Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
К средствам художественной выразительности относятся также нюансы. Необходимость изменения силы звучания определяется содержанием произведения, смыслом и значением отдельных музыкальных построений. Иногда характер произведения требует сопоставления нюансов (контрастной динамики). Однако чаще различные нюансы (ff, f, mf, mp, p, pp) используются не в сопоставлении, а в постепенном переходе от одного к другому, то есть в нарастании или ослаблении звучности. Такое изменение силы звучания обозначается условными графическими знаками и терминами:
усиление – сrescendo
ослабление – diminuendo
Художественно-выразительное исполнение почти всех хоровых сочинений немыслимо без употребления такого рода нюансов. Но надо иметь в виду, что подвижные нюансы crescendo и diminuendo не имеют абсолютной силы звучания. Сила их целиком зависит от основного нюанса данного произведения или его части. Часто такая нюансировка совпадает с кульминациями отдельных фраз и способствует более выразительной подаче текста произведения:
БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ
Сл. А. Пушкина Муз. А. Даргомыжского
Темпоритм
Ничто так не искажает замысел композитора, как отсутствие у исполнителя чувства темпоритма, которое есть не что иное, как результат понимания музыкального произведения в целом: характера его мелоса, идеи и содержания, стиля и духа.
Исполнение хорового произведения в темпе характерном для данного произведения или указанном композитором, надо считать обязательным, так как изменение темпа не только сделает такое исполнение невыразительным, но может исказить произведение до неузнаваемости. Выбрав произведение для работы с хором, дирижер должен внимательно отнестись к определению темпа хорового сочинения, во-первых, следуя указаниям композитора, а во-вторых, основываясь на анализе содержания произведения.
Композитор обозначает темп произведения специальными терминами, общепринятыми в музыкальной практике. Пишутся они на итальянском или русском языке.
Вот наиболее употребимые из них:
Presto быстро
Allegro скоро, подвижно
Moderatо умеренно
Andante не спеша, спокойно
Lento медленно
Для исполнителя прежде всего важно уяснить, что темп – это определенная сфера образов, эмоций, настроений, неразрывно связанная с целостным восприятием музыки, ее характером. Не случайно большинство терминов, предназначенных для темповых обозначений, лишь косвенно указывая на скорость, передают в основном то или иное состояние, выражаемое музыкой. Медленные темпы – отражение спокойствия, торжественности, величественности; средние – сдержанности, сосредоточенности, размеренности; быстрые – пылкости, порывистости, живости, взволнованности. Иначе говоря, представление о темпе является в основном качественным, а не количественным. Поэтому музыканты-исполнители предпочитают словесные обозначения темпа (его качественную характеристику) метрономическим обозначениям, хотя и прибегают к последним, когда нужно установить точную скорость.
Темп самым непосредственным образом связан с гармонией, ладом, мелодикой, ритмом, формой, фактурой произведения. Так диссонирующие и сложные по строению аккорды часто выдерживаются дольше, чем простые и консонирующие. Мелодический рисунок, изобилующий широкими скачками, хроматизмами, задержаниями, также требует для отчетливости его восприятия несколько замедленного движения. Наоборот, быстрая репетиция звука обычно вызывает ощущение энергии и чаще всего служит для передачи взволнованности, настороженности или оживления. Певучая, протяжная мелодия, воплощающая настроение созерцания или размышления, подсказывает исполнителю неторопливый темп, тогда как устремленное вперед мелодическое движение, передающее возбуждение, радость или драматический характер, требует быстрого темпа.
Довольно распространенной ошибкой исполнителей является ускорение мелких ритмических длительностей и замедление крупных. Часто восьмые и шестнадцатые на фоне четвертей или половинных поются несколько скорее (поспешнее), чем все остальное. В таких случаях именно мелкие длительности нужно пропевать максимально выдержанно.
Однако не всегда один и тот же темп сохраняется на протяжении всего произведения. Изменение темпа во время исполнения – важнейшее средство художественной выразительности. Однако ускорение темпа (accellerando) и замедление темпа (ritardando, ritenuto) должны выполняться только в строгом соответствии с авторскими указаниями.
Фермата – средство художественной выразительности, имеющее отношение к темпу. Фермата – полная остановка движения музыки в каком-либо месте произведения. В большинстве случаев она находится в конце произведения или завершает часть его. Здесь она помогает исполнителю дослушать аккорд, придать значимость всему исполнению:
ПОЛЕ ЧИСТОЕ
Русская народная песня
Обр. А. Лядова
В ряде случаев композитор ставит фермату в других местах произведения, подчеркивая, таким образом, особое значение этих мест и применяет фермату как выразительное средство.
