Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В качестве основных типов проектно-графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи



Набросок - это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного и типичного, без проработки деталей. В зависимости от характера исполнения наброски условно можно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), наброски по памяти, наброски по воображению, наброски комбинированного характера.

• контурные (линеарные); Она служит средством выражения объема и пространства. Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой, «трепетной», «воздушной», «стремительной». Но какими различными не были бы линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота. В этом смысле линия, пожалуй, единственно подходящее средство для быстрых набросков.

• контурно-тональные (смешанные); В контурно-тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отразить объем, пространство, цвет и фактуру.

• живописно-тональные (преимущественно тональные). Наибольшее звучание объем, светотень и цвет приобретают в живописно-тональных набросках, где они, наряду с пропорцией и пластикой, являются основными составляющими изображения.

Поисковый рисунок - это чаще всего монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска, сопровождает профессиональное общение.

В поисковых рисунках отражаются компоновка и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы сечения, перспектива, различные детали. При этом используются методы рисования, черчения,

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но в несколько ином плане. Их назначение - представить определенную стадию проектного поиска в более законченном виде. В эскизах творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. Эскиз дает более полное представление об изделии, позволяет провести самую первую оценку его внешнего вида. Поэтому этап становления проектной идеи, которую проектировщик (студент) может вынести на обсуждение со своими коллегами и показать заказчику (руководителю), рекомендуется заканчивать эскизами и чертежами, выполняемыми с достаточной наглядностью и выразительностью.

Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершенной и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построения, в законченности и реалистичности изображения. Если в эскизах проектировщик занят поисками решения и ориентируется только на черновую компоновку и собственный глазомер, то демонстрационный рисунок он выполняет уже по уточненной компоновке с помощью методов перспективного построения.

Проектная графика - выполнение проекта в цвете. Применяя цвет в своем проекте, нужно помнить о том, какое воздействие вы хотите оказать на форму. Ведь цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорции, масштаб, контраст, нюанс и др. Цветом можно выделить нужные элементы формы или композиционно ослабить их, подправить не слишком удачные пропорции, когда нет возможности изменить объем, и т. д. Особенно велика роль цвета в достижении образности формы изделия. Удачное цветовое решение помогает раскрыть сущность вещи, сделать острохарактерной или нейтральной.

В современном художественном проектировании применяются два специальных проектных языка, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи. Это язык проектной графики и язык объемного проектирования — макетирования и моделирования

В процессе разработки проекта графические и макетные работы тесно переплетаются. Проектная мысль, как правило, вызревает прежде всего в эскизах, набросках, после чего появляется возможность перевести ее в объемно-пластическую форму.

Существуют разные виды проектной графики: изображение линейное, одноцветное (монохромное), многоцветное (полихромное). Применение того или иного вида графики зависит от характера проекта и общего композиционного замысла. Линейная графика наиболее условна, она не претендует на создание иллюзии при передаче объема и пространства. К ней относятся чертежи, разрезы, где важна обычно лишь техническая и геометрическая информация. Информативность чертежа можно увеличить варьированием толщины и цвета линий.

47.Проектные исследования. Место исследований в дизайн-процессе.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследования и дизайн-процесс Большинство дизайнеров заверяют, что исследователями они уж никак не являются, хотя в действительности зачастую занимаются как раз исследованиями.
Сходство очевидно: и дизайн, и исследования подразумевают определение проблемы, осуществление намеченной последовательности шагов по изучению этой проблемы и поиск наиболее подходящего решения. Каждый шаг предполагает исследование, то есть процесс поиска информации, необходимой в качестве основы для каждого этапа процесса создания продукта. Итак, для дизайнеров‑практиков дизайн-исследование представляет собой процесс поиска в трех областях.
Поиск понимания Для эффективного проектирования дизайнер должен обладать глубоким пониманием контекста*, в котором ему предстоит работать. Но исследования эти не обязательно и не всегда проводятся сознательно. Многим дизайнерам свойственно врожденное умение находиться на одной волне со средой, людьми и их потребностями, с цветом, формой и материалом; эта своеобразная погруженность в материальный мир позволяет им использовать полученные знания в процессе разработки дизайна. Однако зачастую появляется также необходимость в сборе информации о рынках и всех сторонах, заинтересованных в появлении продукта (включая клиентов, пользователей, производителей), и для этого существуют особые средства, методики и дисциплины.
Поиск идей Во время проектирования дизайнер ищет идеи, способные помочь ему придать продукту определенную форму, включающую в себя функции продукта, материалы, из которых он должен быть изготовлен, и его эстетику. Здесь дизайнер снова пользуется преимущественно своим интуитивным знанием, но зачастую интуиция, как правило, нуждается в помощи сознательной исследовательской деятельности. Все зависит от творческой одаренности дизайнера и его способности использовать имеющиеся знания, чтобы подстегнуть свое воображение. Определившись с контекстом дизайн-задачи, дизайнер начинает поиск идей. Для стимуляции творческого процесса применяются некоторые из методик порождения творческих идей

48.Пропорции и подобия. Золотое сечение. Египетский треугольник. Канон.

Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция — это равенство двух отношений. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.

Пропорции интересовали художников во все времена. Об этом свидетельствуют различные пропорциональные системы, обнаруженные позднейшими исследователями в архитектурных сооружениях прошлых эпох - в египетских пирамидах, в греческих храмах, во дворцах и театрах Рима. Это понятно. Пропорции играют исключительную роль в предметном пластическом искусстве. О пропорциях как средстве гармонизации формы написано, пожалуй, больше, чем обо всех других, вместе взятых. Исследованию пропорций посвящали свои труды ученые, зодчие и художники античности и эпохи Ренессанса (Витрувий, Палладио, Виньола, Серлио и многие другие). Знали силу этого средства и в совершенстве владели им многие мастера-ремесленники— эти инженеры и дизайнеры своего времени, создававшие прекрасные станки, машины, часы, светильники, мебель. Формы вещей XIV—XV вв. и более позднего времени нередко поражают совершенством своих пропорций.

В практике встречаются в основном два вида пропорциональных отношений - арифметические (целочисленные пропорции) и геометрические (иррациональные пропорции). Простые арифметические пропорции можно выразить в целых числах. Среди геометрических фигур с простыми целочисленными отношениями сторон - квадрат {1:1), прямоугольник в два квадрата (1:2). Особый интерес представляет прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5. В Древнем Египте этот треугольник считался священным. С одной стороны, он использовался египтянами как основа пропорционального строя при возведении пирамид и храмов, с другой - оказывал практическую помощь в самом процессе строительства. Посредством этого треугольника можно было легко определить и наметить прямой угол, что было достаточно важно для древнего строителя. Для этого надо было отметить узелками на шнуре двенадцать одинаковых членений и.

В дизайне золотое сечение используется в каноническом виде и в качестве «правило трети». Поясним насчет последнего термина на примере фотографии. Если условно разделить изображение на три части по вертикали и горизонтали, то внимание человека будет невольно фокусироваться в местах пересечения линий. Соответственно, на фотографии необходимо располагать объекты таким образом, чтобы они находились на этих линиях по горизонтали или вертикали или даже в местах их пересечений. «Правило трети» является упрощением правила золотого сечения, поскольку 2/3 — это первое приближенное отношение (рис. 3).

Рис. 3. Разделение фотографии на три части





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...