Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ореол жертвенного величия. Интеллектуалы более всего боятся "конца
истории", угасания космогонических процессов, в ходе которых они
страдают, гибнут, умирают за идеи - словом, живут, как и подобает
профессионалам этого рода. Поначалу их эпатажи и провокации выглядят
как более или менее невинные художественные и философские стилизации -
под примитив, варварство и т.п. Если эти стилизации замыкаются в
рамках одной из духовных элит, скажем, художественной, то это поначалу
лишь способствует преодолению синкретизма духовной жизни. Эстетическое
обособляется от нравственного, освобождаясь от морализаторства и
расширяя свои горизонты. Но цивилизация знает еще одну
(Ьорму венчурной деятельности - политику. Когда ослабевают подпорки
авторитарно-патриархальной культуры, когда и в политику проникает
соблазн эксперимента, выход за рамки ритуально-канонических форм,
происходит почти неотвратимая встреча Художника с Политиком. Она -
кульминационно-критический момент в развитии общества; она означает,
что часы истории переведены в новый, ускоренный ритм, приближающий все
развязки. Оплодотворенная раскованным художественным воображением,
политика становится производством историиНеоконсерваторы указали на
новую классовую поляризацию общества: с одной стороны - все слои,
входящие в гражданское общество, занимающиеся производительной
деятельностью, живущие самостоятельно, с другой стороны - слои,
образующие современный политический аппарат власти (в том числе и
интеллектуальной, духовной), живущие не самодеятельно, паразитически -
за счет растущих государственных изъятий из доходов первых. Самое
пикантное в этой новой дихотомии то, что предприниматели как составная
часть гражданского общества выступают тем самым и как составная часть
"эксплуатируемого народа", которому противостоит государство и все,
кто с ним связан. Растущее вмешательство государства в экономическую
жизнь, расширение всякого рода бюрократических регламентации - это
подавление не только буржуазной, но и гражданской, следовательно,
народной инициативы. Ибо предпринимательская инициатива, как следует
из неоконсервативной теории, важнейший компонент народной инициативы,
одна из главных форм самодеятельности в рамках жизни гражданского
общества.
Не случайно в странах протестантской культуры мелкий предприниматель
выступает в народном сознании как национальный герой, бросающий вызов
корпорациям и государству. Это соответствует статусу предпринимателя в
системе западной цивилизации: действуя в условиях разделения
экономической и политической власти, он выступает как полномочный
представитель гражданского общества, удовлетворяющего свои потребности
на основе свободной, неподотчетной государству самодеятел ь н ости.
Опираясь на экономическую статистику, неоконсерваторы утверждают, что
предпринимательская деятельность в развитых странах Запада стала
уделом большинства, а не меньшинства нации, стала частью всенародного
опыта, При этом обычно ссылаются на страну-пионера в области народного
капитализма - США. Так, по данным Ги Сормана, число лиц,
профессионально занимающихся предпринимательской деятельно-
стью в этой стране, достигло в 1982 г. 45 млн. человек; ежегодно
создается около 600000 новых предприятий. При этом растет удельный вес
фирм, относящихся к группе малого бизнеса, составляющей сегодня 99,8%,
Они производят 49,5% валового продукта и сосредоточивают 55,8%
трудовых ресурсов. Но этот количественный аргумент не исчерпывает сути
неоконсервативной реабилитации предпринимательского опыта. Речь идет о
предпринимательстве как о способе существования, альтернативном
социальному паразитизму. Социал-реформистов упрекают в том, что
расширяя государственное вмешательство в экономическую и социальную
жизнь, создав!" "культуру пособий", они насаждали модель опекаемого и
паразитического существования, распространяя ее на все более широкие
слои народа. Это деморализовало и тех, кто получал пособия, привыкая
жить не трудясь, и тех, кто, субсидируя растущий объем пособий,
терял заинтересованность в результатах труда, съедаемых налогами.
