Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сартра




Альберт Камю (1913-1960)- один из наиболее известных французских философов и
писателей ХХ в. Его творчество- яркий пример экзистенциализма в литературе (хотя он сам
выступал против прямолинейного отнесения его произведений к экзист.).


«Посторонний» (1942 г.) Писатель выбирает форму притчи и вырабатывает особый стиль
который Ролан Барт определил как «нулевой градус письма». Замысел романа возник в 1937г. В
«Записных книжках» Камю определена тема будущего романа; «Рассказ: человек, который не
хочет оправдываться. Он предпочитает то представление, которое сложилось о нем у
окружающих. Он умирает, довольствуясь сознанием своей правоты. Тщетность этого утешения».
В августе 1937 г. складывается план романа, кот, включает 3 части: 1) прежняя жизнь героя; 2)
игра; 3) отказ от компромисса и истина в природе. (Но по ходу дела в произведении 2 части)


В черновиках Камю встречаются различные варианты названий романа: Счастливый
человек, Обыкновенный человек, Безразличный. Название, на котором остановил свой выбор
писатель, может быть переведено как чужой, чужак, инородный, посторонний. Многозначительны
имена некоторых героев: так, например, фамилия Мерсо (Meursault) как бы состоит из 2х слов:
смерть и солнце; имся Селест (Celecte)-«небесный».


Произведение представляет собой своеобразный творческий манифеест, воплотивший в себе
суть поиска абсолютной свободы. Свободы от узких моральных норм современной кулььтуоьы.
Повесть написана в своеобразном стиле — короткие фразы в прошедшем времени. Сухой слог
автора оказал огромное влияние на большинство французских и европейских авторов второй
половины ХХ века.

В повести раскрывается история некоего Мерсо — француза, проживающего в Алжире,
совершившего y(>rrAcreo, не раскаявшегося, отказавшегося защищаться а cvVеe, приговорённого
к смертной казни и ушедшего на смерть без сожаления. Знаменита первая фраза книги — «Моя
мать умерла сегодня. А может и вчера, не знаю точнов.


Герой романа Мерсо- обобщенный образ, представляющий экзистенц. вариант естественного
человека Руссо. Разорвав внутренние связи с обществом, Мерсо живет, повинуясь инстинктам.
Почти бессознательно он убивает человека. Во второй части романа история Мерсо предстает как
бы в кривом зеркале по ходу судебного разбирательства Мерсо судят, по существу, не за убийство,
а за попытку пренебречь условными формами отношений между людьми, принятыми в обществе,
за нарушение правил игры. А.Камю ставит своего героя в типичную для экзист. погран»чную
ситуацию,
т.е в ситуацию выбора перед лицом смерти, когда, согласно экзист. философии,
наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на
компромисс, он принимает смерть.


«Смысл книги, писал'КаМА,—. исключительновпараллелизме двух1з~(». Вторая
часть - это зеркало, но такое, которое искажает до неузнаваемости правду Мерсо. Между
двумя частями Постороннего>> - разрыв, вызывающий у читателей чувство абсурда,
диспропорция между тем, как Мерсо

видитжизнь и как ее видит судьи, становиться ведущей ассиметрией в художественной
системе «Постороннего».


«Посторонний». Молодой француз Мерсо, обычный служащий, живет в пригороде Алжира,
изо дня в день ходит на работу, изредка встречается с девушкой. Вместе с тем этот герой нашего
времени исполнен презрения к окружающему его мещанскому миру, везде различает фальшь и
лицемерие. Смерть матери оказывается тем рубежом, миновав который, Мерсо перестает скрывать
свое отчуждение от общества. И вот он на берегу моря без особой на то причины убивает араба,
попадает на скамью подсудимых, приговаривается к смертной казни. Автор рисует Мерсо как
дважды постороннего: миру стереотипных привычек, ритуалов, словесных формул, скрывающих
пустоту мироздания, но не в меньшей степени и самому себе. Его роковой выстрел- в такой же
мере бессмыслица, случай, в какой «возвращение билета Богу». По логике романа этот персонах становится без вины виноватым, жертвой на алтаре утраченного смысла (образ до боли
ослепительного солнца) и даже единственным Христом, которого мы заслуживаем.


