Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сенсуализм Локка и обоснование либерализма



Д. Локк (1632-1704)-крупнейший английский мыслитель XVII в.Основная идея Локка состояла в том,что знания сами по себе возникнуть не могут.Врожденных идей и принципов нет.Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии,философ указывает что если бы идеи были врожденными,то они были бы доступны детям,идиотам и дикарям.Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том,что в действительности такие идеи как понятие о Боге и душе,добре,зле и справедливости,ими не осознаются,а следовательно,от рождения человеку не даны.Под опытом Локк понимал все то,чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни.Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве материала для внутренней деятельности души,благодаря которой рождаются другой тип идеи.Эта особая деятельность души,названная Локком рефлексией,представляет собой способность души обращать свой взор на собственные состояния,порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях.Важный раздел эмпирической концепции Локка связан с учением о простых и сложных идеях.Простыми идеями он называл неразложимые элементы сознания.Образование сложных идей Локк представлял как простое комбинирование исходных элементов опыта посредством ассоциаций,соединения,отношения и обособления.Второй путь образования сложных идей связан с установлением сходств и различий через сопоставление и сравнение идей,в результате которого возникают идеи отношений.Последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование(отвлечение, обособление),посредством которого образуются самые общие понятия.Локк Джон разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.Все идеи возникают из двух основных источников-опыта внешнего(ощущения) и внутреннего(рефлексии).В основе знания лежат простые идеи,например,возбуждаемые в уме различными качествами тел-первичными,с

которыми эти идеи сходны(протяжённость,фигура,плотность,движение),или

вторичными,с которыми идеи не сходны(цвет,звук,запах,вкус).Посредством

соединения,сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует

сложные и общие идеи(модусы,субстанции и отношения).Он считает,что

познание реально лишь постольку,поскольку его идеи сообразны с

действительностью,и определяет истину как соединение и разъединение идей или

их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей.Познание Л. делит на интуитивное(самоочевидных истин,нашего собственногосуществования),демонстративное(положений математики,этики,бытия бога)и сенситивное(существования единичных вещей).Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное,что вносит в концепцию Л.явный

рационалистический элемент.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...