"Народный капитализм" для неоконсерваторов - это не просто лозунг и
теория, но прежде всего социальная стратегия, альтернативная
либеральной и социал-демократической. Причем, в отличие от
деидеологизированного сциентистского мышления, неоконсервативная
теория не верит в автоматизм "объективно заданных процессов" - НТР или
стихийную диффузию собственности, она видит в них лишь
социально-экономическую предпосылку популистской революции,
направленной против "нового класса".
Национализированный сектор - это то, что отнято бюрократией у нации,
это внутренний колониализм. Государственная собственность - это
экспроприированная собственность народа. и она должна быть возвращена
народу. Программы неоконсерватизма в разных странах Запада
предусматривают распродажу национализированных предприятий в виде
мелких акций. "Долой власть функционеров, да здравствует власть
акционеров!" - вот лозунг неоконсервативного популизма.
2. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННОГО
МЕЩАНИНА
Осознание общекультурных и цивилизационных предпосылок
предпринимательства, а значит, и того факта, что барьеры на его пути у
нас носят не только политический и институциональный характер, но и
коренятся в неявных "архетипах" культуры, пока что еще не стало
достоянием нашей реформационной мысли. Без диалога с неоконсерватизмом
предпринимательство, рыночная экономика и самодеятельное гражданское
общество не могут быть восприняты в их действительном цивилизационном
контексте. Здесь и обнаруживается су-
щественное различие западной "неоконсервативной волны" и нашей
реформы. Для Запада реприватизация и усиление рыночных начал - это
возврат из сравнительно недолгого кейнсианского и
социал-реформистского "пленения" к исконному способу существования, к
укорененному цивилизационному архетипу. Для нас это - ни более ни
менее как ломка архетипа, свойственного всем восточным обществам,
На Западе постиндустриальное общество знаменует поворот экономики к
новому антропоцентризму: реванш свободной предпринимательской
инициативы над анонимной рациональностью Больших Аппаратов - "научно
организованных", а на самом деле бюрократических управленческих
систем.
То противостояние Капиталиста и Организатора, о котором говорил
Веблен, а затем Бернхем и другие адепты "менеджерской революции",
имело отнюдь не призрачный и не второстепенный характер, Речь шла, по
сути, о ревизии важнейшего принципа жизнестроения западной цивилизации
- об ограничении индивидуалистической самодеятельности в пользу
мандарината технической эры - технобюрократии. От идеи
"научно-организованного капитализма" исходил не меньший соблазн, чем
от идеи "полной и абсолютной монополии", и природа этого соблазна была
одной и той же: стремление избавиться от риска. Крупный капитал,
пошедший на альянс с "техноструктурой" - взыскует того же, что и
подвластный ему промышленный плебс - социальных гарантий.
Развенчание концепции стабильности и бескризисности, обещанных
капиталу технократией, имело столь же большое значение для
неоконсервативной перестройки на Западе, как развенчание концепции
социального равенства и гарантий трудящимся со стороны партократии для
перестройки в нашей стране.
Неоконсервативные теоретики доказали, что понятие предпринимательского
рыночного риска является ключевым для западного типа цивилизации, с
ним связаны все ее вековые институты и ценности. Те, кто пытаются
изгнать его из культуры, посягают на сам принцип существования
западного человека, который, в отличие от восточного, от общинной
опеки давно ушел, но к государственной - так и не пришел, оставшись в
этом историческом смысле промежуточной личностью, и вынося всю
негарантированность промежуточного состояния, Получив от государства
гарантии военной безопасно^и, он не стал ожидать от него социальных
гарантий, предпочтя вести в повседневной социально-экономической жизни
рискованное и самодеятельное - никем сверху не гарантированное
существование.
