Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Инженерно-транспортныесооруженияДревнего Рима. Градостроительство. Трактат Витрувия



К вершинестроительнойдеятельности римлян относятсяинженерныесооружения. Крупнейшимисооружениямиявляютсясетьдорог, которойбылапокрыта вся территорияимперии. РимскаяАппиева дорога — древнейшая, сохранившаяся и используемая до сих пор транспортнаяартерия не только Рима, но и всего мира. Онабыласооружена в IV—III веках до н.э.

Особоеместо в благоустройствегородов, росткоторыхтребовал все большегоколичестваводызанимали водопроводы и акведуки. От холмистыхокрестностей в городскиерезервуары вода поступала по каменным, оштукатуреннымгидравлическимраствором, каналам, которые в низменныхместах и на пересеченияхрекилиовраговподдерживалисьарочнымиконструкциями.

Во II в. до н.э. только в Риме было девятьбольшихводопроводов, которыеобеспечивали 1350 источниковводы, 15 фонтанов, десятки общественных бань и 11 роскошнооборудованных терм. Общаядлинаводоводов, снабжавших Рим водой, составилаоколо 430 км. Ковторойполовине II в. до н. э. относитсясоздание арочных акведуков — римскихинженерныхсооружений для подачиводы - в том числе акведук Марция в Риме (144 г. до н. э.). Крытыйводоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощьюмостовыхконструкций, имевшихиногдаогромныеразмеры. Они представляли собой систему высокихкаменныхпилонов и арок, при большойглубинеущелья, поставленных в несколькорядов друг на друга (знаменитый акведук Понт-дю-Гард у г. Ним воФранции). Его ворота — Порта Маджоре — являютсяпримеромсочетаниярустовки, получившейраспространение с середины I в.н.э., с профилировкой деталей портиков. Крупнейшиефонтаныгорода (в том числе и знаменитый фонтан Треви) пользуютсяводойводопровода Аква Вирго, построенного в I веке до н. э., при императоре Августе. До нашеговременисохранилисьфрагменты грандиозного акведука Клавдия (38—52 гг. н. э.).

Высокийуровеньмастрестваримскихстроителей не только в техническом, но и архитектурно-художественномотношении, проявляется в мосте-акведуке г. Нимеа воФранции (II в. н. э.), пересекающий р. Гард, протяженностью 275 м. Он состоитизтрехярусоварочныхустоевобщейвысотой 49 м. Пролетнаибольшей арки составляетогромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанныхкамней. Монументально-изысканная красота композициидостигнутаисключительно при помощиконструктивных форм.

Римлянебылимастерами в строительствемостов. Некоторыеиз них, хотя и в развалинах, сохранились до сих пор, например Траянов мост через Дунай у Железныхворот. ЗапроектировалегогреческийархитекторАполлодор.

Длина моста превышала 1 км, что в два разадлиннее, чем Карлов мост в Праге. Он возвышался на 20 каменныхпилонахвысотой 44 м. Сто лет назад, когдауровеньДунаяснизился до минимума, обнажились 16 мощныхфундаментовподпилонамиэтого моста — существующее почти 2000 лет свидетельствоогромногоискусства и техническогомастерстваегосоздателей.

К одним излучшихобразцовримского зодчества относяттакже мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг.н.э.).

Трактат «Десять книг об архитектуре» (лат. Dearchitecturalibridecem) являетсяединственнойсохранившейсяантичнойработой об архитектуре и — по свидетельству самого Витрувия — единственной на тот момент книгой об архитектуре на латыни. Книга посвячена императору Августу как знак благодарности за оказаннуюимпомощь. Историк науки Н. Д. Моисеевутверждал, чтовременемнаписаниятрактатабыл 13 г. до н. э.


Автор обобщил в трактатеопытгреческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующихградостроительных, инженерно-техническ­ихвопросов, практических правил строительногоискусства и принциповхудожественноговосприятия. В результате трактат представляетсобойэнциклопедиютехнических знаний своеговремени.

Трактат былизвестен в Средниевека, существуетболее 80 средневековыхманускриптов с текстом трактата на различныхязыках. Самыйстарыйнайденныйдатируется 996 годом и находится в Британскоммузее (Harley 2767). Однаконаибольшуюпопулярностьработаприобрела в эпохуРенессанса.

В 1486—1492 гг. гуманистПоджоБраччолиниосуществилпервоепечатноеизданиетрактата в Италии. Трактат Витрувияизучалсяархитекторами с XV вплоть до XIX века.
Витрувийпервымизтеоретиковархитектурывысказалгипотезу о возникновенииархитектуры. Он поставил проблему золотойсерединымеждутеорией и практикой, описалосновныепонятияэстетики, соразмерностьздания и человека, впервые в историиисследовал проблему музыкальной акустики помещений. В той илииной мере, теорияВитрувиясохранялазначение до XIX века.


