Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор ателье для речевых передач



Дикторское ателье. Объем дикторского ателье, рассчитанного на
1—2 исполнителей, выбирается не меньшим^ чем 50-5-70 м3. Это де-
лается потому, что при уменьшении объема плотность спектра соб-
ственных частот уменьшается, характеристика реверберации, осо-
бенно на низких частотах, становится все более неравномерной и
качество звучания ухудшается. Учитывая, что дикторская передача
является образцовым примером передачи семантической информации,
важнейшее значение для нее приобретает высокая разборчивость
, речи. В этом случае время реверберации в ателье должно-быть не-
большим, порядка 0,4-5-0,6 с, и мало зависящим от объема поме-
щения.


Опыты показали, что правильная передача тембра голоса испол-
нителя обеспечивается при равномерной частотной характеристике
времени реверберации или при некотором ее снижении (на 10-т-
.-ь.15%) в области низких частот. Высокая диффузность звукового
поля в ателье обеспечивается распределением звукопоглощающих
материалов. Структура же ранних,отражений не имеет значения, так

Рис. 8.1. Зависимость времени ревер- берации, от объема ателье для дик- торской речи (1), озвучения (2) и для телестудий (&)

Рис. 8.2. Зависимость качества речевых
передач от расстояния источник — при-
емник звука при Т, равном 1,2 с (1)1
1,8
с (2); 2,5 с (8) и 4 с (4)

как дикторская речь не должна связываться слушателями с пред-
ставлением об акустике какого-то помещения. Как следует из ха-
рактеристики дикторских передач, акустические условия в ателье,
из которых они ведутся, должны быть оптимальными и не нуж-
даться в управлении.

Ателье речевого озвучения. В таких ателье производят запись
речи под заранее снятое изображение. Этим предопределяется тес-
ная связь звука и изображения, и речь должна донести до слуша-
теля не только семантическую, но и эстетическую информацию.
В этом случае при важной роли разборчивости большое значение
приобретает передача тембральных особенностей речи различных ис-
полнителей. Появляется необходимость показать, в каком простран-
стве происходят их действия, как они размещены относительно друг
друга и какой масштаб изображения. Все это требует, чтобы ателье
речевого озвучения имело переменные акустические условия, ко-
торые поддавались бы управлению в возможно более широких пре-
делах.

Опыт показывает, что для таких ателье время реверберации сле-
дует выбирать на 10^50% большим, чем для дикторского (рис. 8.1).
Ателье озвучения, в котором одновременно работает до 10—25 ис-
полнителей, имеет по сравнению с дикторским значительно больший
объем, достигающий 300 -ь 800 м3. Литературно-драматические сту-
дии, используемые для радиопередач, в соответствии с рекоменда-
циями ОИРТ имеют объемы и время реверберации, близкие к тем,
которые приняты для ателье речевого озвучения. Так, для средней
такой студии рекомендуется объем V = 250 -f- 500 м3 с временем



реверберации Т = 0,6 ± ОД с, для большой - V = 800 -^ 1000>»
и время Г ==0,8±0,1 с...

Относительно большие объемы ателье озвучения и некоторое уве-
личение оптимума времени реверберации приводят к тому, что вре-
мя реверберации в них по сравнению с дикторскими ателье возрас-
тает почти в два раза. Это, как будет показано, расширяет возмож-
ности управления названным акустическим параметром 'и
способствует подчеркиванию тембральных особенностей голоса ис-
полнителя. При указанных объемах ширина и высота атель^ доста-
точно велики для того, чтобы время запаздывания трех начальных
отражений'относительно прямого сигнала были бы оптимальными
для речи и соответственно равными 10-ь 15, 15-J-25, 25-i-35 мс.

