Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Естествознание и религиозная традиция



Урок-лекция

Наука без религии неполноценна,

а религия без науки слепа

А. Эйнштейн

Какова роль христианской традиции в формировании науки в Европе в начале Нового времени? Отношение к познанию природы в восточно- и западно-христианской традициях. Почему необходим диалог между наукой и религией?

Техногенная цивилизация и ее базовые ценности, культурные и религиозные традиции в познании природы. Место религии в культуре Нового времени. Естествознание Нового времени.

Мысль и образ

Неизвестный автор. Н. Коперник

Почему на этом портрете Коперника (который, по мнению некоторых историков науки, является копией с его несохранившегося автопортрета) изображено распятие?

Развитие естествознания и культурные традиции. Вспомним некоторые важнейшие события в истории науки начала Нового времени:

· 1492 г. – открытие Америки Х. Колумбом;

· 1521–1522 гг. – кругосветное плавание Ф. Магеллана;

· 1543 г. – выход книги Н. Коперника с изложением его гелиоцентрической теории;

· 1609 г. – И. Кеплер опубликовал трактат «Новая астрономия», в котором изложил законы движения планет;

– астрономические открытия Г. Галилея с помощью телескопа;

· 1628 г. – У. Гарвей изложил свое учение о кровообращении;

· 1633 г. – процесс над Г. Галилеем;

· 1660 г. – создание Лондонского королевского общества.

· 1666 г. – учреждение Парижской академии наук;

· 1668 г. – начало микроскопических исследований А. ван Левенгука;

· 1687 г. – выход «Математических начал натуральной философии»

И. Ньютона, где изложены основы классической механики.

Естествознание развивалось в различных культурах и цивилизациях. Непреходящий вклад в познание природы внесли философы и ученые Китая, Индии, исламского мира. Именно благодаря арабским (или арабоязычным) мыслителям европейцы познакомились с достижениями античной мысли, которые в самой Европе были утрачены в период раннего Средневековья. Труды аль-Хорезми, Ар-Рази, аль-Фараби, Ибн-Рушда (Аверроэса) и многих других способствовали не только сохранению и распространению античного наследия (Аристотеля, Платона, Эвклида и др.), но и обогатили науку многими новыми знаниями. Однако наибольшее значение для формирования современного естествознания имели все же достижения западноевропейских ученых – Коперника, Кеплера, Галилея, Гарвея, Везалия, Декарта, Гюйгенса, Ньютона и др. Именно в Западной Европе XVI-XVII в. произошла научная революция, в ходе которой были заложены основы классического естествознания.

Почему же наука не сыграла в исламском мире той роли, которую она сыграла в Западной Европе? Причин тому множество. Знание в мусульманском мире имело высокий статус. Коран и Предание сохранили слова пророка Мухаммада о том, что «чернила ученого так же драгоценны, как и кровь мученика, павшего за веру» и «один час размышления лучше семидесяти лет богослужения». Однако не менее сильным было и противодействие занятиям наукой. Если науки, утверждали противники просвещения, говорят о том, что уже есть в Коране и в Предании, то они излишни, а если они говорят о том, чего там нет – «они вредны». Разумеется, отдельный ученый мог иметь весьма высокий статус, но получал он его, как правило, за свои конкретные полезные достижения, скажем, в качестве астронома, врача или юриста. Кроме того, для исламского мира Средневековья характерно стремление к закрытости знания. Знание должно быть достоянием немногих. Отсюда, кстати, сильное противодействие распространению книгопечатания в исламских странах, продолжавшееся до начала XIX в.

Христианская культурная традиция. В эпоху научной революции в Западной Европе сложилась уникальная цивилизация, которую иногда называют техногенной. Действительно, в развитии этой цивилизации важную роль играл и играет прогресс в науке, технике и технологии. Этой цивилизации присуща определенная система ценностей. Напрмер:

– человек – не пассивный созерцатель происходящего вокруг него, он активно изучает и преобразует мир;

– природа – это множество объектов и явлений, подчиняющихся определенным законам и задача человека открыть эти законы, чтобы полнее использовать природу в своих целях;

– объекты природного мира (вода, минералы, растения, животные и т. д.) служат материалами и ресурсами преобразующей деятельности человека;

– особую ценность имеет новизна (новые теории, идеи, материалы приборы и т. д.), ибо это ведет к прогрессу.

