высшая форма – перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. [Это те ваши свойства, которые вы не можете потерять, не перестав быть самим собой. Сущность не является синонимом универсалий.] Первые сущности состоят из материи и формы. 10 категорий сущего: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Вторые сущности – это роды и виды первых сущностей (человек – живое существо).

В соответствии с учением о сущности Аристотель проводит классификацию причин бытия. Существует 4 рода причин: материальные (мрамор), формальные (сущность статуи), движущие (соприкосновение резца с мрамором) и целевые (цель, которую скульптор имеет в виду).

Действительность и возможность. Действительность – 1) движение как незавершённая деятельность, 2) энтелехия как завершённость. Возможность – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму).

Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу); 2) во времени (хотя и в специфическом смысле); 3) по существу (по субстанции).

2.Дж. Локк и Г. Лейбниц: Спор о врождённых идеях.

Нативизм и его критика Локком. Нативизм (лат. nativus, врождённый) – учение о наличии в разуме врождённого знания (идей, принципов). Основные представители нативизма: Платон, Декарт, Мальбранш, Кембриджские платоники: Мор, Кедворт.

Аргументы нативистов: аргумент всеобщего согласия, модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания, модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия, его модификация – аргумент дедукции.

Контраргументы Локка: так называемые «врождённые истины» неизвестны детям; начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к знанию этих истин; тогда надо объявить врождёнными все истины, с которыми мы соглашаемся; менее общие истины известны ранее более общих.

Таким образом, основной вывод Локка, основанный на принципе сенсуализма, - нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении.

Спор с Лейбницем.

Аргументы Локка: никакого «всеобщего согласия» не существует; утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво; мы не можем признавать врождённым знанием всё, что считаем истинным; знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта. Контраргументы Лейбница: достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии; мы не осознаём того, что знали, но забыли, пока не вспомним; следует признать врождёнными истины, не объяснимые из опыта; сами правила умозаключения не могут быть получены из опыта путём умозаключения.

Основной вывод Лейбница, основанный на принципе рационализма, - нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума.

Дж.Локк и Г.Лейбниц: Спор о врождённых идеях.

В полемике с Локком о врожденных идеях Лейбниц пытался обосновать их, опираясь на свое учение о монадах (самостоятельно существующих субстанций). Защищая взгляды Декарта в данной области, он пытается исправить эти идеи и внести принцип развития в их возникновение, а именно, постепенный переход от стадии бессознательной до стадии полного и ясного осознания. Если, по Декарту, врожденные идеи существуют в интеллекте уже в готовом виде, то, по Лейбницу, они имеются там лишь в потенциальном, зачаточном и неосознанном состоянии; затем они постепенно формируются и тем самым полностью осознаются.

В теории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму врожденны не идеи, а своего рода предрасположения, которые под влиянием опыта как бы яснее проступают и осознаются нами, подобно тому, как скульптор, работая над глыбой мрамора, двигается по намеченным в глыбе прожилкам, придавая, в конце концов, необработанному куску нужную формую. Идеи имеют в разуме не актуальное, а только виртуальное существование, говорит Лейбниц.

Против декартовой концепции и концепции Лейбница о врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея материнства, получаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие "человек". Чтобы получить понятие "человек", надо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие "человек". В определении понятия "человек" указываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк - сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития философии. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления.

Билет 13.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 948 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...