Таким образом, речевые ателье и студии характеризуются до-
статочно большим временем реверберации, порядка 0,8-ь 1,5 с, что
позволяет осуществлять управление им. Как это видно из кривых
1 и 2 (рис. 8.2), высокая разборчивость, соответствующая баллу 4
{4 = 75%)' и выше, получается в студиях при расстояниях от ис-
точника до микрофона, изменяющихся в пределах 0,5-^-3,0 м. Это
указывает на то, что при речевом озвучении можно управлять
звуковыми планами. Все это вместе *с возможностью управления
структурой ранних отражений позволяет. улучшить как семантиче-
скую, так и эстетическую информацию и тем самым повысить худо-
жественные достоинства звукопередачи.

Павильон синхронной съемки. В нем запись звука производят
одновременно с киносъемкой изображения. Однако такой синхрон-
ный метод не нашел применения при записи музыкальных звучаний
прежде всего потому, что музыка, особенно оркестровая, редко
предлагается зрителям одновременно с показом на экране музыкан-
тов-исполнителей. Кроме того, такая запись невысока vno качеству
и экономически очень невыгодна.

Другое дело — запись речи. Когда выражение лица, жесты, дви-
жения исполнителя увязываются с его речью в процессе игры, соз-
даваемый звукозрительный образ становится наиболее естественным
м жизненно правдивым. Этому способствует и правдивая информа-
ция об акустических условиях, в которых действует исполнитель.
Так как запись художественной речи в.павильоне выполняется
в декорациях, изображающих то маленькие заглушенные помеще-
ния, то очень большие гулкие залы, время реверберации при записи
должно изменяться в соответствии с характером изображаемого про-
странства. При натурных декорациях оно должно быть равным ну-
лю, при декорациях, изображающих паровозное депо или большой
цех,— нескольким секундам. Таких изменений времени ревербера-
ции в павильоне получить нельзя, а потому в нем создают оптималь-
ное для речи время реверберации, а необходимого его изменения
добиваются искусственным путем в процессе записи или перезапи-
си звука,.

О численном значении оптимального времени реверберации для
синхронной записи или передачи речи можно судить по трафику
рис. 8.3, на котором значками отмечено время реверберации, реаль-


ных студий, а линиями выделены те из них, которые субъективно
оцениваются как наилучшие. Судя по графику, несмотря на очень
большие объемы таких помещений, время реверберации в них долж-
но быть равным 0,7-М,0 с.

При малом времени реверберации, характерном для павильонов
и телестудий, интенсивность первых отражений очень понижается

Рис. 8.3, Зависимость времени ревер- берации от объема телестудий по данным Би-Би^Си: 1 — оптимальное время; 2, 2' — допустимые отклоне- ния, А— излишне заглушенные сту- дии, D — недостаточно заглушенные студии.

и эффект, обусловленный их за-
паздыванием, не может заметна
влиять на качество речевых пере-
дач. Вместе с тем такое время ре-
верберации 'и равномерное разме-
щение звукопоглотителей делают
звуковое поле в этих помещениях
близким к диффузному. Это имеет
достаточно важное значение, так
как процесс звукозаписи в этих
помещениях связан с перемеще-
ниями источников и приемников
звука.

Итак, паЪильоны синхронной
съемки и телестудии имеют очень
большие размеры и малое время
реверберации, которое можно не-
значительно изменять за счет зву-
копоглощающего действия декораций. Частотная характеристика
времени реверберации для этих помещений должна быть равномер-
ной, возможен небольшой ее подъем на низких частотах. Размеры
павильонов.Позволяют получить большое время запаздывания пер-
вых отражении, однако очень мал ая-эффективность последних при-
водит к тому, что создать эффект пространственности с их помощью
не удается. Пространственное впечатление, связывающее речь с изо-
бражением, снятым в павильоне, можно получить только искусствен-
ным путем в процессе записи или перезаписи звука.

Таким образом, приведенный анализ позволяет сделать правиль-
ный выбор ателье или студии для записи и передачжрёчи с учетом
возможности изменения их акустических характеристик, что необ-
ходимо для более полной передачи семантической и эстетической
информации.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...