Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К началу третьего тысячелетия до нашей эры возникают первые государства века бронзы
(государство Шан-Инь, 18-12 вв. до н.э.; государство Западное Чжоу, 12-8 вв. до н.э. в Китае;
Хараппское государство, 25-16 вв. д. н.э. и арийское государство первой половины первого
тысячелетия до н.э. в Индии; египетское Древнее царство, государство Шумера-Аккада; ахейские
(Критское и Микенское) государства в Греции.
Для государств века бронзы было характерно натуральное хозяйство, господство деревни
над городом, предметные деньги, отсутствие частной собственности на землю (вся земля
считалась государственной), патриархальное рабовладение, кастовость. Основа социальных
отношений – кровно-родственные связи. Постепенное выделение сословий жрецов, чиновников.
Жизнь в государстве, совместные работы по ирригации и строительству способствовали
развитию математических знаний, ремесел, строительного искусства. Вера человека в свои
собственные силы укреплялась.
При переходе человечества от века бронзы к веку железа происходят серьезные изменения
во всем укладе жизни, меняется образ жизни человека и общества. Формируется частная
собственность на землю, бурно развиваются ремесло и торговля, появляются монетные деньги,
происходит разложение общины. Кровно-родственные связи уже не играют столь важной роли,
возникают отношения имущественного неравенства, социально-классовое расслоение общества,
устанавливается господство города над деревней, возрастает роль индивида, формируются новые
формы общественной жизни – право, мораль, идеология и философия. Наука появляется позже
всех, она – самая «молодая» форма общественного сознания.
Естественно, что прежнее мифологическое мировоззрение разрушается. Оно
структурируется, дифференцируется и усложняется, миф по-прежнему играет важную роль в
миропонимании, но ему составляет серьезную конкуренцию философия, которая возникает на
рубеже 7-6 в. до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Философия
представляет собой рациональную форму познания мира, она объясняет мир на основе
абстрактных понятий. Образы и представления играют в философской картине мира
подчиненную роль. Философское знание системно, доказательно. Единственное отличие
философского знания от научного – это его характер, философское знание не обладает
объективной истинностью, так как представляет собой мировоззрение, точку зрения
определенного субъекта, не является общезначимым, и поэтому плюралистично.
Именно возросшая роль личности, субъекта привела к появлению философии. Человек
стремился дать немифологическое, альтернативное объяснение мирозданию и для того, чтобы его
точка зрения имела вес и значение, ему были необходимы «новые» процедуры – доказательства
и убеждения. Введение абстрактных понятий взамен чувственно-наглядных образов и
представлений была вызвано, на наш взгляд, необходимостью упростить мифологическую
картину мира, которая была слишком громоздка. В ней присутствовало множество богов, чьи
функции часто пересекались, дублировались, и это серьезно затрудняло объяснение и понимание
окружающей действительности.
Накопленные к тому времени объективные знания были включены в орбиту философских
знаний, так как философия претендовала на построение общей картины мира. И когда объем этих
знаний в некоторых предметных областях возрос до определенной степени, появились отдельные
виды научного знания – математика, астрономия, медицина, история. Форма науки было
полностью заимствована из философии – системность (построение теорий), доказательность;
только характер знаний был иной. Ученые стремились к объективной истине и бежали от
плюрализма. Глубокая связь науки и философии существовала всегда и продолжает существовать
и в наше время.
Таким образом, генезис науки – процесс сложный и длительный. Мы стремились показать,
что важнейшей предпосылкой возникновения науки являлось развитие сознания человека до
определенного уровня. В процессе долгой эволюции, через формирование речи, изобретение
мифа, искусства, создание письменности, оперирования математическими абстракциями, в
результате систематического наблюдения за природными явлениями, через создание мифов на
основе фантазии и воображения, построение философских систем разум человека постоянно
совершенствовался. Венцом этого процесса было рождение науки
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!