Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественная мысль



Наглядным свидетельством роста политического сознания дво­рянства явилась попытка Верховного тайного совета в 1730 г. из­менить форму правления России. Наиболее ярким выразителем этих настроений был князь Д.М. Голицын - видный государствен­ный деятель, в разное время занимавший посты Киевского губер­натора, президента Камер- и Коммерц-коллегий, члена Верховно­го тайного совета. Образную характеристику Голицыну дал исто­рик XIX в. Д.А. Корсаков. По его словам, Голицын - «двуликий Янус, стоящий на рубеже двух эпох нашей цивилизации - москов­ской и европейской. Одним своим лицом он вдумчиво глядит в былое Руси, другим - самонадеянно приветствует ее грядущее». Составленные под его руководством документы «верховников»-«Кондиции» и Пункты присяги (или Проект формы правления), по мнению историков (М.Н. Зуев) - могли бы послужить основой будущей конституции. Известно, что в планах преобразований политического устройства Голицын шел много дальше своих кол­лег и предлагал разделить законодательную власть между верхов­ным тайным советом и двумя палатами выборных представителей от дворянства и горожан, что содействовало бы образованию ши­рокой формы представительного правления.

Однако «конституционное движение» января-февраля 1730 г. вызвало сплоченный отпор бывших сподвижников Петра во главе с главным идеологом петровского времени Феофаном Прокопови-чем (русский государственный и церковный деятель, писатель). В дальнейшем в этом кругу сложилось интеллектуальное содру­жество, названное Прокоповичем «ученой дружиной». В него вхо­дили ученый, поэт и дипломат АД. Кантемир, государственный деятель и историк В.Н. Татищев, государственный деятель и дип­ломат А.П. Волынский. «Ученая дружина» выступала за развитие тех традиций внутренней и внешней политики петровской эпохи, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь го­сударства, за прогресс в области науки и просвещения. Но при этом 8 основе всех представлений членов «ученой дружины» лежала Твердая убежденность в правомерности и незыблемости неограни­ченной монархии, сословного строя и дворянских привилегий.

Наиболее полно эти воззрения отразил В.Н. Татищев. В своих исследованиях он рассматривал эволюцию общественных и поли­тических институтов, в том числе происхождение самодержавия и крепостного права. В их основе он, прежде всего, видел договор­ное начало, обязывающее как государя, так и помещиков заботить­ся о своих подданных, а тех, в свою очередь, беспрекословно по­виноваться стоящей над ним власти. Опираясь на классификацию, данную еще Аристотелем, Татищев различал три известные в ис­тории формы государственной власти: монархию, аристократию и демократию. Для России ввиду ее географических особенностей и склада народного характера он признавал лишь благотворность мо­нархии. В изучении истории он решительно отвергал идею боже­ственного влияния на судьбы народа и главной движущей силой прогресса считал просвещение.

К середине XVIII в. относится зарождение просветительства -прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицатель­ной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа, последовательной защитой просвещения и всесторон­ней европеизацией России.

Основоположником просветительского направления в России был М.В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист, поэт, преобразователь русского литературного языка. Родился в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье помора. В 19 лет ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-латин­ской академии, в Киевской духовной семинарии и в университете при Петербургской Академии Наук. За границей изучал естествен­ные и технические науки. С 1747 г. - первый русский профессор (академик) Петербургской Академии наук.

В 1748 г. Ломоносов (на 40 лет раньше французского химика Лавуазье) открыл закон, что нагревание тел происходит в резуль­тате движения атомов. Большие открытия принадлежат Ломоно­сову в области геологии, географии, в изучении электрических и других природных явлений. Он автор незаконченной «Древней российской истории», вышедшей уже после его смерти. Ломоно­сову принадлежит большая роль в создании в 1755 г. Московско­го университета.

Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещен­ный абсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII в., а образцом просве­щенного монарха - Петр I.

Таким образом, к середине XVIII в. происходит значительное развитие общественно-политической мысли, зарождение идеоло­гии просветительства, оказавшее прогрессивное влияние на куль­турную жизнь России.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...