Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Деятельность архитектора М.Е. Месмахера



Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица

Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц (1814-1884) — барон, крупнейший российский финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат. В 52 года на пике своей финансовой карьеры он, тайный советник, управляющий Госбанка, оказавший России неоценимые услуги, владелец 100-миллионного капитала, отошел от дел и посвятил свою жизнь меценатству. Наибольшие пожертвования достались училищу технического рисования — предмету давнего увлечения барона. В 1876 году Штиглиц передал в Министерство финансов 1 млн. руб. серебром «для устройства и содержания в Петербурге училища технического рисования барона Штиглица».Центральное училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) готовило «ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактур, а также учителей рисования». Его основатель считал главной задачей обеспечить художественную составляющую бурного экономического роста России и воспитать для русской промышленности профессионалов, способных достойно представить отечественные товары на международном рынке. При этом Штиглиц хорошо понимал, что неотъемлемой частью художественного образования всегда были копирование старых мастеров и изучение художественного наследия. Поэтому одновременно с училищем он создал Художественно-промышленный музей (музей дизайна), чьи фонды стали самым серьезным российским собранием предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, металла, керамики и тканей. На его нужды Штиглиц выделил 5 млн. руб. Здание музея возвели в 1885–1895 годах по проекту Месмахера Здание самого училища возвели в 1879–1881 годах по проекту архитекторов А. И. Кракау и Р. А. Гедике. Непосредственное руководство строительством осуществлял опять же Месмахер, который и стал первым директором училища. В общем, неудивительно, что Штиглиц, будучи немцем по крови, для возведения здания училища пригласил своих соплеменников.

Максимилиан Месмахер, академик архитектуры (1872) и профессор (1890), ранее работавший преподавателем рисовальной школы Общества поощрения художеств, возглавлял ЦУТР целых 18 лет, успешно сочетая проектную и строительную работу с педагогической деятельностью. В разработанной им программе профессиональное обучение состояло из общеобразовательного и специального курсов и было близко к академическому, рассчитанному на пять лет. Между ЦУТР и Строгановским училищем сразу обозначились отличия: московское тяготело к русской традиции, училище в Санкт-Петербурге, было западническим. Кроме того, учебное заведение Штиглица было на редкость демократичным — здесь обучались в смешанных группах и мальчики, и девочки. Там изучали все виды графики, живопись, лепку и проектирование для художественной промышленности. Прогрессивным нововведением стало открытие натурного класса и рисование гипсов по памяти. Класс рисования цветов появился в училище в феврале 1897 года как факультатив. Уже через год его ввели как обязательный предмет в программу обучения рисованию по ситценабивному и ткацкому делу. Создание класса рисования живых цветов было продиктовано формированием стиля модерн. Поэтому для учащихся училища, будущих художников, призванных создавать эскизы тканей, обоев, новые формы мебели, посуды, ювелирных украшений, так важно было изучение и творческое освоение бесконечного разнообразия природных форм цветов и растений. В 1899 году открылся класс стекольной живописи, один из первых в России.

До сих пор опыт училища барона Штиглица и практиковавшиеся там подходы в обучении сохраняют свою актуальность. Вся система заданий в выработанной стройной методике преподавания имела конкретное применение в дальнейшей творческой жизни студентов. Это позволяло им в последующей работе трудиться практически во всех художественных производствах: архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве.

После прихода к власти большевиков имя банкира-мецената, да еще и барона, у училища, конечно же, отобрали. В 1922 году ЦУТР вообще влили в Петроградский высший художественно-технический институт. Лишь в 1945 году училище и музей были воссозданы как Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. П. Мухиной и Музей декоративно-прикладного искусства при нем.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...