Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности стиля



Ампиротносится к так называемым «королевским стилям», которыеможнохарактеризоватьтеатральностью в оформленииархитектурныхпостроек и внутреннихинтерьеров. Особенностьархитектурногоампиразаключается в обязательномналичии колонн, пилястров, лепныхкарнизов и других классическихэлементов, а такжемотивов, репродуцирующихпрактически без измененийантичныеобразцыскульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобнымскульптурнымконструкциям. Данныеэлементырасполагаются в ампиреупорядоченно, с соблюдениемравновесия и симметрии. Художественныйзамысел стиля с егомассивнымилапидарными и монументальными формами, а такжебогатымдекорированием, содержаниемэлементоввоеннойсимволики, прямымвлияниемхудожественных форм преждевсего Римской империи, а также Древней Греции и даже Древнего Египта, былпризванподчёркивать и воплощатьидеимогуществавласти и государства, наличиясильнойармии.

Стиль ампир — высшая точка, а одновременно и заверщающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицистического направления. Вызванный к жизни идеями Просвещения, классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма. Стиль Людовика XVI уже содержал все те элементы, которые, пройдя стадию стиля Директории, окончательно выкристаллизуются в формах ампира. Если в предреволюционную пору античные мотивы включались в живой поток мебельного искусства, то после революции верх берет курс на прямое подражание римским формам. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль — стиль ампир. Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов.

Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусствено, по приказу сверху. Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевству, буржуазии, а затем и наполеоновской империи. Демократическую строгость стиля директории теперь сменяют парадное великолепие и театральный пафос ампира. Спальня первого императора Франции превращается в некое подобие походной палатки римского полководца. Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудочности. Новый стиль, едва возникнув, быстро становится международным.

В отличие от стиля Людовика XVI освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться элементами классической архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы, почти без всякого изменения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и др. Мастерам не удается достичь органического слияния форм мебели с античным резным и бронзовым декором. В этом плане ампир был до некоторой степени шагом назад по сравнению со стилем предыдущей эпохи. Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, статичными, «телесными», как в эпоху Империи. Беспримерно и стилевое единство ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в рисунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, — во всех элементах внутреннего убранства помещений. Однако и монументальность и стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия; легкость и изысканность интерьеров предыдущей эпохи сменяются холодной торжественностью, фантазия — рассудочностью и точным расчетом. Полы настилаются паркетом, составленным, как правило, из цветных пород дерева. Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо сплошь кессонируются по римскому образцу. Стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, либо оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.

Все компоненты интерьера: затянутые драпировками стены спален, высокие балдахины, монументальные кровати, вытканная золотом шелковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников (трипос), украшенные бронзой большие зеркала на двух подставках (псише), кресла, подражающие римским формам, — все это напоминает скорее экспонаты выставки, на всем лежит печать театральности, столь характерная для французских дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV. В мебельные формы, там где это возможно, вводились мотивы, заимствованные из античных мраморных и бронзовых памятников или из изображений на вазах; там же, где образцов для непосредственного подражания не было (предметы корпусной мебели), широко использовались античные архитектурно6декоративные элементы. Монолитные, угловатой, кубической формы

Для восстановлениясожженнойМосквыбыласозданаспециальнаяКомиссия для строенияМосквы, в которуюБовевошёлархитектором четвертого участка и отвечал за центральныерайоныгорода: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. Под началом Бове в центреМосквыбылиперестроеныТорговыеряды в стилеклассицизманапротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкцииКраснойплощади, снесеныземляныеукреплениявокруг Кремля и засыпанров, разбитКремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработанаБетанкуром), созданаТеатральнаяплощадь (1818—1824) с Большим театром (1821—1824; начальный проект Михайлова). За пределами центра БовестроитГрадскуюбольницу за Калужскойзаставой (1828—1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверскойзаставы (1827—1834), быливоссозданы в 1968 годублизстроившегосятогда монумента Победы на Поклонной горе.

§ ансамбль Театральнойплощади.

Театральнаяплощадь в 1820-е годыназываласьПетровскаяплощадь, в 1919—1991 площадь Свердлова. На площадинаходятсяБольшой и Малыйтеатры.

