Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Метод мануального воплощения ансамблевого звучания



В этом методе заключается роль дирижера в хоре. Деятельность дири­жера аналогична деятельности режиссера и педагога; он объясняет коллекти­ву стоящую перед ним творческую задачу, согласовывает действия отдель­ных исполнителей, указывает технологические приемы пения. Дирижер дол­жен быть отличным аналитиком, замечать неточности исполнения, уметь распознать их причину и указать на способ устранения.

И. А. Мусин считает, что «это касается не только неточностей техниче­ского, но и художественно - интерпретаторского порядка. Он разъясняет структурные особенности произведения, характер мелоса, фактуры, анализи­рует непонятные места, вызывает у исполнителей необходимые музыкальные представления, приводит для этого образные сравнения и т.п.» [3, 9].

Дирижер должен обладать глубокими и многосторонними знаниями различных теоретических предметов, в совершенстве владеть анализом фор­мы и фактуры произведения; хорошо читать партитуры, иметь развитой слух. Так же от него требуется много разных способностей: исполнительских, пе­дагогических, организаторских, наличия воли и умения подчинять себе хор.

Посредством дирижерского жеста хору сообщается воля дирижера, организующая процесс ансамблирования.

Исключительно велика роль показа, который дирижер осуществляет как при помощи голоса, так и посредством жеста в формировании тембра хора. Жест опытного дири­жера всегда вызывает в звучании хора соответствую­щий тембро-интонационный нюанс. Доказательство то­му – заметное, а иногда и принципиальное изменение звучания хора в случае, когда им руководят разные ди­рижеры. Однако руки дирижера – это только часть (хо­тя и очень важная) дирижерского аппарата. Каким бы ясным, целенаправленным и красивым ни был жест, он утрачивает свою действенность, не подкрепляемый ми­микой и выразительностью взгляда. Художественно осмысленная мимика дирижера вызывает соответству­ющее выражение и на лицах участников хора, что в свою очередь оказывает большое влияние на формиро­вание тембра хоровой звучности.

Особенно важна роль дирижерского жеста в организации темпового ансамбля.

Хорошие, четкие ауфтакты дирижера всегда дают хору представление о темпе исполняемого произведения, и тогда постоянный темп (Andante, Moderato и др.) не представляет для хора особой трудности.

Однако иногда в начинающих или учебных хорах возникают отклонения от постоянного темпа в моменты выполнения усиления (crescendo) или ослабления (diminuendo) динамики. Это происходит неосознанно в связи с общим повы­шением или понижением напряжения.

       
   
 
 


При первых же признаках отклонения от темпа дирижеру необходимо проявить большую активность и волю к его сохранению.

Достижение такого вида ансамбля усложняется при необходимых модификациях темпа (rubato), а также в условиях частой смены метра и ритма. Важную роль в работе над этим ансамблем является техника дирижирования руководителя. Но хор, привыкший к точной руке дирижера, может потерять собственное слухо-моторное ощущение темпо-метро-ритма. Прием точной атаки помогает достичь темпо-метро-ритмического ансамбля. «В стремлении к точной атаке звука все певцы хора должны попадать в одну точку, одинаково пред-слышимую и предельно скорректированную жестом дирижера» [2, 165].

Трудности представляют переменные темпы – rallentando (замедление) и accelerando (ускорение). В этой работе главную роль имеет как дирижерский показ как рукой, так и голосом. Отрабатывается темповый ансамбль прежде всего на упражнениях или на отрезке произведения, где темп переменный.

При сопоставлении темпов в произведении необходимо руководст­воваться следующими правилами:

       
   
 
 


Качество темпового ансамбля в значительной мере зависит от двух составляющих: тех­ники дирижирования и техники дыхания хора. Неточно показанное, не вовремя взятое дыхание нарушает ансамбль. Неточное вступление (торопливое или, наоборот, запоздалое) зачастую является следствием неверной скорости вдоха. Поэтому дирижирование руководителя должно быть опережающим, посредством ауфтактов предвосхищать звуковое воплощение произведения. «Ди­рижер, выражая свои требования дирижерскими приемами, идет как бы впереди хора на этот некоторый промежуток времени. В жестах предшест­вующего момента выражается содержание последующего исполнения хо­ром. Расчет времени должен быть таков, чтобы в предварительном движе­нии или комплексе движений – жесте – исполняющий коллектив умел яс­но воспринять все требования дирижера и смог осуществить их в своем исполнении» – пишет К. Б. Птица [5, 250].


Действительно, важной частью дирижирования является начало ис­полнения. С момента появления дирижеру на эстраде, внимание хора устремляется на него. Дирижеру необходимо тщательно продумать свои действия, чтобы с первых шагов его появления на эстраде все способство­вало сосредоточению внимания хора. Он должен организовать готовность коллектива к строго дисциплинированному восприятию и выполнению требований руководителя, создать в коллективе ясное представление ос­новного характера исполняемого произведения, с помощью дирижерского жеста дать вступление.

С помощью своей артистичности, появившийся перед хором дири­жер должен способствовать созданию творческой атмосферы в коллекти­ве, уверенности, желания творить.

Таким образом, с помощью такого разнообразия приемов и методов хорового ансамблирования хормейстер должен уметь правильно организовать учебный процесс, уметь донести до сознания певцов творческую задачу.

Рекомендуемая литература:

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. М.:ВЛАДОС, 2003.

2. Казачков С. А. Дирижер хора – артист и педагог. Казань: КГК, 1998.

3. Мусин И. А. Техника дирижера. Л.: Музыка, 1967.

4. Памяти Н. М. Данилина /Под ред.А.Наумова. М.:Сов.композитор, 1987.

5. Птица К. Б. О музыке и музыкантах. М: Мистикос Логинов, 1995.

6. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова роль принципа коллективности в реализации метода психофизической сонастроенности хора на исполнение в хоровом ансамбле?

2. В чем состоит принципиальное отличие вокально-исполнительских задач певца – хориста от певца-солиста?

3. Охарактеризуйте главные признаки синхронности хорового исполнения.

4. Что вы подразумеваете под понятием сбалансированность хоровой звучности?

5. Работа над какими видами хорового ансамбля поможет достигнуть унисона в хоровой партии?

6. Можно ли признать дирижерский жест энергетической основой хорового ансамбля? Перечислите его характеристики.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...