Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос. Поток сознания у Фолкнера тесно связан с временной организацией романа: 1-я часть посвящена Бенджи, его внутреннему миру



Поток сознания у Фолкнера тесно связан с временной организацией романа: 1-я часть посвящена Бенджи, его внутреннему миру, в котором главенствует хаос эмоций и впечатлений, следовательно, этот герой не наделён разумом. Он являет собой примитивный этап развития человечества, архаическое мышление. Сознание следующего героя, Квентина, насквозь иррационально, перед нами романтик со всеми вытекающими отсюда последствиями: живущий в прошлом (воспоминания о детстве с Кэдди), поток сознания чрезмерно эмоционален и нервен (периодически повествование превращается в сплошной текст без пробелов (ср. монолог Молли у Джойса)), привязан к идеалу. Джейсон же, третий брат, представляет собой тип абсолютно рационального человека, торгаша, его мысли чётко структурированы (завершены, логически выстроены), заключены в рамки бытовых интересов. Живёт в будущем.

Если рассматривать роман, как семейную сагу, тогда композиция (от Беджи к авторскому повествованию) передаёт основную мысль текста – угасание рода Компсонов, метафору жизни в целом. Помимо этого, существует и другая версия трактовки романа в целом:

Фолкнер отчасти во второй части «Шума и ярости» подражает Дж.Джойсу «Портрету художнику в юности». Творчество предполагает подготовительный этап. Творчество есть аскеза. Стивен долго готовит себя к творчеству, чтоб вернуться к своему подлинному «Я». Движение творчества Джойса – от лирики к безличию, повествователь должен перестать быть личностью. «Я» должно быть развоплощено и уничтожено. Часть «Шума и яростью» - это не повествовательные трюки, это некая лирическая заданность. Когда мы доходим до профонации, мы переживаем платоновскую трагедию познания – мы видим. Как образ максимально отчуждается. Многое становится на свои места. Художник не имеет возможности высказать все, что он может.

В семье Компосонов Пасхи не существует. И Квентин, и Бенджи приносятся в жертву. Джейсон собирается отправить Бенджи в сумасшедший дом. Можно предположить, что там тот не сможет существовать совсем, так как его жизнь – это Кедди. О добровольности можно говорить в случае с Квентином. Весь сюжет привязан к Пасхе 1928 года.

Типы повествования

В романе выдержано единство места. «Память» Бенджи вбирает, но не избирает, он лишен абстрактного мышления. У него нет детерминизма. Это особый литературный идиотизм памяти, но с другой стороны мы можем ему позавидовать, т.к. он по-своему является идеальным художником. Фактически, Бенджи не знает последовательности событий, его восприятие – творческое отражение действительности, он владеет праязыком, который другие лишь конструируют. Из его мышления изъято то, что становится действительностью и инструментарием художника. Модус восприятия обусловлен тем, как он видит время в детстве. Ему доступно поле мысли. Он помнит не грязные штанишки (падение сестры), а то, что с его сестрой Кедди что-то случилось. 2 часть – роль подмосток, мы понимаем цель художественной задачи. А в 3 части – происходит осмысление, ощущение вырастает в литературу.

У Квентина есть тщеславная задача сохраниться во времени – похож на Ариэля из Шекспира. Квентин хочет быть во времени, так же как и Гамлет сыграть отведенную ему историческую роль, но он не может примирить себя с настоящим. Он поражен болезнью гордостью (≈ герой Четтертона). Окончательно Квентин доверяет только слову, которые реальнее времени, жизни и истории. В нем ощущается Ставрогинское начало Достоевского. На словах можно победить время и собственное отчаяние и остаться собой.

От Джейсона мы узнаем, что рок не миновал и Кедди. Доходы ее и их источник весьма сомнительны.

4ая часть – механические предел, она контрастна всем 3м частям, показывает повествовательный модус изложения. Замысел, как говорит Фолкнер, всегда неадекватен построению. Для Фолкнера упрямый отказ от связанности и согласованности – освобождение от плена обычной прозы. Он, как и Джойс, хочет быть свободен от традиции, но он хочет быть понятым другими.

Не исключено также, что начало повествования с потока сознания душевнобольного Бенджи – это просто эпатаж, следование модной литературной тенденции.