Двухчастная композиция романа позволяет увидеть события вначале глазами главного
персонажа, а затем воссоздать их с официальной- судебной, чиновничьей, обывательской- точки
зрения. И если Мерсо не стремится притворяться, а, напротив, откровенен, правдив, даже циничен,
то закон своим истолкованием превращает его действия в нечто им противоположное, разоблачая
тем самым не столько преступление Мерсо, сколько собственное нежелание взглянуть на вещи
прямо, без лицемерия. Каю запечатлевает в своем герое человека, который, не претендуя на
героизм, согласен умереть за правду. Более того, ожидание смерти становится для него
приобретением. Мерсо по-новому для себя смог открыть «вечное сейчас», блеск звезд, нежное
безразличие мира. Негероичность Мерсо- о высоком он принципиально не говорит и не думает,
мы так и не узнаем, любит ли он свою мать, (пил кофе и выкурил сигарету у ее гроба, а на след.
день развлекался с женщиной)- усиливается бесстрастно-фиксирющим стилем романа.


Мерсо существует в мире в кот, нет Бога и нет смысла, он знает это; он чужд обществу, в
котором живет, он посторонний, чужой, не приемлющий игры по правилам. Он выше
установлений и порядков, непредсказуем в действиях, инороден в среде своего пребывания.
Посторонний- роман о разрыве и отчуждении. С этим связано его 2хчастное построение. 1)
акцент на повседневную реальность; 2) процесс поучительной реконструкции этой реальности в
человеческом сознании и речи (Сартр). Мир Мерсо, его мировосприятие и его переживание
реальности, а затем- трансформация этого в восприятии следователя, прокурора, свидетелей. Одно
не соответствует другому, находится с ним в разладе.


Жан Поль Сартр в статье «Объяснение «Постороннего» утверждает: даже для читателя,

знакомого с теорией абсурда, Мерсо, герой «Постороннего>>, остается двусмысленным.


И вот тут-то мы начинаем вполне понимать смысл названия романа г-на Камю. Посторонний,
которого он стремится изобразить,— это как раз один из тех простодушных, которые вызывают
ужас и возмущают общество, потому что не принимают правил его игры. Он живет в окружении
посторонних, но и сам для них посторонний. Именно за это некоторые люди и любят его, подобно
Мари, его любовнице, привязавшейся к нему, «потому что он странный»; другие по той
же причине будут его ненавидеть, как та толпа присяжных, чью злобу он
внезапно почувствовал. Да и мы сами, открыв книгу и еще не проникнувшись чувством абсурда,
напрасно попытались бы судить Мерсо по нашим привычным нормам: для нас он тоже
посторонний.


Абсурд — не что иное, как отношение человека к миру. Абсурдность изначальная — прежде
всего разлад, разлад меЖду человеческой жаждой единения с миром и непреодолимым дуализмом
разума и природы, между порывом человека к вечному и конечным характером его
существования, между «беспокойством», составляющим самую его суть, и тщетой всех его
усилий.

55. Принципы создания пространственно-временных отношений в романе У.Фолкнера «Шум и ярость», философия времени.

Уильям Фолкнер (1897-1962) родился на Юге США в городе Оксфорд штата Миссисипи. Ф. не получил университетского образования, уйдя через несколько месяцев из университета Миссисипи, в который он поступил в 1919 году. Много занимался самообразованием. Его увлекали романы Бальзака, Теккерея, Диккенса, Джозефа Конрада, стихи французских символистов, произведения Шервуда, Драйзера, из русских – Гоголя, Достоевского, Чехова. Начинал с лирики, но истинное призвание обрел как романист. Получил Нобелевскую премию в 1949 году.

1920-е – переход от символистской поэзии к прозе. Шум - это лирическая стихия, музыка поэзииЯрость – жажда зафиксировать стихийное начало.

«Шум и ярость» (1929 роман). Эпиграф к роману – строки из трагедии Шекспира «Макбет». Жизнь определяется в них, как «история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости», что предваряет вырисовывающуюся концепцию мира и человека. В романе передана трагедия семьи Компсонов, упадка и крушения аристократического рода, трагизм судьбы каждого из героев. Роман состоит из четырех частей. Первые три представляют собой внутренние монологи Бенджи, Квентина и Джейсона Компсонов, четвертая – повествование от лица автора. Названы четыре даты, четыре дня из жизни семьи Компсонов - 7 апреля 1928 года, 2 июня 1910 года, 6 апреля 1928 года и 8 апреля 1928 года. Герои часто вспоминают и анализируют одни события, но по-разному воспринимают и передают происходящее. Однако не столько события, сколько психология, работа памяти, сознания и подсознания тех, кто эти события воспринимает, привлекают основное внимание автора.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1794 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...