Когда у нас в стране гордо провозглашали, что социализм навсегда
уничтожает конкуренцию, анархию производства и кризисы и гарантирует
трудящимся социальные блага, только отсутствие цивилизационного
восприятия - особой исторической метафизики, восприимчивой к
глобальным различиям мировых культур, помешало осознать, что тем самым
он уводит нас с Запада на Восток,
Но подобное искушение в XX веке пережили не только те, кому судьба и
собственный выбор уготовили долю "нового человека". Его испытал и
западный человек. Шутка ли, в самом деле: всюду возникают мощные
центры и институты коллективно организованных действий. Параллельно
этому возрастает мощь науки, бесконечно удалившейся' от всем
доступного здравого смысла, заглянувшей в такие глубины и тайны,
выпытавшей столь сокровенные истины, что это не по силам любому
сверхгениальному одиночке. Один машинный агрегат может заменить сотню
и даже тысячи людей, новая технология в считанные часы способна
совершить то, что, казалось, вообще выходило за границы земных
возможностей человечества. Одна научная рекомендация стоит множества
индивидуальных озарений и интуиции. Добавьте к этому действие законов
массового производства: рентабельность возрастает вместе с увеличением
серийности. Это означает, что коллективно организованная мегамашина
производства превосходит всякого рода индивидуальное кустарничество не
только технологически, но и экономически, давая более дешевую,
конкурентоспособную продукцию.
Как же в этих условиях не отказаться от суверенности своего
индивидуального я, ничтожного перед лицом Больших организаций,
заключивших союз со всесильной наукой? Высокоорганизованный крупный
буржуа, получивший диплом Оксфорда или Кембриджа, Эколь нормаль и ЭНА,
внял этому соблазну, ибо ему легче было постичь "бесспорные"
рационалистические истины технического века.
Но нашелся и ослушник. Этим великим ослушником века оказался мелкий
буржуа, сохранивший наивную протестантскую веру, что сегодня, как и
всегда, индивид находится в непосредственном отношении к Богу и судьбе
и никому не может доверить посредничество в устройстве своих дел и
ответственность за свое бытие в мире. Мелкий буржуа попрежнему считал,
что такие старые бюргерские добродетели, как воля и прилежание, с
одной стороны, личная инициатива и интуиция, опыт и воображение - с
другой и сегодня позволяют индивиду тягаться с Большими организациями,
соперничать с коллективным разумом стоящих у них в услужении
высоколобых" экспертов и совершать чудодейственные прорывы к рыночному
потребителю - бесстрастному арбитру, который никому и ни в чем не
потакает. Иными словами, в эпоху всемогущего альянса Науки,
Государства и Индустрии, когда сцену заняли государственный.и
технический человек. с их огромным интеллектуальным и социальным
престижем, мелкий буржуа отстаивает статус внегосударствен - ного
экономического человека, не признающего иных указаний, кроме рыночных.
Он вызвал беспредельное негодование интеллектуалов - носителей Великих
учений, обещающих вожделенную упорядоченность и организованность
социального бытия, - подчинение его стихийной, импульсивной органики
промышленным и социальным технологиям.
Здесь стоит особо остановиться на особенностях индивидуального
предпринимателя как специфического социально-исторического и,
подчеркнем еще раз, цивилизационного типа, а также на тех притеснениях
и искушениях, которым он подвергся на протяжении XX века.
Исследователи особо отмечают гетерогенность этого типа, Представители
немецкой социологической школы, М. Вебер и В, Зомбарт, отмечают в нем
"предпринимательский дух" (вкус к азарту и риску, к поиску новых идей,
энергию, волю и настойчивость), с одной стороны, и "бюргерский дух"
(прилежание, умеренность, расчетливость), с другой стороны. Сочетание
индивидуалистической раскованности и пуританского аскетизма - и
образует цивилизационный парадокс Запада.
Эти разноплановые черты относятся не только к социально-групповым, но
и цивилизационным особенностям экономического субъекта. Как
подчеркивает Ж. Эллюль, в основу Запада легли три разных наследия:
"греческий интеллект, римский порядок (право) и христианская
духовность". Напряжение между этими элементами западной культуры и
является постоянным источником ее внутренней динамики. При этом
философское совершенство греческого гения и институциональное
совершенство римской культуры объединяет одно:
они инструментальны и служат эффективности, тогда как духовность носит
принципиально не инструментальный, "не служебный" характер. "Великие
идеологии" XX века, технократическая и коммунистическая, каждая
по-своему пытались исправить этот парадокс, устранить лежащее в его
основе противоречие и создать наконец "монолитного субъекта" -
человека одного измерения.