К 1819 Неглиннуюспрятали в трубу, к 1823 году — срылибастионыКитай-города, а в 1823—1825 Осип Бовевыстроил по периметру площадизданияБольшого и Малого театров. Юго-западную сторону площадизастроили по тому же образцу в 1830-е годы, а в 1840 году к северу от Театрального проезда, на местесовременнойгостиницы «Метрополь», былвыстроендомЧелышева, замкнувший строго симметричныйклассицистический ансамбль.

На площадиизначальнонаходилсяводоразборныйбассейнМытищинскоговодопровода, который в 1835 годуукрасили фонтаном работы И. П. Витали. Фонтан — один изстарейшихфонтановМосквы. Большаячастьплощади, однако, была недоступна публике до 1911 года: здесьбылобширный плац-парад, огороженный канатами на столбиках. Рядом состенойКитай-городаработал птичий рынок.

Ядром ансамбляявляетсязданиеБольшоготеатра. Здесь уже был театр, которыйназывалсяПетровский. Своим фасадом старый театр выходил на Петровку. Этобыланебольшаяпостройка, лишеннаявыдающихсяхудожественныхкачеств. На местеэтоготеатраБове в 1821—25 гг. строитновый, фасад котороговыходит к Китайгородской стене. Вместе с Бове над проектом театраработал ректор петербургскойАкадемии Михайлов.

Большой театр имеетобликхрама, храмаискусства. Портик постройки — 8-ми колонный, как в древнегреческомхраме. Возвышение портика — своеобразнаясмотровая площадка, с которойоткрывается вид на Московскиедревности. На портике квадрига Аполлона работы барона Клодта.

По бокам ТеатральнойплощадиБовепостроил два дома, где (чтооченьнеобычно, особенно для традиции Петербурга) расположилисьторговые лавки. Вовторойполовине 19 века в этих домах расположилисьтеатры: Малый и Молодежный. В московскойархитектуренет плавного перетекания одного пространства в другое. Московскиеплощадиимеютболеезакрытый характер.

§ Манеж

НазваниеМанежнойплощади дано в XX веке по выходящему на площадьзданиюМанежа. Построенный в 1817 году Манеж былплотнозастроенвплоть до 30-х годов XX века. Московский Манеж — историческоездание, расположенное по адресу Моховаяулица, дом № 1/9, междуМанежной и Сапожковойплощадями, Александровским садом и Моховойулицей. С 1967 годаофициальноеназвание — Центральныйвыставочный зал «Манеж».

Манеж былпостроен в 1817 году по случаю 5-летней годовщиныпобедыРоссии в Отечественнойвойне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годахфасадыбылиотделаны в стилеампир Осипом Бове.

Зданиевыполнено в стилеклассицизм: торцовыефасадыукрашены гладкими, без какого-либодекора, фронтонами и аркадойиз 7 арочныхпроемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в болееусиленномварианте. Монументальностьзданиюсообщаетукрупнённостьегопропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержаннаяколористическая гамма, присущаяархитектуретого времени. Рисунок протяженныхфасадовсоздаётсяаркадойоконныхпроемов, разделённых ¾ тосканскимиколоннами и тяжёлым антаблементом, включавшимрельефные вставки. Высокая 2-скатная кровлязрительнооблегчена часто поставленнымислуховымиокнами и гладкими фронтонами. К кровлебылподвешен (пришит) потолок, которыйскрылажурнуюконструкциюкровли. ВнутреннеепространствоМанежабылоцеликомоткрытым и полностьюпросматриваемым — ведьегопроектировали для коннойвыездки. Бетанкурсоздал проект здания, равногокоторомудолго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил быларассчитана так, чтозданиешириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных балок опирались на однитольконаружныестены. Боверазработал и воплотил проект декоративного скульптурного убранства на тему античныхвоенныхдоспехов, популярную в послепожарнойМоскве — онасимволизировалапобеду. Осуществивштукатурные и лепныеработы, Бовесобирался установить 12 чугунныхгорельефов, задуманныхещёБетанкуром. К тому временистарыеэскизыбылиутеряны, и Бовепришлосьсоздавать проект трофеев заново. Горельефы «Военныедоспехи» былипредназначены для глухих простенковМанежа, ноосуществитьэтуидею не удалось. Уже с 19 веказданиеМанежа стало однойизглавныхконцертных площадок Москвы.

