Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерьер эпохи историзма. Эклектика: основы творческого метода



Историзм (эклектика, эклектизм) — направление в архитектуре 1830-90-х гг. Суть историзма — свободный выбор или соединение приемов и мотивов любых ист. стилей, ассоциативно выражавших назначение зданий.

Правильнее было бы условно разделить его на два отдельных периода: эпоху историзма (1830-1860) и чистой эклектики (1860-1890), пришедшую вместе с машинным производством мебели.

XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, омантизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д. Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного».

Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Визуальным проявлением историзма стали прежде всего архитектурные объекты, интерьеры, мебель. В этот период интерьеры, оформленные в так называемых «псевдостилях» (неоготика, неоренесанс, необорокко и др.) часто соседствовали друг с другом в одном здании и даже в одном пространстве. Смешение элементов разных стилей, приводящие к разнохарактерной по форме и ложной по сути визуальной картине предметов среды, стало обозначаться термином эклектика.

Типичным для буржуазного вкуса периода эклектика стало оформление отдельных комнат квартиры или дома в разных стилях. Например, спальня оформлялась в стиле рококо, столовая в стиле ампир, а кабинет в стиле ренессанс.

В СПб возникновение историзма связано с творчеством архитектора А. П. Брюллова (Лютеранская церковь Святого Петра, 1833-38, Невский просп., 22-24). Ведущий петербургский зодчий середины 19 в. А. И. Штакеншнейдер виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности (Белосельских-Белозерских дворец, 1847-48; Николаевский дворец, 1853-61, пл. Труда, 4; Мариинский дворец, 1839-44).

Приверженцами неоренессанса являлись архитекторы Н. Е. Ефимов (дома Мин-ва гос. имуществ, 1844-53, Исаакиевская пл., 4 и 13), А. И. Кракау (Балтийский вокзал, 1855-57, наб. Обводного кан., 120; особняк барона А. Л. Штиглица, 1859-63, Английская наб., 68), Г. А. Боссе. Последний наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметричной композиции. Ряд интересных стилизаций на темы готики создал в Петергофе арх. Н. Л. Бенуа (здание вокзала, 1854-57, дворцовые конюшни, 1848-55).

У мастеров историзма постепенно нарастала тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности декором, наиболее ярко проявившаяся в архитектуре 1870-90-х гг. В одной композиции, на одном фасаде нередко соединялись элементы различных исторических стилей, которые произвольно воспроизводились в измельченной и дробной штукатурной отделке, не связанной с внутренней структурой сооружения. На этом фоне выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (1885-96, Соляной пер., 15), возведенный архитектором М. Е. Месмахером в характере неоренессанса. Архитектор П. Ю. Сюзор и его последователи разрабатывали новый тип многоквартирного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жилой застройке. В период господства историзма в строительство широко внедрялись разнообразные инженерно-технические новшества, прежде всего металлические, а затем и железо-бетонные конструкции, однако они, как правило, не влияли на художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

22. Организационный период государственной системы дизайна в СССР в 60-е –70-е гг. XX в. Межотраслевая система дизайна в стране (ВНИИТЭ и его филиалы)

Научно-технический прогресс и рост производства уже сегодня обеспечивают удовлетворение нормальных потребностей человека. Но работы западных социологов, психологов и других специалистов полны свидетельства о растущем, не поддающемся управлению хаосе больших городов, об угрожающих темпах интенсификации жизни, о непосильной эмоциональной нагрузке на людей. Человечество может захлебнуться в потоке большого количества вещей, появление которых на рынке не обусловлено социальной необходимостью. Нельзя полагать, что дизайн явится средством спасения от всех недостатков производства вещей, но он призван для решения этих задач. В сущности, дизайн представляет собой проектирование прогресса в сфере предметного мира, который обладает громадной силой обратного воздействия на человека и общество, формирует определенное отношение людей к окружающей среде, воспитывает их в эстетическом и этическом отношениях. В связи с этим необходим всесторонний анализ механизмов функционирования дизайна как социального института и особой формы деятельности. Исследование дизайна не может вестись на основе отдельных разрозненных исследований по эстетическим, социологическим, экономическим, техническим и другим проблемам. Необходим системный подход, который приводит, в конечном счете, к появлению межотраслевой науки — технической эстетики. Указанные причины привели к становлению в нашей стране сначала «организованного дизайна», а затем единой системы художественно-конструкторских организаций. В 1961 г. в составе Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ было образовано подразделение для налаживания работ по дизайну и подготовке соответствующих мероприятий. Разработанные предложения нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 г. «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». В 1962 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В 1962—1965 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку, Тбилиси были организованы специальные художественно-конструкторские бюро (СХКБ), начали создаваться художественно-конструкторские группы на предприятиях, в конструкторских и научно-исследовательских организациях. Таким образом, в стране была создана система в какой-то степени взаимосвязанных дизайнерских организаций: ВНИИТЭ — отраслевые СХКБ — художественно-конструкторские группы. Основным звеном стали СХКБ, осуществлявшие комплексно художественно-конструкторские разработки. Художественно-конструкторские группы на предприятиях и в организациях занимались проблемами своих отраслей. После перехода к отраслевому принципу управления народным хозяйством было принято решение о создании новой единой системы руководства художественно-конструкторскими организациями и подразделениями, которая окончательно сформировалась в 1966 г.