"Техническая рациональность" изгоняла культуру вместе со всеми
вненаучными формами ориентации человека в мире, коммунистическая
"сознательность" основывалась на служеб-
подчинении классовой образом, устранялась,
ной трактовке морали - ее всецелом пользе. Гетерогенность начал, таким
и цивилизационный парадокс исчезал.
Вот этот "архаичный парадокс" и отстаивал мелкий буржуа,
противостоящий великим идеологиям века и за то тысячекратно осмеянный,
обруганный и отвергнутый ими. Реабилитация к нему, как и к другим
жертвам великих социальных экспериментов, пришла лишь в последнее
время. Но не хотелось бы, чтобы она сегодня приняла сугубо
морализаторский характер - в духе старого экономического романтизма,
так у нас укорененного. По моему убеждению, подзащитный не нуждается в
каких-либо скидках - он вполне вменяем и суверенен, и качества эти в
первую очередь относятся к деятельности, признанной в XX веке главной,
- экономико-производственной.
Неоконсервативная теория, в первую очередь экономическая,
представленная двумя главными школами, чикагской и австрийской, а во
Франции - "новыми экономистами", убедительно доказала, что настоящий
предприниматель сегодня, как и всегда, живет не в мире технического
детерминизма, а в совершенно другой, стохастической вселенной, В
отличие от предписываемых всезнающими идеологиями императивов - в духе
научно-технической, государственно-политической и даже
социально-исторической необходимости, предприниматель живет в
непредсказуемом - опасном и воодушевляющем в одно и то же время - мире
свободы.
Это означает, во-первых, прерывность: вместо железной логики,
связующей звенья прошлых и будущих событий в одну неразрывную цепь,
предприниматель - это тот человек, который каждый раз начинает заново.
Маркс, создавший бессубъектную теорию самовозрастания капитала,
исходил из наличной структуры спроса. Здесь дала о себе знать
заимствованная у материалистов XVIII века' натуралистическая трактовка
"первичных потребностей" - в еде, одежде, жилище и т.п., как
низменных. Меняются лишь средства удовлетворения этих потребностей:
исторические эпохи, якобы, отличаются не тем, что производится, а тем,
как производится, какими средствами производства. На самом деле спрос
сегодня является не менее изменчивым, чем производственные технологии.
И предприниматель начинает не с технологического, а с социального
открытия: с открытия новых или "экспликации" скрытых, еще не явленных
в сознании потребностей, а значит, новых рынков. Ясно, что всякий
новый рынок сразу же не может быть массовым; новая потребность сначала
проклевывается как смутное томление немногих - и настоящий
предприниматель первым улавливает
это томление своей социальной интуицией. Ясно, что в первую очередь
это - мелкий предприниматель.
Крупным корпорациям с их гигантским производственным аппаратом недосуг
заниматься предельно малыми сериями новой продукции - это невыгодно и
неинтересно. Но для мелкого предпринимателя именно поиски новых, не
занятых гигантами экономических ниш - единственный шанс. Здесь на
какое-то время он - монополист, но монополист особого рода, ничего
общего не имеющий с "непреложными законами" концентрации и
централизации производства. Он монополист не навсегда, не в качестве
ведомственного "гегемона", подчинившего себе всех в рамках
определенной отрасли и подотрасли - подобное допущение марксистской
политической экономии вообще не применимо к рыночной экономике
Запада4. Он, подлинно, калиф на час, монопольный изготовитель нового и
сверхнового - ровно до тех пор, пока оно остается новым. Когда
конкуренты опомнятся и принесут свои капиталы на новооткрытый рынок, а
вслед за первыми из них сюда повернется и циклопический глаз
промышленных гигантов, монопольная сверхприбыль новатора исчезнет и он
станет перед выбором: остаться в рамках прежнего рынка, поменяв
преимущества новизны на выгоды крупносерийности (массовости), что
доступно, в сущности, не многим, или вновь пуститься в погоню за
неизвестным.
