Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор ателье для музыкальных передач



В условиях кинематографии и телевидения музыка имеет раз-
личное назначение. Она может быть сопровождающей, связывающей
или тематической, т. е. специально'написанной для данной сцены.
Но в любом из этих случаев она чаще всего звучит за кадром и
должна быть связана с характером происходящего на экране дей-
ствия, оставаясь независимой от внещней, видимой на нем обета-
• новки. Эта внутренняя, чисто психологическая связь будет наилуч-
шей при оптимальных условиях передачи музыкальных звучаний.
140 ^


Музыка «в кадре» часто звучит одновременно с показом героев*
в концертном или театральном зале. И в этом случае оптимальные
акустические условия передачи музыки вполне увязываются с изоб-
ражением. Наконец, могут быть случаи, когда на экране изображен,
оркестр, играющий в акустически несовершенном помещении (цехе,,
крытрм стадионе и т. д.). И вот здесь необходимость создания еди-
ного звукозрительного образа заставляет сделать отступление от
оптимальных акустических условий для музыкальных передач. Од-
нако отсюда нельзя делать вывод о том, что помещения, деяользуе-
мые для записи или передачи музыки, должны иметь стандартные-
акустические условия. Музы-
кальный оптимум далеко не
стандартен и в большой степе-
ни зависит от характера музы-
кального произведения, типа
хансамбля и особенностей му-
зыкального жанра.

Рис. 8.4. Кривые T—ffVJ для передач симфонической музыки (J), камерной. (2), старинной и органной (*), популяр- ной (4) музыки '

Как роказали опыты В. Кю-
ля по прослушиванию симфо-
нической музыки в помещениях
больших объемов (более 2000
м3), для оптимального воспри-
ятия Музыкальных произведе-
ний романтического («Четвер-
тая симфония» Брамса), клас-
сического («Юпитер» Моцарта)

и современного («Весна священная» Стравинского) стиля требует-
ся, чтобы время реверберации в них было бы соответственно равныж
2,07; 1,54 и 1,48 с. Кроме того, было замечено, что этот оптимум со-
храняется для всех исследуемых помещений, несмотря на то, что-
они различались по объему в несколько'раз. Это привело к выводу,,
что при передаче симфонической музыки время реверберации долж-
но иметь среднее из указанных значений, равное 1,7с, вне зависимо-
сти от объема помещения, если оно достаточно велико (кривая 7
на рис. 8.4). Что же касается малых помещений для передачи сим-
фонической музыки камерного типа, то для них рекомендуется
(кривая 2 на рис. 8.4) выбирать тем меньшее время реверберации,,
чем меньше по численности музыкальный ансамбль или объем по-
мещения, используемого для звукопередачи.

При передаче хоревого пения и особенно органной музыки, что-
бы оттенить такие характерные особенности их звучания, как мело-
•дичность, напевность, медлительность, стремятся увеличить время
реверберации. Многие композиторы сочиняли, свои произведения е
расчетом на определенную акустику.зала. Это относится к органной
музыке И.-С. Баха, многим произведениям Берлиоза (например,,
«Реквием»), Вагнера («Парсифаль» и др.), Листа, наилучшим об-
разом звучащим в соборах и залах с временем реверберации, боль-
шем 2 с. Если учесть сказанное, то выбор кривой Брюля в качестве*,
исходной при определении оптимального времени реверберации для


старинной, органной и хоровой музыки (кривая 3 на рис. 8.4) пред-
ставляется правильным.

В отличие от старинной эстрадная и особенно новая популярная
музыка характеризуется быстрым темпом исполнения, большой рит-
мичностью и высокой камерностью или интимностью. Сохранению
этих особенностей музыки способствует уменьшение времени ревер-
берации в помещении и, как отмечалось выше, приводит к стрем-
лению возможно больше приблизить микрофон к исполнителю. Кро-
ме этого, если для старинной, классической и современной симфо-
нической музыки важным является единство акустической обста-
новки, ее естественность, то для джазовой и популярной музыки
характерны разноплановость и непостоянство акустических условий
даже в пределах одного и того же музыкального произведения. Так
как изменяющиеся.акустические условия, используемые для полу-
чения новых звуковых эффектов, проще получить искусственными
методами, ателье для передачи джазовой музыки должно иметь по-
стоянное и малое время реверберации, определяемое по кривой 4
' на рис.. 8.4. •.

Частотная характеристика времени реверберации для джазовой и
популярной музыку должна быть равномерной. Для музыки симфо-
нической желателен подъем ее на 10-ь20% в области низких час-
тот. Для старинной музыки этот подъем может быть до 40%, что
связано с предпочтением более подчеркнутой передачи звуков низ-
кого регистра. -

Для музыкальных ателье с большим временем реверберации
важное значение имеет структура ранних отражений, которая созда-
ет впечатление о размерах зала, чувство естественности и прозрач-
ности звучания, характерное для непосредственного слушания. От-
ражения, смешиваясь с прямым звуком, усиливают его и обогаща-
ют тембр звучания. Как показали опыты, оптимальная для музы-
кальных передач структура определяется запаздыванием трех первых
отражений относительно прямого звука на время, соответственно
равное 20-ьЗО, 35-^-50 и 45^-70 мс.

Как следует из приведенного анализа, музыкальные передачи

Рис. 8.5. Зависимости объема поме- щения от числа исполнителей, реко- мендованные для кино-, радиостудий и концертных залов

требуют большого разнообразия
акустических условий в помеще^
нии. Это требование связано как с
рассмотренными ранее особенно-
стями музыкальных ансамблей и
исполняемых ими произведений,
так и с объемом ателье, а следо-
вательно, и с численностью испол-
нителей. Качество звучания зави-
сит от его уровня громкости, кото-
рый падает при увеличении объ-
ема помещения и возрастает при
увеличении числа исполнителей
N. Кроме того, при передаче зву-
чания большого музыкального ан-


самбля необходимо иметь значительное пространство для размеще-
ния исполнителей и микрофонов. Все эти зависимости нашли выра-
жение в рекомендациях, представленных на рис. 8.5. Начнем кри-
вые 1 ж 2 выражают зависимости количества исполнителей от объ-
ема, принятые для киноателье и радиостудий, а кривая 3 отвечает
нормам, принятым для концертных залов. Учет особенностей музы-
кальньтх передач приводит к необходимости иметь на кино- и теле-
студиях ателье для камерной, джазовой,, симфонической музыки, для
симфонического оркестра с хором соответственно на 10-^12:; 20-:-25,
45-ь 60 и 100-ь 250 исполнителей с объемами 600-^-800, 1500^-2000,
3000^-4000 и 9000-М2000 м3.

В этих студиях должно быть оптимальное для их объема время
реверберации (см.„рис. 8.4). В них для управления структурой ран-
них отражений сверху и с боков оркестра на расстоянии около 9 м
от его центра должны размещаться отражающие козырьки, ширина
которых не менее 6 м, а угол наклона таков, что первые отражения
приходят с оптимальным запаздыванием в зону размещения микро-
фонов.

/





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...