Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектурные и декоративные новшества рококо



Стиль рококо зародился во Франции в 18 веке, пришел на смену барокко. Его формирование тесно связано с творчеством художников-декораторов, творивших для верхов французского аристократического общества. Один из таких мастеров светского декора, Пьер Лепотр, отвергнувший крайности барокко в пользу более мягких и сглаженных архитектурных форм, стал родоначальником стиля рококо, или rocaille, что по-французски означает «раковина». Рокайль с характерными для него двойными С-образными изгибами и орнаментальными изысками был призван создавать атмосферу удовольствия и наслаждения, бесконечных развлечений и пышных дворцовых празднеств.

Архитектура рококо отличается легкими и воздушными формами, игривыми и изящными орнаментами на фоне некоторой асимметричности. Архитектурный образ должен исключать все мысли о земном и увлекать в заманчивый мир грез и иллюзий. По-королевски изысканное оформление жилых помещений создает атмосферу утонченности, беспечности, любви и блаженства. Неудивительно, что главной вдохновительницей художников тех времен становится античная богиня любви Венера, изображение которой торжественно следует из одного салона в другой в окружении свиты наслаждающихся жизнью амуров, сатиров и обнаженных нимф.

Характерные для барокко криволинейные формы приобретают в рококо еще большую актуальность. Мягкие и грациозные линии обретают свободу и создают иллюзию движения. Плавные полукруглые переходы (падуги) сглаживают прямые углы между стеной и потолком, создавая конусообразный или овальный свод, украшенный более легким и тонким по сравнению с барокко рельефным орнаментом. Окна составляют практически единую плоскость со стеной.

Единство архитектурного стиля и элементов внутреннего декора является новшеством и отличительной чертой стиля рококо, интерьер перестает быть скоплением разрозненных частей и обретает целостность. Элементы декора составляют единую композицию, изящные лепные орнаменты плафонов и стен, обрамленные гирляндами из цветов и стеблей, подчиняются легким, беззаботным и вместе с тем витиеватым и капризным ритмам. Фрески как элемент настенного декора уходят в прошлое, им на смену приходят шпалеры с причудливыми узорами, сотканные из шелка и шерсти ковры.

Цветовая гамма интерьера не всегда выдерживается в едином стиле, но допускаемые противоречия никогда не идут вразрез с устремлениями хозяина. Напротив, смена тонов и фривольных декораций призвана обеспечить достопочтенному вельможе комфортный переход от удовольствий и развлечений к работе и государственным делам. Тем не менее, преобладающими красками стиля рококо без сомнения являются светлые, приглушенные и пастельные тона, как-то: перламутровый, серебристый, голубоватый и бледно-охристый.

Мебель приобретает округленные формы, отличается изысканностью и обилием декоративных украшений и вместе с тем несет на себе отпечаток стилей самых разных эпох. Средневековая простота конструкций соседствует с характерной для барокко богатой резьбой и римскими ножками в форме лап животных, а золотая отделка времен Цезарей контрастирует с новомодными пастельными тонами.

Эпоха рококо оказалась довольно плодовита в плане появления новых предметов мебели, она подарила современникам используемые и по сей день шезлонг и канапе, а также знаменитую белую мебель. Не отличаясь большими размерами, она уютно вписывалась в убранство комнат рядом с роскошными мягкими диванами и креслами, обитыми шелком или ситцем. Подверглись видоизменению и некоторые традиционные предметы обстановки, например комоды, которые не только расширились, но и немного подросли. Свободная, подчиняющаяся лишь законам симметрии и фантазии художника игра прямых и изогнутых линий стала отличительной чертой декора рококо.

Увлечение зеркалами и настенной живописью органично вплетается в архитектурное убранство комнат. Стоящие напротив или рядом с зеркалами канделябры, выполненные из фаянса, фарфора или металла, усиливали освещение парадных залов, многократно отражаясь от зеркальной поверхности. Изделия из стекла приобрели более утонченный и благородный облик, как некогда возвысился хрусталь.

Немалое влияние на стиль рококо оказало и преклонение перед искусством древних культур Японии, Персии, Индии и Китая. Многочисленные предметы роскоши дополнились вазами из тончайшего китайского фарфора, а пристрастие к экзотике вызвало появление новых орнаментальных мотивов и декоративных сюжетов: изображений пальм, диковинных заморских животных, морских волн, а также раковин (рокайлей), ставших символом эпохи рококо.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2106 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...