Марксистская теория прогнозировала всенарастающую экономическую
статику: монополия утверждает свое "окончательное" господство на
внутренних рынках, затем захватывает внешние рынки, затем, когда все
они уже захвачены, начинается борьба за передел мира и сфер влияния.
Это была лапласовская картина конечного мира, состоящего из конечного
числа элементов и включающего конечное (исчислимое) число состояний.
Но сегодня экономика открывает, а точнее, переоткрывает, возвращаясь к
исконной картине пионеров буржуазного предпринимательства, тот мир,
который еще на заре нашего столетия представлен в теории
относительности,-а затем квантовой механике и других разновидностях
постклассического естествознания. В этом мире бесконечное не вовне, а
внутри малых пространств, оно связано с различиями интенсивного и
экстенсивного.
И. Гурьев справедливо подчеркивает, что <едва ли правомерен сам термин
"монополия". Устойчивое "единовладение", исключающее внутриотраслевую
конкуренцию, не сложилось. за всю историю высшей стадии капитализма
ни в одной из его развитых стран, ни в одной из его достаточно крупных
ключевых отраслей. фактом стала не отраслевая монополия, а
многоотраслевая корпорация>.
Здесь-то и обнаруживается, что гигантские корпорации и малые фирмы
пребывают как бы в разных типах пространства: первые - в ньютоновском,
вторые - в современном, квантовом. Их состязательность весьма
напоминает ту, что описал Зенон в своей знаменитой апории "Ахиллес и
Черепаха". В своем макропространстве Ахиллес сразу же и бесповоротно
побеждает Черепаху, сделав один гигантский шаг. Но Черепаха бесконечно
дробит конечное пространство Ахиллеса и путем таких дифференциации
находит бесконечно большое в бесконечно малом. Не так ли поступает и
мелкий предприниматель, бесконечно дробя и дифференцируя экономическое
пространство, находя все новые и новые стороны и нюансы там, где
корпорациям-Ахиллесам, видится исчерпанность и пустота.
Таким образом, опыт мелкого предпринимателя, вопреки стереотипным
представлениям о его архаичности, оказался "модернистским":
экзистенциальную значимость для него имеют такие новейшие концепты,
как неопределенность (сложность), бесконечность и стохастичность -
отсутствие линейной зависимости между прошлым и будущим состояниями.
Нам уже приходилось описывать5 этот тип бытия человека в качестве
исторического субъекта, имеющего дело не с предугаданной - подчиненной
непреложным закономерностям и линейно направленной, а открытой -
рисковой историей. Но стохастический опыт проникает не только в
философию истории, но и в экономическую теорию: экономика является
столь же открытой системой, что и история, и в этом смысле обе они
бросают вызов великим сциентистским мифам "научно организованного
будущего", будь то научный коммунизм или научная футурология. Почти
невероятное состоит в том. что рафинированный опыт новейшей науки в
сущностных своих принципах совпал с традиционным опытом
индивидуалистического предпринимателя - мелкого буржуа. Заслуга его в
том, что он всегда отстаивал картину экономики с человеческим лицом, в
центре которого стоит суверенный индивид, самостоятельный и
неподотчетный в своих решениях. Неистребимость человеческого
присутствия в современной Большой экономике чревата была самыми
неприятными выводами для всех концепций ее "научного" регулирования
сверху;
она означала, что предприниматель не просто следует зову необходимости
(принимающей в плановом и программированном обществе форму
научно-административной директивы),
5 См.: Панарин А.С. Возвращение в цивилизацию или формационное
одиночество // Филос. науки, 1991,?!?.
