Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнегреческие ордера. Примеры их использования в архитектуре античной эпохи и архитектуре Петербурга



Последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI в. до н. э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером.

Ордер (от лат. ordo - "порядок", "строй") предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части - вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом - перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат - ствол, состоявший из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась "главой" - капителью, в которой выделялись "подушка" -эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита - абак.

В античный период в Греции сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, названные по наименованию областей, где они создавались.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава).

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел три основные части. Ему свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афинах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главное сооружение Афинского акрополяПарфенон.

Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) резко отличается от дорического стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон, построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима, в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса, барокко и классицизма. Здания, построенные с использованием ордера, отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. (Храм Зевса Олимпийского в Афинах).

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.
В XVIII веке резко возрастает интенсивность археологических исследований. Выходит в свет большое число увражей (картин, содержащих виды, планы и обмеры памятников). Они знакомят Европу с подлинной древнегреческой архитектурой. Именно в это время происходит органическое соединение идеи ордера с новыми принципами имперской классицистической архитектуры. При этом древность ордера как бы освящает божественную законность империи.

А вот в Петербургской Академии художеств к концу XVIII века нашли рациональное разрешение спора “древних и новых”. Первичным и неизменным в красоте ордера стали считать его пропорции, а декоративную обработку, украшения относили к вкусовым особенностям эпохи.

Подобные применение древнегреческой ордерной системы мы можем увидеть и в архитектуре Санкт – Петербурга.

Казанский собор (Коринфский ордер) Здание Биржи(Дорический ордер) П авильон Аничкова дворца (Ионический ордер)





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 7309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...