Эта система основных идей и ценностей является своего рода «генетическим кодом» техногенной цивилизации, во многом определяющим пути ее развития. Насколько эта система ценностей связана с христианской традицией?

Некоторые историки считают, что идеал техногенной цивилизации («Человек – царь природы») имеет свои истоки в христианском понимании места человека в мире. Сотворенный по образу и подобию Бога, человек занимает особое, центральное место, а природа предназначена для его пользования. В Библии сказано: «не много ты умалил его (т. е. человека) перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил владыкою над делами рук твоих; все положил под ноги его» (Пс.8: 6-7). В итоге иерархия мира обрела в хриcтианской культуре следующий вид: Бог над человеком, Человек над природой.

Кроме того, многие христианские мыслители и естествоиспытатели, особенно в XVI-XVII вв., полагали возможным и даже необходимым познавать Творца мира путем познания Его Творения. Подобные толкования, принятые в западно-европейском христианстве (протестантизме и католичестве), могли способствовать появлению «генетического кода» техногенной цивилизации.

Именно к западно-христианской догматике восходят основные особенности психологии научной деятельности: непримиримость к противоречию, твердая вера в разрешимость любой проблемы с помощью разума и опыта, нетерпимость к плагиату, самоустранение из описания и объяснения природных явлений. Таким образом, свойственный западно-европейской культуре Нового времени идеал активного, деятельного отношения человека к природе и пониманию природы как источника ресурсов для деятельности человека, создал основу техногенной цивилизации. Этому способствовали традиции западно-европейского христианства.

Подходы к исследованию природы. Вместе с тем в традициях восточно-европейского (православного) христианства, формировался иной подход исследованию природы. В чем состоит это различие? Почему наука Нового времени не сформировалась в рамках православной традиции?

Православная христианская традиция приводит к принципиально иному подходу понимания роли человека в природе: только из личного опыта предстояния Богу, из опыта верности и веры, человек может получить подлинное знание о мире. «Потщись войти во внутреннюю свою клеть, – писал прп. Исаак Сирин, – и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе».

Такая позиция не совместима с самой идеей научного познания и потому тормозила формирование науки. Действительно, в России наука стала развиваться в результате Петровских преобразованй и ранняя российская наука была экспортирована в Россию из стран Западной Европы.

Взаимоотношения науки и религии. Сопоставляя науку и религию, отметим, что обе они, как и любая деятельность человека, представляют собой сложные социальные явления. Пути развития и науки и религии зависимы от исторических условий жизни общества, от традиций культуры (во всех ее проявлениях), от экономических и политических направлений в развитии как отдельных государств, так и цивилизации в целом и еще от множества других факторов.

Именно поэтому в ходе истории пути науки и религии многократно пересекались. Возникали и конфликты. Они всегда были связаны с конкретными факторами своего времени, в том числе с попытками религии присвоить себе монопольное право на объяснение мира. Со временем наука обрела самостоятельность, произошло размежевание науки и религии.

Наука следует принципу научного мышления, т. е. объясняет мир естественными причинами, исходит из него самого. Это означает, что наука отвечает на вопрос КАК устроен мир, не касаясь вопросов, связанных со смыслом существования мира, то есть, ЗАЧЕМ он существует. На этот вопрос, связанный с нравственными устремлениями человека отвечает религия.

В настоящее время обще принято, что наука и религия – это взаимно дополняющие способы постижения мира человеком. Исследуя разные аспекты, вместе они служат идее Добра и Блага для человека.

* 1. В 1880-х гг. в Англии эффективность молитвы проверялась специальными статистическими исследованиями, в которых сравнивались продолжительности жизни людей, за здоровье которых молились и не молились. О чем, по вашему мнению, свидетельствует этот факт, если рассматривать его в контексте отношений между наукой и религией?

· 2. Какие из известных вам ученых и филологов были одновременно теологами и священнослужителями?

· 3. Г. Галилей, разъясняя различие целей науки и религии, сказал, что «астрономия учит как устроено небо, а не как попасть на небо». Однако такая позиция ученого не устраивала теологов. Почему?

· 4. Прокомментируйте слова одного современного богослова – «игнорировать находки науки теологически безответственно, а игнорировать глубочайшие импульсы теологического духа – самоубийственно для науки».

§ 13. Традиции и революции в естествознании

Урок-лекция

… Наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...