Единая система художественно-конструкторских организаций включала:

-головную организацию ВНИИТЭ и административно подчиненные ему филиалы — Армянский, Белорусский, Вильнюсский, Грузинский, Дальневосточный, Киевский, Ленинградский, Уральский, Харьковский, Бакинский;

-отраслевые СХКБ различных министерств и ведомств;

-головные организации по художественному конструированию отдельных групп и видов изделий в системе ряда министерств;

-художественно-конструкторские подразделения на предприятиях и в организациях.

ВНИИТЭ осуществляет научно-методическое руководство всей работой в области художественного конструирования, изучает и обобщает отечественный и зарубежный опыт художественного конструирования, на основе которого разрабатывает методики и рекомендации, ведет научную и теоретическую работу, исследует в приложении к художественному конструированию проблемы эргономики, социологии, материаловедения и технологии, осуществляет экспертизу потребительских свойств промышленных товаров. Филиалы ВНИИТЭ являлись зональными научно-методическими центрами. Практическая деятельность их позволяла решать наиболее значительные художественно-конструкторские проблемы тех экономических районов, в которых они функционировали, а также создавать базу для решения задач будущего. С целью координации научно-исследовательских и художественно-конструкторских работ во всей системе и рационального использования кадров филиалы ВНИИТЭ были специализированы: Ленинградский — в области станкостроения, Киевский — приборостроения, Вильнюсский — промышленного интерьера и благоустройства территории, Белорусский — тракторов и сельхозмашин и в области комплексного оборудования административных и общественных зданий и т. д. Работа Института и его филиалов по решению этих задач, наряду с аттестацией изделий на государственный Знак качества и экспертизой потребительских свойств товаров, являлась составной частью государственной системы управления качеством промышленной продукции в условиях плановой экономики. В 1977 г. Госстандарт СССР принял постановление N 51 "Об использовании системных художественно-конструкторских работ в программах комплексной стандартизации", которое возлагало на ВНИИТЭ функции головной организации по стандартизации в области технической эстетики. Принятое в 1987 г. постановление Совета Министров СССР N 1248 дополнительно возложило на ВНИИТЭ разработку межотраслевых дизайн-программ и крупных дизайн-проектов важнейших видов машиностроительной продукции, товаров народного потребления и средовых объектов, а также методическое руководство проведением отраслевых и региональных конкурсов дизайн - разработок. Социальные реформы 90-х годов, структурная перестройка промышленности, перевод экономики на рельсы рыночных отношений существенно скорректировали роль и место отечественного дизайна и ВНИИТЭ в социально-экономической стратегии России. Пришедший на смену плановому хозяйству "дикий" рынок не смог противостоять экспансии в страну зарубежных технологий, товаров и услуг. Были подорваны фундаментальные основы, на которых стоился отечественный промышленный дизайн, что привело к его практическому разрушению. Распалась государственная служба дизайна. ВНИИТЭ лишился филиалов, утратил возможность прямого воздействия на развитие дизайна в регионах и отраслях промышленности. Резко сократилось финансирование научных исследований в области технической эстетики и эргономики. Основной кадровый потенциал в сфере промышленного дизайна оказался утраченным. Образовавшуюся нишу стали заполнять специалисты инженерно-конструкторского профиля, что отрицательно сказалось на качестве отечественной продукции. На данный момент ВНИИТЭ - единственная дизайнерская организация в стране, которая систематически публикует результаты исследований и разработок по научным и практическим проблемам дизайна и эргономики: монографии, учебные и методические пособия, сборники научных трудов, труды конференций и семинаров информационную продукцию, отражающую уровень и тенденции развития дизайна и эргономики в стране и за рубежом. ВНИИТЭ - единственный в России институт, который на государственном уровне обосновывает стратегию развития и участвует в формировании политики в области промышленного дизайна; обеспечивает социальную ориентацию научно-технического прогресса средствами дизайна и эргономики; разрабатывает научные основы, методические принципы и практические рекомендации по использованию дизайна для решения социально-культурных и экономических проблем; обеспечивает возможность использования дизайна и эргономики для реализации государственной политики на базе достижений науки, техники и технологий; осуществляет международное научно-техническое и культурное сотрудничество в сфере дизайна.

№ 23 Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века.. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Общая характеристика В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича». Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

Архитектура в стиле модерн Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Модерн в России В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.). Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых "доходных домов" начало века построены в стиле модерн. Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна - Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научнных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из Ближнего Зарубежья ). Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), и другие вокзалы Москвы, ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие.. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Модерн в изобразительном искусстве: Художники: Густав Климт — Австрия; Альфонс Муха — Чехия; Выспяньский, Станислав — Польша; Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия; Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция; Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария; Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия; Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия; Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия; Герда Вегенер — Дания; Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция; Дизайн мебели и предметов интерьера: Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;И. А. Фомин — Россия.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 4044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...