Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мелодия, ее исполнение, соответствующее характеру и фактуре хорового сочинения, – главное средство художественной выразительности.
Самым важным в художественном исполнении является умение хора оттенять мелодию песни, основной мотив сочинения или его части. Пути выполнения этой задачи могут быть различны, в зависимости от того, в какие условия поставлен голос (партия), исполняющий мелодию, а также от характера произведения, стиля и т. д.
При пении в унисон забота о выделении мелодии отпадает, так как весь
хор поет только одну основную мелодию:
SUNT MULTA FUCIS
M. Praetorius
В двухголосных песнях мелодию также нетрудно оттенить, так как второй голос часто имеет вспомогательное значение:
СВАДЕБНЫЙ ХОР
(из оперы «Иван Сусанин»)
М. Глинка
В многоголосных произведениях необходимо более тщательно следить за тем, чтобы мелодия произведения была ясно слышна, так как ее исполняет только одна партия, в то время как остальные три (или более) поддерживают эту мелодию.
Фразировка
Одним из средств художественной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т. д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Поскольку исполнение хоровых сочинений, за исключением пения вокализов, почти всегда связано с литературным текстом, то музыкальная фразировка в большинстве случаев совпадает с фразировкой литературного текста.
Певцы хора должны знать основы строения музыкальной речи. При исполнении хорового сочинения, так же как и при чтении литературного произведения, необходимо уметь акцентировать главное, отделять одну мысль от другой, подчеркивать логические ударения и т. д.
Важным средством музыкальной фразировки выступает цезура – точка грани между фразами. Как нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.
Нередко певцу кажется, что ему незачем брать дыхание после той или иной фразы, если у него в легких остался еще достаточный запас воздуха. Это рассуждение неверно, ибо участник хора в подобном случае недооценивает значение цезуры, как средства художественной выразительности, рассматривая ее только как удобный момент вдоха для продолжения пения.
Выполнение цезуры как средства художественной выразительности является непременным условием художественного исполнения произведения.
Часто цезура может выполняться и без возобновления дыхания (вдоха). В этих случаях она представляет собой мгновенную паузу (люфт), подчеркивающую выразительность данного отрезка мелодии, связанного с текстом:
КРЕСТЬЯНСКАЯ ПИРУШКА
Сл. А.Кольцова Муз. М. Ипполитова-Иванова
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!