Продолжительность ферматы зависит от характера произведения, а также от величины длительности или паузы, на которых поставлена фермата.
Таким образом, можно сказать, что протяженность ферматы относительно ноты, над которой она поставлена, обратно пропорциональна длительности этой ноты. Но, разумеется, применять в практике такой расчет можно лишь условно, приблизительно. Большое значение при исполнении ферматы имеет музыкальность и чувство художественной меры самого дирижёра.
Выразительность ферматы усиливается еще и тем, что она в подавляющем большинстве случаев не появляется внезапно, а предваряется определенным замедлением темпа в предшествующих тактах, являясь, таким образом, своего рода следствием замедления. Особенно ярко это подтверждается при окончании произведения или его частей.
Но встречаются ферматы (чаще всего в середине музыкального построения), не нуждающиеся в предварительной подготовке, замедлении. Это уже зависит от замысла композитора:
А ТЫ ПРОЩАЙ
Русская народная песня
Дикция
Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но прежде всего осмысленным и основываться на глубоком проникновении в характер и стиль произведения, в содержание его литературного текста. В этом – смысл дикции как средства художественной выразительности.
Одна из первых задач руководителя – добиться от хора хорошей техники произнесения слов, хорошей, ясной дикции. Ясность подачи текста облегчает слушательское восприятие исполнения хорового произведения.
Но было бы неправильным утверждать, что такая ясность подачи текста для художественно-выразительного хорового исполнения всегда одинаково обязательна. Анализ музыки и текста хорового произведения М. Глинки «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила» дает возможность сделать определенный вывод, что дикция здесь у всех партий должна быть предельно четкой и ясной. Характер этого сочинения – бодрый, торжественный, радостный – определяет и степень ясности произношения текста:
ЛЕЛЬ ТАИНСТВЕННЫЙ
из оперы «Руслан и Людмила»
Муз. М. Глинки
В произведении А. Даргомыжского на слова М. Лермонтова «На севере диком» не нужна такая чеканность произношения, поскольку произведение лирического характера:
НА СЕВЕРЕ ДИКОМ
Сл. М. Лермонтова Муз. А. Даргомыжского
Произношение слов здесь должно быть мягким и максимально увеличивающим звучание гласных.
Для исполнения полифонических произведений применяется дикционный прим «затушевывания» текста для тех хоровых партий, которые в данный момент сопровождают основную тему. При несоблюдении этого условия партиями хора, играющими в данный момент второстепенную роль, слова основной темы будет трудно разобрать в общем звучании всех партий хора, произносящих одновременно различный текст:
AVE MARIA
Муз. Ж. Депре
Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных фраз. Поэтому усиление звука в кульминационных моментах сопровождается более четким произношением соответствующих мест текста.
Таким образом, не следует делать вывод, что показателем высокой дикционной техники хора является только умение четко и ясно выговаривать слова при пении. Для того чтобы дикция служила целям художественно-выразительного исполнения, необходимо применение ее во всем разнообразии, в соответствии с характером произведения, а также в соответствии со значением той или иной партии хора в том или ином месте произведения.
Характер звуковедения и тембр
Прием звуковедения legato является одним из важнейших средств художественно-выразительного исполнения мелодии, так как он отражает главное в процессе пения: плавность, напевность. Об этом могут свидетельствовать хоровые произведения и песни самых различных жанров и эпох.
Non legato(не связно) и staccato (отрывисто) – также весьма распространенные приемы звуковедения, необходимые для художественного выразительного исполнения многих произведений соответствующего характера.
Музыкальные штрихи – sforzando, parlando, glissando – вносят в палитру художественного исполнения много дополнительных красок, значительно облегчают его восприятие.
«Округленное», или «прикрытое», звучание как тембровый прием также имеет непосредственное отношение к средствам художественной выразительности. Степень округления будет обусловливать тембр звучания, необходимый для того, чтобы данное произведение (или его части) было исполнено выразительно, соответственно его музыкальному и текстовому содержанию.
Степень «прикрытия» в практике академического пения может быть чрезвычайно различна. Диапазон «округленности» звучания может охватить множество самых разнообразных по характеру произведений – например, от православных песнопений, где тембр звучания требует приема предельного «прикрытия», и до русских народных (особенно казачьих) песен, позволяющих академическую манеру пения предельно приблизить к народной, но при непременном условии – пребывании в зоне «прикрытого» звучания.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!