Содержание
Витрувийописалшестьосновополагающихпринциповархитектуры:
1. Ordinatio (систематичность, порядок, ордер) — описаныобщиепринципыархитектуры, основыформированияобъёма (quantitas), основыпропорций, основысоотношенийразмеров (modulus). Здесь приведена знаменитаятриадаВитрувия: три качества, которымиобязательнодолжнаобладатьархитектура: firmitas(прочностьконструкции), utilitas (польза), venustas (красота).


2. Dispositio (расположение, основа) — описаныосновыорганизациипространства, основыпроекта и отображениеих в трехосновныхчертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертёж) и skenografia (перспективный вид).


3. Eurythmia — определяеткрасивыепропорции, изучаетсякомпозиция.


4. Symmetria — подэтойкатегориейскрываетсясильныйантропоморфизм. Акцентируется модуль, основанный на частяхчеловеческоготела (нос, голова).


5. Decor — этакатегория не ограничиваетсятолькодекорацией и описываетордернуюсистематичность.


6. Distributio — категорияописываетспособиспользованияобъектаэкономически.
Считая, чтонаибольшегоуспеха в практическихдействияхможнодостичь, лишьсочетая «механическуюсноровку» с «теорией и научнымизнаниями», Витрувийуделил в своёмтрактатебольшоевниманиетеории машин, посвятив ейдесятую книгу трактата, озаглавленную «Основымеханики»

Данная книга — этократкоепрактическоеруководство по прикладноймеханике, содержащееописаниеразличныхмеханизмов для поднятиятяжестей, практические правила и строительныерецепты. Разъясняячитателю принцип действияэтихмеханизмов, Витрувийобращается к задаче о равновесиирычага, придерживаясь при этомкинематическогонаправления статики. В восьмойглаве книги X Витрувийизлагаеттеориюдействиярассмотренныхим машин, включаяоснованную на законеравновесиярычагатеориюравновесияпростых машин.
В этойкнигеВитрувийприводитпервоеизвестноеопределениемашины: «Машина естьсочетаниесоединённыхвместедеревянныхчастей, обладающееогромными силами для передвижениятяжестей». Он описываетизготовлениегрузоподъёмных, водоподъёмных и пневматических машин, а такжевоеннойтехники — осадных и метательныхорудий.

XVII век. Влияние деревянного зодчества на каменное. Царский дворец в Коломенском. Теремной дворец в Московском Кремле. Многообъемность и красочное узорочье храмовых композиций. «Московское барокко».

Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появление с фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектуре легло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего миру такие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Коломенская церковьпрочно утвердила в каменной архитектуре шатер, форма которого дотоле была выработана в дереве.

Насаждавшееся «сверху» и удачно развитое в каменном культовом зодчестве каноническое пятиглавие старательно обходилось древоделами. А если основная схема плана и бывала соблюдена, то внешне деревянная церковь редко походила на своего каменного собрата.

Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества и стремился показать в деревянной постройке суть ее конструкции, исходящую из возможности сруба.

В строительстве каменных жилищ (как правило, богатых боярских и купеческих палат) также есть общие с деревянным зодчеством приемы композиции и планировки. Манера размещения палат вокруг сеней, наподобие того, как ставились избы «в две связи», наличие подклета и высоких крылец, ведущих во второй, жилой этаж, - черты, типичные для деревянного зодчества, в течение долгого времени процветавшие и в жилом, каменном строительстве XVII века, а на окраинах России и в XVIII веке.

В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные. Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвуками привычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV века сооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения со стороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси, что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно. Остатки деревянных крепостей XVII-XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорят о большом строительном искусстве зодчих-плотников.

Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селеКоломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесён позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году

С восточной стороны дворца располагались передние хоромы царя. В северной части большая столовая, крытая кровлей в куб (на рисунке справа). На вершине был установлен глобус с изображением льва и инрога. Столовая соединялась с другими помещениями столовимисенями.

Кровля двух передних комнат была крыта в бочку (в центре рисунка). Над четвёртой и пятой комнатами стоял терем с шатровой кровлей. Вершина шатра украшена двуглавым орлом. Все кровли дворца крыты в чешую. Высота башен от 7 до 15 сажень.

В подклетах размещались: хозяйственные службы, кладовые, жильё дворовых людей. В двух подклетах располагались стрелецкие караулы: под столовой и под передними комнатами.

За комнатами царя, вглубь двора, располагались хоромы царевича. За хоромами царевича стояли государева мыльня, оружейная и стряпущие избы. Фасадом к северу стояли хоромы царицы.

В задней части дворца располагались хоромы больших и меньших царевен. Хоромы были покрыты шатровыми кровлями. Хоромы царевен соединялись длинными крытыми переходами с хоромами царя и царицы.