а занимается свободным экономическим творчеством. Тем самым экономика
снова становится гуманитарной наукой - наукой об экономическом
человеке как продукте особого типа культуры и цивилизации (без этой
оговорки понятие экономического человека сохраняло бы свой
вещеподобный и обезличенный - сциентистский смысл). В теории
экономического человека как цивилизационной теории, отражающей
специфику западного типа жизнестроения, именно предпринимательская
деятельность служит центральным моментом. Этот момент в основном
игнорировался марксизмом. Как отмечает В. Автономов, <в целом
"Капитал" (Маркса. - АЛ.) безусловно подчеркивает именно пассивную
сторону сознания и поведения хозяйственных субъектов, их
функционирование как "необходимого подчиненного элемента системы
объективных экономических отношений"., активная роль свободных
предпринимателей., не сводимая к совокупному влиянию объективных
обстоятельств, оставлялась без внимания>6. Капиталист у Маркса
выступает в двух ипостасях: собственника капитала и организатора
производства. Сторона собственности представлена у Маркса
традиционалистски и натуралистически:
это то, что буржуа либо унаследовал, либо отнял (экспроприаторство
первоначального накопления), В любом случае это - не его
собственность, ее генезис - это некая "метареальность", находящаяся
вне логики самого капиталистического производства. Она, скорее, сродни
традиционной военно-феодальной или кочевнической экономике захвата и
перераспределения.
Вторая ипостась капиталиста относится к функциям организатора -
командира производства.
В обеих этих функциях капиталист у Маркса выступает как исторически
обреченный тип. Незаконность его собственности как
захватническо-эксплуататорской дает повод для социального и
нравственного протеста угнетенных; что касается его организаторских
функций, то здесь его как дилетанта вытесняют специалисты в области
промышленной организации труда и управления. Усиливающееся отделение
капитала-функции от капитала-собственности интерпретируется как
свидетельство паразитизма буржуа, выталкиваемого в мусорную яму
истории.
Однако если из мира научно-промышленной организации. где в самом деле
доминируют специалисты, обратиться к МИРУ экономики, то мы увидим, что
здесь главную роль играет
Автономов В. Образ человека в политической экономии // Мировая
экономика и международные отношения, 1990,?? 2, с. 25.
творческая интерпретация мира человеческих потребностей, комбинаторика
в сфере нового разделения труда, всегда остающегося несовершенным и
незавершенным. Эту сторону предпринимательства как рисковой
деятельности, связанной, по выражению Ф. Хайека, с "процедурой
открытия", всегда подчеркивал экономический либерализм. Так, Ж.-Б. Сэй
видел в предпринимателе суверенного субъекта, "который берется за свой
счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт".
Здесь главная методологическая трудность состоит в понимании того, что
предпринимательская польза зависит не столько от эксплуатации
находящихся в его воле рабочих, сколько от угадывания полностью
независимой от него воли потребителя. ".В системе свободной частной
собственности, - утверждает Ж. Берти, - именно потребитель есть высший
суверен, ибо он располагает средствами поощрять экономически
правильное и наказывать ошибочное поведение производителей"7.
Особенность воли потребителя состоит в том, что в отличие от
бюрократических предписаний больших и малых командиров производства,
она не явлена демонстративным и недвусмысленным образом. Распознание
ее - творческий акт, связанный в первую очередь с признанием
потребителя в качестве суверенного лица. Предприниматель ведет с
потребителем "сократический диалог", не поучая его и не навязывая ему
свои истины, а "выпытывая" их у него, помогая потребителю "припомнить"
себя во всем потенциальном многообразии запросов. Здесь, как и во
всяком диалоге равных партнеров, нет гарантий и предустановленных
исходов. Настоящее предпринимательство - это дискретная деятельность,
осуществляемая не в рамках наличных предпосылок, а в сфере
нововведений. А стоимость нововведений определяется не прошлым
временем их производства, не затратами, а будущим полезным эффектом.
Здесь и обнаруживается главный изъян трудовой теории стоимости: она
предполагает, что стоимость определяется целиком в сфере производства
и тем самым дана заранее - до того, как произошла встреча
производителя с потребителем, Это выключение потребителя из процесса
определения стоимости означало игнорирование того самого единства
потребительной стоимости и стоимости, которое так настойчиво утверждал
сам Маркс. В будущем это сыграло роковую роль, не только заложив
основу затратной экономики "реального социализма", но и утопии
безрыночного хозяйства вообще.
''Berthy G. Vive la propriete. P., 1984, p. 173.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!