Поэтика заглавия.

Эпиграфом к роману взяты строки из трагедии Шекспира «Макбет». Жизнь определяется в них, как «история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости», что предваряет вырисовывающуюся концепцию мира и человека. Существует несколько версий трактовки названия:

1. Шум - это лирическая стихия, музыка поэзии

Ярость – жажда зафиксировать стихийное начало. (по второй трактовке романа)

2. Шум и ярость – метафора жизни.

3. Шум – само повествование, а ярость закономерная реакция читателя.

57. Тема «американской мечты» в романе Ф.-С.Фицджеральда «Великий Гэтсби» (или
«Ночь нежна»). Статья «Отзвуки века
джаза».

Роман «Великий Гэтсби» посвящен теме идеалиста, упрямо хранящего верность своей
романтической мечте даже тогда, когда современность в лице «богатых» не оставляет для нее
никаких шансов.

«Американская мечта» - это путь, когда человек волен сам выбирать себе судьбу и ничто не
мешает ему жить в гармонии с самим собой. Но так же это деньги, сила и власть.

Гэтсби предстает перед нами шикарным богачом, у него шикарная вилла, вечеринки, фонтаны
шампанского, богатая еда, оркестры. Платой за такие вечера становится «ничегонезнание» о
хозяине, образ Гэтсби покрыт для всех тайной, строят о нем самые грязные предположения (убил
человека, например), но это совершенно не мешает развлекаться за его счет. Рассказчик Ник
сомневается, но вскоре узнает, что Гэтсби действительно ведет какие-то грязные дела. В конце
становится понятно, что Г, сделал свое состояние на торговле спиртным. Г. Он не сразу пошел по
этому пути,сопротивлялся.

Гэтсби пытается строить жизнь по канонам американского мечты, т.е. стабильное
материальное положение и социальный успех, так же у него есть определенная цель. Герой — в
юности через близость с Дези — понял, что такое успех,призвание, прикоснулся к миру богачей:
«Вся светлая, благополучная и гордая — бесконечно далекая от мира бедняков» (доказательством
является и голос Дези: «в голосе было многое, чего не могли потом забыть любившие ее мужчины
— певучая властность, отзвук веселья и радости», Гэтсби: «В нем звенят деньги»).

Судьба героя перекликается с биографией Фицджеральда: автор учился в Принстоне, хотел
стать независимым от семьи. Знакомился с девушками из высшего общества. Именно они для него
привлекательны — как символ статуса (как и Дези для Гэтсби). Его супруга отказывала ему, так как
он был нищий и поставила условие — стать знаменитым писателем.

Гэтсби стремится к Дэзи Бьюкенен не только потому, что любит (хотя любит, он романтик,
как и Ф.), но и потому, что она приз, символ богатства, дорогая красивая вещь. Дэзи и её мужа
Тома объединяет нечто намного более прочное, чем любовь, дружба, верность (это не главное для
них в списке ценностей) по сравнению с равным счетом в банке, принадлежность к одной и той же
расе, расе богатых, завоевать Дэзи для Гэтсби означало бы победу над Томом.

В книге важна «американская мечта» и демонстрация её невозможности. Гэтсби — романтик и
верит в мечту, он продолжает тянуться к чистоте (живет любовью к Дэзи). Двойственность в
герое: мечтательность (любуется звездами, ведет себя как мальчишка, встретив Дези) и
практицизм (планы на будущее, работа.). Яркий представитель типа «американского мечтателя».
Но он чувствует, что это не его мир (на собственном балу не хозяин, находится в стороне, порой
робок).

Гэтсби пытается воплотить американскую мечту, распланировать жизнь, войти в круг
избранных. Но сталкивается с тем, что это невозможно. Только внешне Гэтсби смог реализовать
Американскую мечту, но то, что он при этом чувствовал совершенно не соответствовало
установкам. Американская мечта развенчана, способы её достижения — тоже.

Герой-повествователь Ник Каррауей по отношению к Гэтсби: «Ничтожество на ничтожестве.
Вы один стоите их всех, вместе взятых». На похороны Гэтсби приходит только один из
многочисленных посетителей его вечеринок.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 793 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...