Васи́лийПетро́вич Ста́сов (24 июля [4 августа] 1769, Москва — 24 августа [5 сентября] 1848, Санкт-Петербург) — русскийархитектор.

В Санкт-ПетербургеСтасовымбылипостроены комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове, Ямскойрынок на Разъезжей улице (1817—1819), Павловские казармы на Марсовом поле (1817—1821), Спасо-Преображенский собор (1827—1829),Троице-Измайловский собор (1828—1835), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834) и Московские триумфальные ворота (1834—1838). ПостройкиСтасоваотличаютсяпредставительностью, торжественностьюархитектурных форм. Развиваяидеируськогоампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера.

В Царском Селе В. Стасовоформил ряд интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, занималсяперестройкойКитайскойдеревни (1817—1822). По его проекту былипостроены ворота «Любезныммоимсослуживцам» (1817), Манеж, Конюшенный корпус, Большая оранжерея.

По проектам Стасовапостроены Провиантские склады в Москве (1821—1835), произведена перестройка резиденциивильнюсского генерал-губернатора (1824—1832, ныне резиденция президента Литвы). В 1836-41 СтасовспроектировалТроицкий собор в Гельмязове (Полтавскойгубернии).

Стасов — первый по временимастеррусского стиля, предшественник Константина Тона. Его храм АлександраНевскогов русской колонииАлександровка в Потсдаме (1826) — первыйизсохранившихсяпамятниковрусского стиля. Подобная по стилю Десятинная церковь в Киевебыла уничтожена в советскийпериод.

Домени́ко Жиля́рди (1785—1845) — швейцарскийархитектор, работавшийв Москве. Сынархитектора Джованни Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторствес А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные зданияМосквы:Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др. Автор городскихусадеб, здания Опекунского Совета и загороднойусадьбы Кузьминки.

в 1817, он начал свою наиболееизвестную работу — восстановлениезданияМосковскогоУниверситетана Моховой (1817—1819, совместнос Д. Г. Григорьевым), сгоревшего в 1812 году. В следующемгодуЖилярдиполучилподряды на восстановлениеЕкатерининскогоинститута и Вдовьего дома наКудринскойплощади, сосредоточив в своих руках четырекрупныхпроекта. В 1826—1832 гг. ЖилярдивосстановилСлободскойдворец на Лефортовской площади.

КрупнейшаяработаЖилярди в новом строительстве — зданиеОпекунскогосовета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (1823—1826). Этоединственнаяегопостройка «в чистом поле», не связаннаянеобходимостьюиспользоватьстарыефундаменты. Жилярдитакжестроил в Москве:

!УсадьбуГагариныхна Поварской, 25а (1820—1822);

!ДомЛунинана Никитском бульваре, 12, позжедом «Государственногокоммерческого банка» (1818—1823);

!УсадьбаУсачевых-Найденовых (усадьбаВысокиегоры) на Земляном Валу(1829—1831)

!Конныйдвор и Музыкальныйпавильон в усадьбе Кузьминки (1820—1832);

!Усадьбу «Студенец» на Пресне.

Ампир Жилярди — итальянский, а не французский, как у петербургскихархитекторов.

Карл Барталомео-Ро́сси (1775—1849) — российский архитектор итальянскогопроисхождения, автор многих зданий и архитектурныхансамблейв Санкт-Петербурге и егоокрестностях.

ГлавнойсферойдеятельностиРосси стало созданиегородскихархитектурныхансамблей. Вомногомблагодаряему Петербург обрёлновоелицо, превратившись в центр гигантскойимперии, гордойсвоимипобедами над Наполеоном. Егопроектыимелигармоническоесочетаниеархитектурных форм с аллегорическойскульптурой, новаторскиеконструктивныеприёмы (например, металлическиеперекрытия).

Выдающеесяархитектурное и градостроительноемастерствоРоссивоплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиознымдугообразным зданием Главного Штаба и триумфальнойаркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиямиСената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумяоднороднымипротяжёнными корпусами Театральнойулицы (ныне улицазодчегоРосси).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...