Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Формирование мировоззрения – создание целостной картины мира было результатом
длительной эволюции. На основе этнографических исследований и древнейших письменных
источников мы можем судить о специфике мышления и мировосприятия древнего человека.
Как было сказано выше, сознание первобытного человека имело свои особенности.
1. Оно было ассоциативно-образным. Оперировало представлениями на основе
воображения и фантазии.
2. Древнее сознание было алогичным, так как опиралось на законы воображения и
ассоциации, а не причинно-следственные связи окружающего мира.
3. Оно было эмоциональным и поэтичным. Показательно, что древнейшие тексты
всегда имели стихотворную форму.
4. На основе обобщения жизненного, практического опыта в сознании человека
постепенно накапливались объективные знания.
В связи с особенностями сознания древнего человека его мифологическое мировоззрение тоже
обладало своеобразной спецификой.
1. Ему был свойственен антропоморфизм – модель объяснение окружающего мира
строилась на основе аналогий с внутренним миром человека. Это была самая
простая модель объяснения, объяснение на основе отношений подобия. Например,
дерево, река, гора – они подобны человеку. Они чувствуют, думают, действуют. С
ними можно вступить в контакт: речевой, эмоциональный, практический. Тем не
менее, древний человек чувствовал нетождественность внешнего мира ему, его
несоразмерность, поэтому боги играли роль идеализированных объектов. Они
обладали человеческими качествами в предельных степенях, например, они были
бессмертны, не старели, обладали невероятной силой, перемещались мгновенно,
могли быть одновременно в нескольких местах, перевоплощались во что угодно,
могли проникать в будущее и прошлое.
2. Между миром людей и миром богов существовал промежуточный мир – мир
героев. Они рождались от богов и людей и были наделены некоторыми качествами
и тех и других. Например, они были смертны, как люди, но обладали невероятной
силой и скоростью, как боги.
3. Вследствие антропоморфизма древнему человеку был свойственен анимизм –
представление об одухотворенности всех элементов окружающего мира.
4. Социоморфизм. Закономерности и связи окружающего мира были представлены в
сознании человека как отражение связей внутри родовой общины. Поэтому
генетизм – модель порождения одних существ другими – и иерархизм – модель
субординации во взаимоотношениях различных существ – стали моделями
объяснения окружающего мира.
5. В сознании человека присутствовала абсолютная вера в подчиненность человека
высшим силам природы. Отношение человека и природы осознавалось как
отношение мира людей и мира сверхъестественных существ. Эта идея давала
очень важное следствие – интуитивно-стихийное представление человека о связи
всего со всем. И еще один момент, человек осознавал непредсказуемость
поведения богов.
6. Вдохновленный успехами в своей практической деятельности, человек не
оставлял надежды оказать воздействие на мир духов, вступить с ними в контакт.
Для этих целей служили магия и религия.
7. Мировоззрение древнего человека было синкретическим, в нем переплетались
элементы объективных знаний, почерпнутых из жизненного опыта, элементы веры,
магии и религии, художественно-поэтические образы, представления о добре и
зле, о прекрасном и безобразном, о справедливом и несправедливом, о должном и
неподобающем.
8. Мировоззрение не представляло собой стройной системы. Мировоззрение было
похоже на сложную мозаику, элементами мозаики были мифы. Они, напротив,
были целостны. Каждый миф представлял собой сюжетный рассказ, имеющий
начало и конец, имеющий идеею и выполняющий определенные функции.
Важнейшей функций мифа было объяснение окружающей действительности,
причем, как частных явлений, так и мира в целом. Впоследствии наука и
философия также будут выполнять эту функцию.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!