На шести воротах дворца висели иконы: Вознесения Христова, Богородицы Смоленской, Богородицы Казанской, Спаса Нерукотворенного, Иоанна Предтечи, Московских Чудотворцев.

Теремно́й дворе́ц — памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле.

Построен в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым,Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым.

Это первые каменные покои в царском дворце. Дворец был построен на нижнем ярусе северной части великокняжеского дворца, сооружённого по проекту Алевиза Фрязина в 1499—1508 годах, а также надстроенные над ним во второй половинеXVI века Мастерские палаты. На этих двух этажах были надстроены три новых: два жилых этажа (в нижнем — служебные помещения, а также покои царицы и царских детей, в верхнем — покои царя), а также третий — златоверхий Теремок, где в обширном зале заседала Боярская дума (окончен в 1637). Пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени. В южной стороне дворца на уровне алевизовского подклета устроили парадное Постельное крыльцо; под прямым углом к нему от Боярской площадки шла Золотая лестница, выходившая на Передний каменный двор или Верхоспасскую площадку.

В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

Роспись комнат Теремного дворца проводилась под руководством С. Ф. Ушакова. Интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от проводившихся в XVIII веке ремонтных работ, а также от пожара 1812 года. В 1836—1837 годах при реставрации под руководствомФ. Г. Солнцева и П. А. Герасимова, при участии Ф. Ф. Рихтера, по образцам XVII века были выполнены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

Многообъемность и декоративное богатство — черты, характерные и для большинства храмов сере-дины XVII в. Структура ранее сложившегося бесстолпного храма с рядами кокошников и световой главой (церковь в Хорошеве и др.) получила дальнейшее развитие. Главный объем — четверик, перекрытый сомкнутым сводом, завершался, помимо центральной главы, четырьмя декоративными глазами в соответствии с требованием обязательного пятиглавия. Поднятый на подклет основной объем часто окружался малыми четвериками приделов и охватывающими здание с трех сторон крытыми галереями. Богатые крыльца и лестницы вели на уровень главного храма; в подклете иногда устраивался нижний храм, но чаще он использовался для хозяйственных целей. Важным элементом композиции стала перекрытая шатром колокольня, помещавшаяся чаще всего над западным входом в храм или поблизости от него. Шатром завершали и некоторые другие объемы — крыльца, ворота и т. п. Часто между шатровой колокольней и основным четвериком делалось более низкое, но довольно вместительное помещение трапезной, увеличивающее площадь храма. Объемы колокольни, трапезной и основного храма ставились либо по оси, либо группировались асимметрично. Декоративное узорочье усиливало впечатление живописности и пластического богатства композиции. Небывало широкое развитие керамического производства предоставило в распоряжение зодчих богатую палитру разнообразных отделочных материалов, включавших фигурный кирпич, цветные изразцы и прочие керамические изделия. При этом узорный ковер, покрывавший внешние поверхности конструктивных форм, не нарушал, как правило, общей структуры здания, ясности его основных объемов. Сочетание много-объемности и жизнерадостного по характеру, основанного на народных мотивах, красочного узорочья с геометрической цельностью каждого из объемов — характерная черта тектонического строя храмовых композиций середины и второй половины XVII в. Церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628—-1653 гг.)—пример свободного сочетания в композиции различных по форме й размерам объемов (рис. 101, б, в). Развитая галерея с крыльцом и колокольня. окружающие храм с запада и с севера, придают композиции живописную асимметрию. Характерны приемы пластики и декора: ряды кокошников, членение стен Декоративными поясами и колонками и т. п. Колокольня покрыта шатром, расчлененным рядами резонаторов звона. Арочные галереи, украшенные поясками, пилястрами и ширинками, и крыльца из парных «висячих» арок с шатровым завершением, сочетаются с четкой структурой каждого объема, его индивидуальным характером. Здание в целом трактовано как своеобразный многообъемный ансамбль, очень живописный, но уравновешенный в пространстве. Различная декоративная разработка объемов и приемы их взаимного расположения во многом определяли художественную выразительность и индивидуальность образа храмов (церковь Николы в Хамовниках в Москве, 1679 г. и др.). Наряду с широко используемым оштукатуриванием и раскраской деталей в разные цвета часто применялся кирпичный декор без штукатурки и покраски в сочетании с изразцами и другими керамическими деталями (церковь Троицы в Останкине близ Москвы, 60-е годы XVII в.). Шатровые покрытия, открытые внутрь храма, продолжают еще использоваться в первой половине XVII в., но к середине столетия они все более уступают место декоративным шатрам (церковь Рождества в Путниках в Москве, 1649—1652 гг.).

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

Хронологические рамки стиля

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет1700-хгг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Внутристилевые течения

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.

Строгановский стиль

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...