Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

XVIII век. «Петровское барокко». Появление новых типов зданий. Строительство новой столицы. Архитектура Санкт-Петербурга. Д. Трезини, М. Земцов, В. Растрелли



Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренномуПетром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности,Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана,Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней(1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Появление новых типов зданий. Строятся банки, торговые ряды, присутственные места, высшие

учебные заведения, воспитательные дома, госпитали, больницы, появляются

новые типы производственных, жилых, усадебных, дворцовых и культовых зданий.

Складывается новый тип города. Происходит смена стиля в архитектуре. Это

время зарождения, становления и расцвета русского классицизма.

Во второй половине 18 века оживились градостроительные работы в Москве. В

XVIII веке продолжался рост Москвы, численность ее жителей по разным

источникам составляла в середине века 200-230 тысяч человек.

В 1775 году был утвержден проект планировки Москвы, разработанный Московским

отделением Комиссии строения. План намечал общую перспективу развития центра

Москвы. Получала новое осмысление кольцевая планировочная структура города.

На центральных площадях и разрывах бульваров, в местах их пересечения с

радиальными улицами, предполагалось строительство крупных представительных

зданий. Проект определил границы города по Камер-Коллежскому валу. С 1775

года стал действовать Каменный приказ, специальный орган управления,

осуществлявший реализацию этого плана Москвы и развивавший каменное

строительство. В Китай-городе и Зарядье было запрещено строить деревянные

дома.

Одно из следствий осуществления этого плана - утрата всех крепостных

сооружений Белого города - стен, башен, ворот. На их месте решено было

устроить бульвары

В XVIII веке на главных улицах Белого города стояли большей частью каменные

дома в два-три этажа, в некоторых местах - настоящие дворцы вельмож,

построенные первоклассными архитекторами.

Однако в XVIII веке слободы и села, находившиеся в границах Москвы, еще

далеко не полностью влились в сеть городских кварталов, а представляли собой

отдельные улицы с переулками, окруженные рощами, полями, пашнями и

огородами.

Москва в это время была «дворянской столицей. Основной вид строительства

Москвы этого времени - жилая застройка, в которой уже тогда видное место

занимали крупные городские дворянские усадьбы с главным домом, отнесенным в

глубину парадного двора. Основная же масса построек приходилась на средние

слои населения, среди которых были чиновники, мелкие купцы, торговцы,

владельцы различных мастерских. Они строили дома главным фасадом по линии

улицы, отчасти из-за усилившегося контроля со стороны Комиссий, отчасти из-за

уплотнения застройки.

В 60-70 гг. XVIII века строительство немногих богатых, крупных домов велось

по индивидуальным проектам, а массовое строительство - по «образцовым», или,

как теперь говорят, «типовым» проектам, разрабатывавшимся в Петербурге и

применявшимися в городах всей страны.

Сооружения 18 века в Москве легко определить по так называемому классическому

стилю, вернее, подражанию античности, в духе ренессанса. Это здания с

колоннами на фасаде, барельефами с изображениями античных фигур, статуи

античного характера, портики. Предшествовал Екатерининскому ренессансу стиль

московского барокко - украшательский, прихотливый, причудливый. В Европе

барокко пришло на смену классическому ренессансу, в России - наоборот.

Со столицей тесно связаны были подмосковные поместья дворянства, из которых

многие блистали роскошью своих построек и великолепием парков. Это Останкино,

Кусково, Архангельское, Кузьминки, Братцево, Знаменское и др.

Архитекту́ра Санкт-Петербу́рга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1510 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...